многочисленные этапы, причем каждый из них в свою очередь требует новой адаптации. В случае дефицита1 психологического напряжения человек не адаптируется (тогда возникает невроз тоски, невроз наваждения, истерия); 4) психоаналитическая теория Фрейда объясняет невроз «вытеснением» первичных сексуальных наклонностей, связанным с социальными императивами и невозможностью вынести напряжение, вызванное противостоянием инстинктивных импульсов механизмам защиты (социальное сознание в нас). Каковы бы ни были причины невроза, с точки зрения простого описания здесь различают три типа психических отклонений, причем все они связаны с наличием болезни у человека: это отклонения извращенца (обретающего радость в страдании другого), психопата (который бессознательно заставляет страдать своих ближних, причем страдает от этого сам), наконец, — невропата (который, во всех человеческих отношениях, всегда страдающая «жертва»).
НЕЙТРАЛИТЕТ: отказ участвовать в каком бы то ни было военном союзе. В основе его лежит похвальное стремление к политической объективности при международных разногласиях, в частности при противостоянии западного и коммунистического блоков. При этом нейтралитет (соблюдаемый Индией, Югославией, Египтом) предполагает политику неучастия и арбитража. В действительности же нейтралитет отнюдь не способствует урегулированию военных, дипломатических или идеологических конфликтов крупных сил, но просто представляет собой позицию маленьких стран (маленьких, по причине их экономической бедности или демографических проблем), не несущих никакой международной ответственности и способных быть лишь зрителями мировой истории. Нейтралитет выражает собой бессилие той или иной страны вести международную политику.
|
|
НЕМЕЦКАЯ (философия): обычно имеется в виду период (конец XVIII •— начало XIX в.) от Канта до Гегеля — знаменитая эпоха немецкого идеализма (Кант, Репнхольд, Маймон, Фихте, Якоби, Шеллинг, Гегель). У истоков этого периода
стоит Лейбниц, философия которого была изложена м популяризирована Вольфом. Позднее, в XIX в., появляются неокантианство, развивавшее кантовскую теорию познания с целью приспособить ее к формам современной науки (Мар-бургская школа, Коген, Наторп, Кассирер); БасЭенская школа с ее философией ценности (Лотце, Г.Рижкерт); зарождается феноменология (Гуссерль). Затем, в начале XX в., творит замечательный глубиной своей мысли философ Ласк, предпринявший попытку интеграции крит ицизма Канта в интуиционизм феноменологии; появляется философия природы Николая Гартмана; возрождение немецкого идеализма связано с Геленом; возникает философия бытия Мартина Хайдеггера; и экзистенциалистская философия Карла Ясперса. Вообще, для немецкой философии в ее историческом развитии характерна двойная тенденция: с одной стороны, склонность к углубленности, нередко достигаемой даже за счет ясности идей (эта линия идет от мистицизма Экхарта (XIII-XIV вв.) и Бёме (XVI в.)), с др»угой — к аналитической ясности, присущей немецкому духу. В ходе ее истории можно выделить рационалистов, вдохновлявшихся второй тенденцией (Лейбниц, XVII в.; Кант, Фихте, XVIII-XIX вв.; Гуссерль, Ласк, XX в.), и романтиков, вдохновлявшихся первой (Шеллинг, Гегель, Хайдеггер).
|
|
НЕОБХОДИМОЕ: то, что не может не быть. Эта логическая дефиниция характеризует собой то, что мы называем абсолютной необходимостью. В этом случае необходимое противостоит не только тому, что является возможным, но и тому, что просто существует (ассерторическому). Необходимый закон излагает не то, что есть, но то, что должно быть. От этой абсолютной необходимости следует отличать моральную необходимость, выражающуюся в чувстве того, что нужно и что не нужно делать: хотя мы и знаем, что нужно делать, но от нашей свободы (свободного произвола) зависит, будем ли мы действовать морально или нет. Моральная необходимость, следовательно, — это долг, который встает перед нашей свободой, но который не может принуждать нас или утверждать себя абсолютным образом.
НЕОКАНТИАНСТВО. См. Неокритицизм.
' 277
НЕОКРИТИЦИЗМ, или неокантианство: философское движение, опирающееся на наследие Канта и возникшее в Германии к 1860 г.; развивалось вплоть до 1914 г. Включает в себя многочисленные школы: физиологическую (Гельм-гольц, Ланге), метафизическую (Либман, Ж. Волькель), реалистическую (Риль), релятивистскую и позитивистскую (Г. Корнелиус), наконец и особенно — Марбургскую, или логическую, школу (Коген, Наторп, Кассирер, Льебер) и Баденскую, или аксиологическую, школу (Виндельбанд, Г. Риккерт, Ласк). Следует отличать неокантианство от посткантианства, возникшего задолго до него (Фихте, Шеллинг, Гегель). Более того, неокантианство было уже своеобразной реакцией на посткантианскую «метафизику» (см. посткантианец). Оно мыслит себя как «возврат к Канту», к теории позитивной науки (эпистемологии) и к морали, в основе которой лежит чувство долга (а не вдохновение): оно определяет себя как «строгую и методическую» философию, занимающую промежуточное положение между спекулятивной метафизикой и простым и чистым эмпиризмом.
НЕОПЛАТОНИЗМ: философская система, возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационалистических учений (пифагорейцы, Платон) и индийской и еврейской мистики. Основатель — А. Саккас; главный представитель — Плотин: его учение представляет собой теорию эманации, оказавшую глубокое влияние на христианскую патристику (учение отцов церкви с I по V в.), средневековую философию и Каббалу. Теория Слова Божия, духовного понимания, для которого нужен не только разум, но душевное участие, теория человеческой воли как желания блага и особенно теория «Единого по ту сторону бытия» (а не только по ту сторону познания) — все это представляет данное учение как глубокий спиритуализм, который должен был вдохновить Святого Августина и отметить собой всю западную философию (отсюда идет, например, концепция духа как «деятельности» — основополагающая у Канта, Фихте и во всей рефлективной философии).
НЕОПОЗИТИВИЗМ, или логический позитивизм: совре-i менный позитивизм, создавший себе школу в США и Англии. Возник в США в 1918 г., затем был представлен Венским кружком (созданным в 1929 г.). Продолжает классический позитивизм Конта и Дж. Ст. Милля, в основе которого лежит безусловная вера в ценность позитивной науки и ее методов. Но он добавляет сюда новые тенденции, в частности интерес к логике и техническому анализу проблем. Его также называют аналитической философией. Основные представители неопозитивизма — Карнап, Реп-хенбах, Шлик, Тарский; английский кружок «Analysis» представлен Райлом, Айером, Расселом и логиком Витгенштейном.
|
|
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (термин, используемый в логике): недостаточная точность и ясность в выражении мысли, которая в связи с этим допускает две или даже множество интерпретаций. Следует отметить, что неопределенность обозначает недостаточную ясность мысли, тогда как двусмысленность — недостаточную ясность слов. Если подойти с точки зрения последствий, то неопределенность — это чаще всего неумение (т.е. она неизбежна, "как всякий непроизвольный акт), тогда как двусмысленность —- это чаще всего хитрость (т.е. ее можно избежать, как и всякий акт воли); двусмысленность «разоблачается», неясность же «рассеивается». В философии говорят о двусмысленности, когда понятие может быть воспринято в двух разных смыслах (Кант говорит о двусмысленности понятий рефлексии, которые могут быть поняты либо как простые понятия, либо как объекты мира); такая двусмысленность отличается от неопределенности тем, что двойственность смысла будет здесь эксплицитной и явной, тогда как при неопределенности она будет подразумеваемой и неявной.