ПРИВЫЧКА: приобретенная манера. Исследователи часто настаивают на пассивном характере привычки как простом результате повторения некоторых актов, постепенно ставших бессознательными и механическими. В действительности, здесь необходимо соучастие индивида: мы никогда не привыкаем полностью к неприятной нам вещи, но зато охотно привыкаем к вещи приятной. Результаты привычки позитивны: она создает в нас автоматизм актов, т.е. расположенность к совершению определенной работы с наименьшей затратой сил и с наибольшим успехом. Вслед за Аристотелем мы часто смешиваем привычку с тем, что принято в социальной жизни (традиции, обычаи, институты), противопоставляя ее человеческой природе («привычка — вторая натура»), полагая, что она приходит ей (природе человека) на смену либо противоречит ей (моральный ригоризм, направляющий социальные привычки к укрощению естественных желаний), либо способствует ее расцвету (культура — это привычка, оплодотворяющая семена нашего духа). Закон нормальной социальной жизни состоит в формировании привычек, гармонирующих со склонностями человеческой природы.
ПРИДУМЫВАНИЕ: способность преподносить факты «как в романе». По Делэ, речь идет о помутнении памяти, при котором субъект принимает плоды своего воображения за аутентичные воспоминания и непоколебимо верит в их реальность. Пикк отметил разновидность придумывания, заключающуюся в заполнении пробела, возникающего в рассказе о прошлом, вторжением воображения; он назвал ее конфабуляцией. Эти бессознательные отклонения отлича-
ются от мифомании, которая, по крайней мере вначале, всегда сознательна и при которой субъект стремится дать высокую оценку самому себе.
ПРИЕМЛЕМОСТЬ: (фр. validite): качество того, что является законным и приемлемым (нем. Guitigkeii). Говорят также о приемлемости познания, когда речь идет об объективном познании (объект и характер которого универсально наблюдаемы), о приемлемости поступка, когда он отвечает моральным принципам и тем самым находит себе универсальное оправдание.
ПРИНЦИП: начало, исходная точка. Принципы бывают различных видов: логические принципы, строго управляющие сферой обоснованного знания (из них наиболее общими являются принципы тождества, непротиворечия и исключенного третьего); нравственные принципы, определяющие поведение человека, стремящегося совершать лишь приемлемые поступки. Нравственные принципы относятся к сфере сознания; этим они отличаются от «теоретических постулатов», которые произвольно устанавливаются на основании самих себя (например, аксиоматические принципы и математические принципы вообще). Однако их применение предполагает некоторые процедуры (или доказательства), без которых разум не может обойтись. Критическая филосо-.фия различает понятие принципа (первое положение, исходная точка) и основания (принципы обоснования и объяснения). Например, принципом философии Декарта является «мыслю, следовательно, существую», в то время как ее основание — «божественная правдивость».
ПРИОБРЕТЕННОЕ (знание): знания или идеи, возникающие с опытом или посредством обучения. Теория, по которой человеческая душа изначально — «tabula rasa», заполняемая затем данными опыта (знания приобретаются лишь из опыта, а принципы разума сводятся к привычкам), называется эмпиризмом: все знание, которым обладает душа, — приобретенное (Локк, Юм). Ему противостоят мысль Декарта о врожденных идеях и рационализм Канта (противоп.: врожденные идеи).
ПРИПОМИНАНИЯ (теория): теория Платона, по которой наше истинное познание — это воспоминание о прежнем состоянии души, когда, еще не воплощенная в теле, она жила в непосредственном контакте с чистыми идеями, в «умопостигаемом мире». Каждый из нас может подтвердить, что наши повседневные, связанные с конкретной практической деятельностью открытия элементарных математических истин или основоположений морали часто представляются нам воспоминанием о чем-то, что уже заложено в нас. Этот опыт описан в платоновском диалоге «Федон». Нередко термин «припоминание» обозначает также неопределенное воспоминание, которое нам с трудом удается локализовать во времени.
ПРИРОДА: физический универсум. Лаланд совершенно справедливо отметил многозначность этого слова, которое может означать: 1) совокупность отличительных черт живого существа или вещи («животная, человеческая природа»); 2) материальный мир, понимаемый, если рассматривать его с научной точки зрения, как физический универсум (комплекс отношений или законов), или же, с метафизической точки зрения, как органическая всеобщность («порождающая природа» у Спинозы — творческая энергия, присутствие Бога в мире, — противостоящие «порождаемой природе» — объекту человеческой науки; Природа в романтическом смысле — у Новалиса, Шеллинга — как посредник между человеком и божеством; или же в виталистическом смысле — у Бергсона — как «творческая эволюция» и т.д.); 3) то, что не является плодом искусства или человеческого ремесла. В этом смысле чаще используют термины «естественный», «природный»: «естественная красота»; 4) совокупность склонностей или темперамент — все, что образует «природное» в индивиде, в противоположность тому, что может к этому добавить искусство, культура или его собственная воля (характер, который мы вырабатываем у себя сами). Если мы принимаем понятие «природы», перед нами встает следующая проблема: можно ли различать, а значит и противопоставлять, природу и культуру! И если здравый смысл требует признать приоритет «природы» над «культурой», то можно ли из этого вывести первичную природу
чегповека или изначальное состояние человечества? Платон (428-348 до Р.Х.) на примере жажды различает естественные потребности и потребности, рационально или культурно сформулированные. Человек, говорящий «Я хочу пить», вьгражает естественную потребность; когда же он говорит «Я хочу выпить воды, вина или чего-то еще», он дает своей потребности культурное выражение. Можно сказать, что еда, питье, производство потомства — естественные потребности. Здесь не заметно, чем же природа человека отличается от жижггной природы. Само понятие человеческой природы ста-вит еще одну проблему: ведь еще Леви-Строс подчеркивал, что дети дикарей — это «культурные аномалии», а ни в коем случае не «верные свидетели первоначального поло-жеиия вещей». Домашнее животное, выпущенное на волю, может вернуться к инстинктивному поведению — врож-денгному, специфическому, одинаковому для всех. Другое дел о — человек, который уже не может путем регрессии вернуть первоначальное состояние, присутствующее в нем в сгкрытом виде. Даже Руссо, призывавший вернуться к естественному состоянию, которое он считал «хорошим», приЕЗнавал, что речь здесь идет о гипотезе или идеальном понгятии {«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», 1755): «И как он сможет дойти до конца и увидеть себя таким, каким его сформировала Природа, сквозь все те изменения, которые смена времен и вещ;ей должны были вызвать в его первоначальной конституции, и отделить то, что лежит в основании его природы, от того, что обстоятельства или прогресс привнесли или изменил» в его первоначальном состоянии? (...) Потому что это вовсе не легкая задача — отделить друг от друга изначальное и ис кусственное в сегодняшней природе человека, и познать состояние, которое больше не существует, которое, может быть, вообще не существовало, и которое, вероятно, никогда не б;удет существовать, но о котором совершенно необходимо составить себе четкое представление, чтобы уметь судить наш«нынешнее состояние». Именно поэтому идея нулевой стегг ени общества и культуры, различающая то, чем человек явля ется (природа), от того, чем он себя сделал (культура), остается лишь гипотезой, не
подкрепляемой никаким реальным наблюдением. Наоборот, создается представление, что
культура составляет часть человеческой природы. После Платона, определившего человека как существо, наделенное разумом, Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил его как «существо политическое» {«Политика», 1,2): «... природа, согласно нашему утверждению* ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойствен остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо». Культура может оказаться внешней или внутренней по отношению к индивиду, в зависимости от того, выражается она дисциплиной или воспитанием: «Дисциплина переводит нас из состояния животного в состояние человека... У него (человека) нет инстинкта, и нужно, чтобы он сам себе составил свой план поведения. Но поскольку он не способен на ЭТО: непосредственным образом и поскольку он является в этот мир в диком состоянии, он нуждается в помощи других. -Человеческий род обязан постепенно и своими собственными силами добывать у себя все те естественные качества, которые отличают человечество. Одно поколение воспитывает другое. Не стоит искать первоначало в первичном или же в совершенном состоянии цивилизации; но во втором. случае стоит также признать, что человек затем снова впал в дикость и варварство. Дисциплина не позволяет человеку отвернуться от его предназначения, от человечества, в сторону своих животных наклонностей... Но дисциплина совершенно негативна, потому что она ограничивается лишь тем, что избавляет человека от его дикости; образование же, наоборот, представляет собой позитивную часть воспитания» {Кант, «Трактат о педагогике», 1776-1787). Мы помним, что уже Сократ рассматривал истинное воспитание не иначе, как повивальное искусство {майевтика), помогающее родить идеи, которые естественным образом заложены в нашем уме. Следовательно, культура — продукт человеческой природы,, а постоянная «способность к совершенствованию» индивидов и обществ свидетельствует о.постоянстве этой деятельности. Леви-Строс, предпринявший
попытку «идеального анализа» («Элементарные структуры родства», 1947), связывает линию раздела между природой и культурой, или элементарную форму культуры, с взаимообменом и запретом на инцест: «Итак предположим, что все то, что в человеке универсально, раскрывает перед нами порядок природы и отличается спонтанностью, что все, что подчиняется норме, принадлежит культуре и представляет атрибуты относительного и особенного. Тогда мы сталкиваемся с тем фактом, или вернее с совокупностью фактов, которые, в свете предшествующих дефиниций, могут показаться скандальными: мы имеем в виду тот комплекс верований, обычаев, положений и институтов, которые в сумме своей обычно называются запретом на инцест. Потому что запрет на инцест представляет, вполне недвусмысленно и в нерасторжимом единстве, два качества, в которых мы признали противоречивые атрибуты двух взаимоисключающих порядков: он образует правило, но правило, которое — единственное между всеми социальными правилами — обладает в то же время качеством универсальности. То, что запрет на инцест образует правило, не нуждается в доказательстве: достаточно вспомнить, что запрещение брачных отношений между ближайшими родственниками может иметь широкое поле применения, варьирующееся в соответствии с тем, что каждая группа понимает под ближайшим родством; но что этот запрет, санкционированный самыми разными взыска-, тельными мерами, от расплывчатого осуждения, вплоть до непосредственного наказания виновных, иногда же просто насмешкой, всегда присутствует в любой социальной группе». Анализы происхождения социального или культурного факта не скрывают того, что невозможно отделить у человека врожденное от приобретенного, роль наследственности и роль среды, настолько взаимодействие биологического и культурного глубоко и перманентно. Французский биолог А. Жаккар подчеркивает: «Все то, что проявляется во мне: моя группа крови В, цвет моей кожи, мой контур головы, корь, которой я болел в детстве, или какая-либо черта моего «разума», — информация, привнесенная генетическим наследием, образованным наполовину моим отцом, наполовину -— матерью; все, что имеется во мне, будет «врожденным»; а вклад среды в материалы, энергию, чтение, эмоции... все, что
имеется во мне, будет «приобретенным». Весьма заманчиво задаться вопросом о соответствующих влияниях этих двух комплексов и спросить себя: какова доля участия каждого? Кажется вполне очевидным, например, что моя группа крови была определена врожденными элементами, тогда как корь была вызвана приобретенными факторами. Однако оказывается, что чаще всего этот вопрос не имеет смысла; поиск ответа на него может привести лишь к абсурду». («Я и другие», 1983). Нужно различать науки о природе (физику, химию и т.д.) и философию природы: последняя не поставляет нам, как науки, объекты, существующие в природе; она исходит из первичного ощущения человеком себя участником природы как окружающей его целостности. Это чувство природы отразилось в истории философии сначала в досок-ратических теориях ионийцев. Они считали природу жизненной силой: это чувство равнозначно признанию мирового порядка (древние называли мир «космос» — «порядок»), и тем самым, признанию рациональности вещей (космос был выражением логоса). Размышление древних о природе отталкивалось прежде всего от созерцания звездного неба. С метафизикой Аристотеля философия природы стала «витализмом», соотносящим все движения природных объектов с внутренней силой, с оживляющей их тенденцией: если тела падают на землю, то это, по Аристотелю, потому, что они «желают» или «стремятся» найти «свое место» (условно расположенное в центре земли). С Возрождением и развитием современной науки природа стала объектом физической науки: теперь она означает совокупность объектов материального мира {Декарт, Кант); для Канта «природа» строго соответствует универсуму Ньютона. В этом контексте философия природы искала рациональные принципы («законы духа»), делающие возможными самые общие законы физической науки. Метафизика природы Канта предстает как выведение фундаментальных законов ньютоновской физики из «категорий» ума, открытых философской рефлексией. Современная онтология заменила понятие природы понятием бытия как присутствия и света (Хайдеггер). Подводя итог, можно заметить, что история «философии природы» обнаруживает колебание между виталистическими теориями, направленными на бытие природы, и рацио-
налистическими теориями, направленными на познание природы.
«ПРИРОДА И ФОРМЫ СИМПАТИИ» (Wesen und Formen der Sympathie): произведение Шелера (1923 и 1926 гг.)- Исследуя проблему ценностей, автор дает различные подходы к «эмоциональным» и аффективным ценностям, в числе которых фигурируют, в первую очередь, любовь и симпатия.
ПРИРОДНОЕ (естественное): данное по природе; противостоит продуктам культуры. Природная религия или мораль, подобная той, например, что Руссо хотел пробудить в сердце, или что рождается у ребенка, когда он смотрит на природу, основана лишь на данных чувства или разума. Теория «естественного права» исходит из человеческой природы и противостоит теории «позитивного права», основанной на произвольных соглашениях. С психологической точки зрения, природное означает темперамент индивида (органические составляющие — связанные с нервами, железами, — принадлежащие индивиду от рождения). Гальен различал здесь: холериков (преобладание крови), флегматиков (преобладание лимфы), меланхоликов (преобладание желчи), раздражительных. Темперамент, который относится к природному, противостоит характеру, приобретаемому через воспитание, убеждения, но который индивид может также выработать у себя сам, своей собственной волей: святой Игнатий по природе своей был «холериком», а по характеру — святым.
ПРИСУТСТВИЕ: факт нахождения в определенном месте; более конкретное значение: осознание собственного местонахождения в определенном месте, осознание существования. Именно в этом последнем смысле фундаментальная философия Хайдеггера является анализом «присутствия» (от нем. Dasein — бытие здесь). В религиозной философии ощущение присутствия выражается через чувство приобщения к абсолютному бытию (идет ли речь о трансцендентном Боге или Природе, романтически понимаемой в качестве посредника между человеком и божеством). С точки зрения логики, присутствие (как ощуще-
ние некой «атмосферы», по словам Ясперса) часто противопоставляется восприятию предмета, чтобы подчеркнуть таким образом несводимость ощущения присутствия (или ощущения реальности) к совокупности отдельных предметов восприятия. «Ни один предмет, — говорит Якоби, — не может сравниться с бесконечным ощущением реальности».
ПРИЧИНА: сила, производящая результат. Поиск причин естественен для человеческого ума, полагающего, что «ничто не происходит без причины». «Физикотеологическое» доказательство состоит в восхождении от причины к причине и в выводе существования первичной причины, которой будет Бог." Это аргумент Аристотеля. Понятие причины остается «анимистским» понятием: ищут «интенцию», всеобщий корень. Современная наука (начиная с Декарта) ищет уже не причины, т.е. антецеденты феномена, но законы, т.е. постоянные связи между феноменами. Строго говоря, различают «действующую» причину — то, посредством чего происходит событие, и «конечную» причину — то, на что нацелено событие. Например, камень падает потому, что дует ветер («ветер» —действующая причина); он падает на голову Поля, чтобы его наказать (наказание — конечная причина).
ПРОБАБИЛИЗМ: учение, промежуточное между догматизмом и скептицизмом, развивавшееся в античности Аркесилаем и Карнеадом. Оно отрицает возможность познания абсолютной истины, но различает более и менее вероятные истины.
ПРОБЛЕМАТИКА: развертывание проблемы в процессе размышления: например, анализ чувства долга относится к нравственной проблематике. Это понятие часто используется в значении «исследования точно поставленной и развернутой задачи», при этом вначале все решения кажутся возможными. Нередко оно дополняется понятием рефлексии, которое добавляет ему большей строгости: проблематика — искусство ясной постановки и разработки проблем, а также их строгого решения, когда проблемы трансформируются друг в друга в процессе философской рефлексии.
ПРОБЛЕМАТИЧЕСКОЕ: речь идет о суждении, которое не является противоречивым, но которое в то же время нельзя проверить, насколько оно соответствует объективной реальности. Одна из трех модальностей суждения, согласно Канту: противостоит ассерторическому и аподиктическому суждениям.
ПРОГРЕСС: движение вперед. Без сомнения, прогресс несет с собой как хорошее, так и плохое. Но обычно, когда говорят о прогрессивном развитии цивилизации или человеческой природы, имеют в виду прогресс в сторону добра: в сторону роста сознания и увеличения счастья человека. Вера в прогресс была одним из принципов энциклопедистов XVIII в., позитивистов XIX в. Философы XVIII в. {Дидро, Вольтер, энциклопедисты) под прогрессом понимали не только научный прогресс, но, прежде всего, социальный прогресс, в смысле достижения политических свобод и экономического благосостояния. Конт, признавая всю значимость «индустриального развития», более важным считал человеческое развитие, состоящее в «непрерывном улучшении нашей собственной природы», важнейшими признаками которого являются разум и умение жить в обществе (социальность). Можем ли мы сегодня сказать, каким бы ни был идеал, к которому нас направляют философские учения, что реальная история подтверждает позитивные воззрения? Да, действительно, существует научный прогресс, следовательно, технический прогресс, а значит, и увеличение благосостояния людей. Однако, что касается человеческих отношений, можно ли сказать, что наша эпоха является более / «развитой», чем предыдущие? Развитость эпохи характери- ' зуется ее культурой: с этой точки зрения нельзя сказать, что современная культура превосходит античную культуру, а французская превосходит немецкую или английскую. Ведь речь идет о различных культурах. Если судить по количеству научных и философских открытий или художественных произведений, то век Перикла (V век до Р.Х.), например, можно считать веком необычайного прогресса и развития. Таковой же является и эпоха Ренессанса. XX в., который Ницше пророчески назвал «классической эпохой войн», может показаться эпохой упадка и в то же время возникно-
вения мировой культуры и беспрецедентного развития науки и техники. Но если говорить о прогрессе человеческой природы, то здесь следует различать два подхода: 1) с точки зрения индивида прогресса не существует, его никогда не будет, поскольку каждый человек в своей жизни должен сам учиться управлять своими страстями и добиваться победы разума; 2) с точки зрения человеческой истории можно отметить прогрессивное развитие государственных конституций в смысле увеличения свободы; развитие государственного сотрудничества, в результате чего достигнуты длительные прочные мирные отношения. Итак, развитие индивидуума есть непрекращающееся повторение одних и тех же ошибок и неверных поступков, успешнее справляться с которыми нам способны помочь лишь прогресс и всеобщее образование. История человечества, напротив, демонстрирует прогресс в сфере национальных и социальных отношений. Однако в действительности мирное сосуществование является результатом действия множества причин: в частности, прогресса в нравственной сфере, на который влияет развитие культуры -и искусств и который в свою очередь необходим для улучшения условий жизни. Вслед за Гегелем хочется также отметить, что лишь благодаря различию, сущест'вую-щему между странами, поддерживается дух соперничества, способствующий техническому и научному прогрессу. Гегель утверждал даже необходимость внешней угрозы для поддержания и укрепления национального сознания, для поддержания соревновательного духа в обществе, а также стремления к творчеству и самовыражению, поскольку человек устроен так, что без внешней стимуляции нет прогресса. В истории можно отметить периоды подлинного всеобщего прогресса, соответствующие мирным периодам (во время которых эффективно развивались искусства и достигался социальный прогресс) и военным (когда развивались техника и наука). См. История, Наука, Техника, Мораль.
ПРОЕЦИРОВАНИЕ: действие ума, заключающееся в соотнесении внешних объектов и внутренних ощущений.
Согласно Болдуину, именно благодаря проецированию наших собственных состояний мы способны понять другого
человека. Этому понятию соответствует также психоаналитическое понятие «трансфер».
ПРОЛЕГОМЕНЫ: (от гр. pro — прежде и legomenos — сказанное) предварительное замечание, служащее введением к изложению теории. «Пролегомены» — название одной из работ Канта (1783), в которой доказывается «невозможность всякой будущей метафизики» и исключительная реальность физического познания.
ПРОСВЕЩЕНИЯ (философия) (по-нем. Aufklarung): философское движение XVIII в., для которого характерны вера в прогресс человечества, вера в разум, недоверие к религии и к традиции. «Энциклопедия» Д' Аламбера и Дидро — характерный пример философского произведения эпохи Просвещения. Ее главными представителями были Дидро, Д'Алам-бер, Кабанис, Гельвеции, аббат де Кондильяк. В Германии представители Просвещения (кон. XVIII в.), во главе которого стоял Николай [Nicolai] и основным печатным органом которого стал журнал «Eudemonia», придерживались довольно поверхностного рационализма, противостоящего как романтическому вдохновению, так и «сумеркам» кантианской философии.
ПРОСТРАНСТВО: гомогенная и бесконечная среда, в которой расположены воспринимаемые нами объекты.
Строго говоря, различают пространство и протяженность: пространство обладает тремя измерениями, протяженность — двумя; протяженность — это поверхность, тогда как пространство — объем. Лейбниц и Кант рассматривали пространство как факт неделимой «интуиции», тогда как понятие протяженности соответствует бесконечно делимой материальной поверхности. Понятие пространства является, следовательно, количественным понятием, которое невозможно понять интеллектуальным путем, протяженность же, наоборот, исчисляема и точно определяется отношением объектов друг к другу.
ПРОТАГОР: греческий философ (Абдера, 486-410 до н. э.). Был знаком с Периклом и Сократом. Написал поэму
«О бытии» в духе Гераклита: «Все наши познания идут от ощущений; у всех людей разные ощущения. Следовательно, человек — мера всех вещей». Он обучал составлению хорошо выстроенных речей, не обязательно опирающихся на истину, чем и заслужил нарекания Сократа.
ПРОТЕНЦИЯ [protention] (от лат. protehdere — протягивать): акт проецирования на будущее приобретенного знания. Протенция предполагает удержание, т.е. воспоминание о прошлых ощущениях; именно с помощью наших чувств или прошлого опыта мы предчувствуем («проецируем») будущее. Этот термин широко использовался в феноменологии Гуссерля и Мерло-Понти.
ПРОТИВОРЕЧИЕ: отношение между двумя терминами, когда один противоречит другому. В логике различают противоречивые термины (которые будут всеобщими) и противоположные (которые представляют собой частный случай). Например, «движение» противоречит «покою» в той мере, в какой все вещи в мире находятся либо в движении либо в покое. Но «белое» противоположно «черному», хотя объект, который не является белым, не обязательно должен быть черным; он может быть желтым, зеленым и т.д. Выделяют логическое противоречие: А есть не А и реальное противоречие, когда дух индивида находится в противоречии с самим собой и мы имеем в результате реальный опыт страдания.
1РУДОН (Пьер Жозеф): французский социалист (Безансон, 1809 — Париж, 1865). Сын пивовара, из типографского рабочего ставший журналистом, он посещает кружки фурьеристов, знакомится с Марксом, с которым очень скоро у него возникают разногласия. Уже первый его труд «Что такое собственность?» (1840) приносит ему известность. В «Теории собственности» (1865) он вносит уточнения в свою систему. Не отрицая собственность как таковую, Прудон выступает в защиту коллективной собственности. Что касается экономики и социальных отношений, он выступает за социальную взаимопомощь, замену крупных капиталистических производств ассоциациями трудящихся. В политике
ПСИТТАКИЗМ [psittacisme] (от гр. psittakos — попугай): бессмысленное повторение прочитанного или услышанного. Пситтакизм свойствен детям, поскольку они постигают мир, повторяя звуки, слова, даже мысли, не понимая их смысла. С этой точки зрения, пситтакизм необходим для формирования ребенка. Однако псевдонаучная вульгаризация делает доступными для невежд словесные знания, потворствующие снобизму и тщеславию. А именно их и развивает пситтакизм.
ПСИХАСТЕНИЯ: психическое заболевание, для которого характерны тревожное состояние, стремление к достижению совершенства, утомляемость внимания. По
сути своей, это заболевание означает потерю чувства реальности, смешение реального и воображаемого на основании страха. Оно было описано Пьером Жане в 1902 г. в книге «Психастения».
ПСИХИКА: все, что относится к сознанию человека, определяет его индивидуальность. Психика охватывает всю совокупность фактов сознания и определяется как равновесие различных психических функций (чувств, поступков и знаний). Это психическое равновесие образует то, что обычно называют «индивидуальностью». Психика является предметом исследования психологии, психические заболевания относятся к психопатологии, формирование психики — к детской психологии.
ПСИХОАНАЛИЗ: метод психологического анализа, нацеленный на толкование неврозов, комплексов и других психологических проблем. Психоанализ — наука о бессознательном. Его основатель — профессор Фрейд, венский исследователь нервных болезней, ученик Шар-
ко и Бернхейма (Нанси), изучая вредные последствия перенесенных и забытых эмоциональных потрясений, установил связь между ними и наблюдаемыми психологическими трудностями. Он заключил, что существует динамичное бессознательное. Некоторые наши действия — от самых обычных (забыть отправить письмо) до самых странных (например, особый ритуал мытья рук у некоторых невротиков), согласно Фрейду, обусловлены скрытыми, но вполне реальными причинами. Невротические симптомы имеют свое значение. Его можно узнать, преодолев некоторое сопротивление и добравшись до бессознательного. Для выявления бессознательного Фрейд последовательно использовал различные методы: гипноз, метод внушения и, наконец, метод свободных ассоциаций («говорите все, что приходит вам на ум»). Последний оказался лучшим, поскольку в нем принимается во внимание индивидуальность человека, соединяются осознание проблемы и собственное толкование. Понять скрытые мотивации своего собственного поведения удается лишь после того, как преодолено свое же сопротивление. Сон — один из видов свободных ассоциаций, именно поэтому психоанализ называют также «наукой о снах». Психоанализ открыл некоторые факты психической жизни человека. Фрейд обнаружил, что в истоке многих психологических проблем лежит сексуальное событие. Он разработал теорию, бесконечно переделывавшуюся и изменявшуюся, основными принципами которой можно назвать следующие. 1) В своем поведении каждый человек стремится вытеснить то, что его угнетает (принцип удовольствия); внешний мир выставляет определенные условия, которые нужно иметь в виду (принцип реальности); опыт, оставляющий след, имеет тенденцию к повторению. 2) Психика человека имеет три составляющие: Оно (совокупность первичных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия); Сверх-Я (совокупность внутренних нравственных запретов) и Я, функция которого заключается в разрешении конфликтов, возникаю^ щих между влечениями и внешним миром, или между «Оно» и нравственным сознанием. 3) Когда «Я» не удается наладить отношения между субъектом и окружающей средой или удовлетворить потребности, возникают различные расстройства поведения: депрессии, неврозы, агрессивность, затор-
моженность, комплексы, преступления, психосоматические заболевания и т.д., которые психоанализ может ослабить или совсем излечить. Принцип лечения состоит в том, что осознание истинных мотивов наших проблем, страхов, навязчивых идей, фобий само приводит к восстановлению психического равновесия: вместо инстинктивных поступков, темных и неконтролируемых импульсов, вызывающих глубокий страх, психоаналитик устанавливает ясное сознание, рациональное и осознанное поведение. Психоанализ рекомендуется в случаях сексуальных расстройств (импотенции у мужчин и фригидности у женщин), психозов (для которых характерна утрата чувства реальности), повторяющихся неудач в жизни, для малолетних преступников. Для лечения необходимы: желание пациента, соблюдение регулярности сеансов, достаточный культурный уровень (слабоумный необразованный человек неспособен к тонкому самонаблюдению), не очень большой возраст, чтобы человек был способен к изменению. Лечение может длиться достаточно долго (несколько месяцев, даже несколько лет с частотой 3-4 сеанса в неделю). Оно должно проводиться высококвалифицированным психотерапевтом, который сам подвергался дидактическому анализу и контролю. Фрейд стал основателем школы: в 1910 г. была основана Международная психоаналитическая ассоциация. Однако теория Фрейда постоянно изменялась и перерабатывалась; и это вполне понятно: Цер-. ковь, освящающая то или иное понятие, порождает раскольнические церкви. В 1911 и 1913 гг. произошел разрыв с Адлером (1870-1937), выдвинувшим вместо понятия структурированных в детстве комплексов понятие органической структуры, и с Юнгом (1875-1961), который заменил понятие влечения религиозным понятием мифа. Произошли разрывы также в 1924 г. с О. Ранком (1884—1939) и в 1929 г. с С. Ференци (1873-1933), которые относили начало невроза к рождению и даже к периоду до рождения. Идеи В. Рейха причины сексуального характера, вызвали несогласие Фрейда в 1920 г. У А. Фрейд (1895-1982), проводившей психоаналитические исследования детей, быстро возникли резкие разногласия с М. Клейн (1882-1960), которая полагала, что вскрыла у детей психические доэдиповские структуры, изо-
бражающие ужасающий, дикий манихейский мир. Во Франции психоанализ приживался очень долго и гораздо раньше вызвал интерес в литературных кругах, чем в медицинских. Парижское психоаналитическое общество было создано в 1926 г. Учение Фрейда и психоаналитический метод стали известны благодаря трудам доктора Геснара (1886-1969). Первый раскол произошел в 1953 г., когда доктор Лакан (1901-1981) организовал Французское психоаналитическое общество. Сейчас во Франции насчитывается четыре психоаналитических общества, расхождения между которыми заключаются скорее в теоретических положениях, чем в самой практике анализа. Психоаналитический метод повлиял на все гуманитарные науки. Венгр Г. Рохейм (1891-1953) применил его к этнологии (народностям Австралии и Меланезии). Анри Бретон и сюрреалисты ввели психоанализ в литературу. Картины Магритта и М. Эрнста словно предназначены для иллюстрирования науки снов. Фильмы Л. Бунюэля теперь вряд ли останутся без внимания психоаналитика. Наконец, психоанализ не перестает влиять на литературу (М. Лейрис) и философию. Сартр создал экзистенциальный психоанализ и применил его к исследованию Флобера. Психоаналитический метод и понятия продолжают проникать в философскую мысль. Рикер даже отождествляет философскую мысль с психоаналитической аскезой, которая позволяет разорвать завесу наших желаний или наших заторможенных состояний, скрывающих от нас реальные вещи, чтобы познакомиться с грубой реальностью. В той мере, в какой философия должна отвечать на фундаментальные вопросы «Что такое человек?», как писал Кант, ни одна мысль не может оставить без внимания этот строгий и уникальный метод подхода к человеческой природе, каковым является психоанализ. Таким образом, психоанализ является одновременно медицинской терапией, философским подходом к пониманию человека и нравственной аскезой, нацеленной на то, чтобы дать нам, невзирая на частные проблемы, которыми мы отличаемся друг от друга, истинный образ человека.
ПСИХОДРАМА: методика исследования и диагностики некоторых психических заболеваний, представляющая
собой ответвление психоанализа. Методика психодрамы была случайно найдена американским психологом Морено: женщина прекрасно играла в спектакле роль нежной простодушной героини, после чего муж пожаловался психологу, что в жизни его жена стала ужасно сварливой. Пораженный этим контрастом, Морено предложил женщине сыграть роль сварливой жены, в результате она вновь стала в жизни нежной и простодушной. Этот случай позволил Морено и психотерапевтам открыть новый метод психологической терапии: предлагая больному проиграть свои собственные проблемы, драматические ситуации в его жизни, психолог может привести пациента к их осознанию и преодолению. Эта методика может применяться лишь для некоторых психологических нарушений и при условии, что она дополняется обучением положительному жизненному опыту. Известно, что Артур Миллер, сторонник формальных принципов психодрамы, предложил Мерилин Монро сыграть роль сумасшедшей. Это привело ее к осознанию своей истинной и неизменной природы, что непосредственно послужило толчком к самоубийству.
ПСИХОЗ: психическое заболевание. Психоз — гораздо более тяжелое заболевание, чем невроз. Он означает не только искажение характера отношений с другими людьми, но и разрыв отношений. Индивид замыкается в «своем» мире, из которого он больше не способен выйти. Поэтому, в то время как невротик страдает от своей болезни и остро осознает ее, больной психозом постепенно уходит в свой мир, абсолютно убежденный, что он совершенно нормальный. Иначе говоря, Лодверженный психозу настолько глубоко поражен болезнью, что больше не имеет желания, а следовательно, возможности вновь стать нормальным человеком. К числу наиболее типичных психозов относятся: мания, некоторые случаи меланхолии, шизофрения, паранойя.
ПСИХОЛОГИЗМ: позиция или учение, состоящее в трактовке фактов сознания как реально существующих вещей. Отвергая психологизм, феноменология Гуссерля старается показать, что феномен сознания не является реальным предметом, но значением, которое нуждается не только в простом описании, но и в истолковании. Философ-
екая рефлексия актов сознания не сводится, как в психологизме, к эмпирическому описанию содержания. Она включает в себя также акт абстрагирования, посредством которого рефлектирующий субъект абстрагируется от материального содержания данных сознания. Например, понять гнев другого человека — значит абстрагироваться от условий и конкретного проявления гнева вот этого человека, чтобы понять значение, общечеловеческий смысл гнева. Ошибка психологизма состоит в трактовке сознания как предмета, обладающего интериорностью, который можно разложить, а также в попытке использования в психологии методов естественных наук.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ: гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен — знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту теорию развивали Фешнер и Вебер, которые вывели закон соответствия между физическим и психическим чувствами (психическое чувство меняется в соответствии с логарифмом возбуждения),- Этот закон подверг критике Бергсон, подчеркнув качественное отличие между физическим и психическим состоянием (например, рукой мы чувствуем разницу в весе между 14 и 16 граммами, но не чувствуем между 14 и 15; здесь имеет место психическая прерывистость и физическая беспрерывность). Наконец, говорит Бергсон, нет никакого соотношения между человеческим восприятием голубого неба и тем количеством световых волн, которое соответствует голубому цвету; не существует общего измерения для психического факта и научного измерения возбудителя: собственно человеческое образует несводимый к чему-то другому фактор.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ: методика, предложенная Россолимо в 1912 г., в соответствии с которой можно делать различные графические тесты (характера, интеллекта и т.д.) и определять кривую, характеризующую способности и склонности человека. Линии психологического профиля определяются для того, чтобы помочь человеку сориентироваться относительно своих спо-
собностей и направлений деятельности. См. Школьная и профессиональная ориентация.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ: усилие духа. Это
усилие зависит от природы нашей деятельности, от уровня нашего умственного развития (Жане). «Действие» требует меньше напряжения, чем ситуация, когда мы «действуем и говорим одновременно». Интеллектуальный поиск, научное или философское творчество предполагают высокую степень напряжения. См. Склонность и соответствующую таблицу.
ПСИХОЛОГИЯ: наука о состояниях сознания. Предметом психологии может быть индивидуальное сознание (субъективная психология), поведение, т. е. совокупность объективных реакций индивидуума (объективная психология), поведения, иначе говоря, поступка и его значения. Это значение может быть определено либо исходя из нас самих и с помощью «проецирования», либо непосредственно, как «имманентное значение» поступка другого человека (мы непосредственно постигаем гнев и не можем его вывести из самих себя). См. Бихевиоризм, Поведение, Интроспекция, Психоанализ, Рефлексия.
ПСИХОЛОГИЯ: методы исследования Субъективный метод«интроспекции»
наблюдение над |
предмет — факты сознания; инструмент самим собой(интуиция или рефлексия)
1. Дескриптивный метод Мен де Бирана.
2. Интуитивный метод Бергсона, состоящий в обнаружении глубинного «Я» за «Я социальным».
3. Рефлективный метод Ланьо, Лашелье, Алена, заключающийся в выведении из факта индивидуального сознания (например, из определенного ощущения) универсальног значения.
Феноменологический метод, заключающийся в описании всего происходящего в сознании независимо от того, насколько это соответствует реальности (Гуссерль, Сартр). Например, женщина слышит голоса, и, даже если голоса нереальные, то, что она их