(Выявление ценностных ориентации членов классного коллектива) (Н.Е. Степанов)
Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:
Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни, пожалуйста, следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь - это...
Счастливый человек- это тот, кто...
Больше всего я ценю в людях...
Смысл моей жизни заключается в том, что...
2. Укажите, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя является важным. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают:
1. совсем не важно;
2 почти неважно;
3 немного важно;
4 довольно важно;
5 очень важно.
1. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
1 2 3 4 5
2. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
1 2 3 4 5
3. Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
|
|
3. Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
4. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
1 2 3 4 5
5 Интересная работа
1 2 3 4 5
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
1 2 3 4 5
7. Свобода как независимость в поступках и действиях
1 2 3 4 5
8. Хорошие и верные друзья
1 2 3 4 5
9. Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)
1 2 3 4 5
10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)
1 2 3 4 5
11. Счастливая семейная жизнь
1 2 3 4 5
12. Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
13. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
14. Активная, деятельная жизнь
1 2 3 4 5
15. Равенство (братство, равные возможности для всех)
1 2 3 4 5
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наименьшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
- на уроке;
- в общественных делах;
- на занятиях кружка, клуба, секции;
- при проведении досуга;
- нигде;
- где еще (допиши)____________________________
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твему мнению)?
- дома;
- в классе;
- в кружке, клубе, секции;
- в компании друзей;
- нигде;
-где еще (допиши)_____________________________
Спасибо!
Обработка и интерпретация полученных данных. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащихся: на реализацию духовных или материальных потребностей, на добро или зло, на пользу себе или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения доминирующих ценностных ориентации в классном коллективе. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждении личности учащихся класса можно рассматривать ответы старшеклассников на третий и четвертый вопросы.
|
|
Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С. 70-72