Фундаментальное ядро содержания

Логическая структура предметного содержания школьного курса химии.

ПЛАН

1. Систематический курс химии как дидактический эквивалент науки.

2. Основные дидактические единицы курса химии.

3. Логическая структура курса химии.

4. Система понятий школьного курса химии.

Основные понятия темы:

- логическая структура

- систематический курс

- концентрическая структура курса

- принципы отбора содержания для школьного курса

-принцип историзма

- основные дидактические единицы курса

- понятие

- система понятий

- принцип развития понятий

- система базовых понятий курса химии

- подсистема понятий

- химические факты

- химические законы

- химические теории

- разделы курса

- вводный курс

Введение. На предыдущих лекциях мы познакомились со структурой школьного химического образования. Установили, что оно является составной частью естественнонаучного образования, осуществляется по ступеням – начальное, основное и полное общее образование. То есть с элементарными химическими представлениями учащиеся знакомятся уже в начальной школе, затем в основной школе изучают систематический курс химии, а затем в старшей школе осуществляют выбор – на каком уровне будет изучаться химия (базовом или профильном).

Мы отметили вариативность школьного образования и узнали, как достигается единство в обучении химии в различных учебных заведениях. Для этого существует Госстандарт, важнейшими компонентами которого являются БУП и Фундаментальное ядро содержания (Обязательный минимум содержания). Это государственные нормативы, выполнение которых обязательно для всех школ на федеральном уровне.

Фундаментальное ядро содержания

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

· базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

· основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

· сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

· обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

· достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

· формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ХИМИЯ

Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания, наряду с физическими, находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Основные цели изучения химии в школе:

· формирование представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

· овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

· применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Фундаментальное ядро содержания – представлено в стандарте в виде:

набора предметных тем (дидактических единиц). При этом сегодня порядок их изучения, продолжительность изучения тем не нормируется – он будет определяться Программой учебного предмета.

Фундаментальное ядро разделено на крупные подразделы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: