Психологические теории эмоций

Вышедшая в 1872 году книга Ч. Дарвина «Выра­жение эмоций у человека и животных» дала основа­ние эволюционной теории эмоций. Согласно ей, эмо­ции появились в процессе эволюции животного мира как жизнеобеспечивающие приспособительные меха­низмы. Сопровождающие их движения и действия Дарвин понимал как остаточные реакции реальных приспособительных действий.

Идеи Дарвина подхватили У. Джемс и К. Ланге. Свое объяснение эмоций они также связывали с органичес­кими проявлениями. При этом именно органические проявления они считали первопричиной эмоций. Дру­гими словами, согласно У. Джемсу и К. Ланге, человек радуется потому, что смеется, грустит, потому, что пла­чет. Дальнейшее изучение эмоций и сопровождающих их органических изменений, проведенное У. Кенноном и П. Бардом, доказало ошибочность утверждений

У. Джемса и К. Ланге. Ими было установлено, что ис­кусственное прекращение поступления органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмо­ций. Указанные два подхода известны в науке как пси­хоорганические. На смену им пришла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно ей, эмоции возни­кают вследствие активности ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Позже Д. Хебб опишет влияние эмоций на психику и деятельность. В частности, он экспериментально получит «колоколо-образную» зависимость между уровнем эмоциональ­ного возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Так, слишком слабые и слишком силь­ные эмоциональные переживания не способствуют эффективной деятельности. Оптимальными являются переживания средней степени выраженности. При этом каждый человек имеет свой индивидуальный оптимум эмоциональной возбудимости. Обнаружение связи эмоций с деятельностью привело к поиску по­добной связи с когнитивным процессами. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, по­ложительное эмоциональное переживание возникает тогда, когда его когнитивные ожидания и представле­ния подтверждаются, отрицательное же — если меж­ду реальностью и когнитивными ожиданиями возни­кает диссонанс. Иллюстрацией этой теории может служить огорчение студента, не получившего желае­мую оценку на экзамене, и наоборот, — радость, если его мнение по поводу собственных знаний совпало с мнением преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: