Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни человека, помогая ему как отражать окружающий человека мир, так и управлять своим поведением.
Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди эмоционально могут реагировать совершенно по-разному. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. Одни получают удовольствие от одного произведения искусства, другие — от другого. Недаром в народе говорят, что на вкус и цвет товарищей нет и что о вкусах не спорят. Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание учеником неприятных переживаний при предстоящем разговоре с директором школы после совершённого проступка).
|
|
Роль эмоций в управлении поведением. Помимо отражения окружающей человека действительности и провоцирования его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека. Ведь возникновение того или иного ношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.
Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, они выполняют разнообразные положительные, а порой и отрицательные функции, которые часто совмещаются друг с другим.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной, а порой о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
Мобилизующая функция эмоций. Страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при активно-оборонительной его форме (убегании от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).
Компенсаторная функция эмоций состоит в частичном замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым |объектом эмоция придает этому объекту соответствующую оценку (нравится он или нет, опасен или безопасен), часто в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку ситуации, в которую попал он или любимый им человек, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации (идти на контакт с объектом или нет).
|
|
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщают другому о своем состоянии, что им нравится, а что нет и т. д. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию состояния, имеющегося в данный момент у другого субъекта.
Об этой функции эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: ведь плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывают у родителей и взрослых сочувствие, у других детей - понимание, что они сделали что-то плохое. Сигнальная роль эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
Понимание эмоций - важная способность учителя. По эмоциональным реакциям педагог может определить состояние ученика, эффект воздействия на него. Однако при этом нужно помнить: педагог «читает» по эмоциям состояние и переживания учащегося, но и его эмоции доступны пониманию детей. Поэтому нужно постоянно контролировать внешнее проявление своих эмоций, умело использовать их для воздействия на другого человека.
Подкрепляющая и стабилизирующая функция эмоций. П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, сопровождающие достижение цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок.
Дезорганизующая роль эмоций. Эмоции не всегда оказывают положительное воздействие на поведение и деятельность человека. Страх может нарушать поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится постичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении бывает трудно сосредоточиться на задании, человек может позабыть, что ему надо делать, каков правильный ответ на экзаменационный вопрос.
Следует иметь в виду, что положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная роль - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые стать поводом для самоуспокоения, благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания