Функции эмоций

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни человека, помо­гая ему как отражать окружающий человека мир, так и управлять своим поведением.

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъектив­ную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди эмоционально могут реаги­ровать совершенно по-разному. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болель­щиков же команды соперника — радость. Одни получают удовольст­вие от одного произведения искусства, другие — от другого. Недаром в народе говорят, что на вкус и цвет товарищей нет и что о вкусах не спорят. Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происхо­дящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание учеником неприятных переживаний при предстоящем разговоре с директором школы после совершённого проступка).

Роль эмоций в управлении поведением. Помимо отражения окружающей человека действительности и провоцирования его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека. Ведь возникновение того или иного ношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.

Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, они выполняют разнообразные положительные, а порой и отрицательные функции, которые часто совмещаются друг с дру­гим.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной, а порой о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуа­ции, более тщательному определению вероятности достижения успе­ха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций. Страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополни­тельного количества адреналина, например, при активно-оборонитель­ной его форме (убегании от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).

Компенсаторная функция эмоций состоит в частичном замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым |объектом эмоция придает этому объекту соответствующую оценку (нравится он или нет, опасен или безопасен), часто в связи с его схо­жестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку си­туации, в которую попал он или любимый им человек, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в дан­ной ситуации (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщают другому о своем состоянии, что им нравится, а что нет и т. д. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреж­дению агрессии со стороны другого человека или животного, распо­знаванию состояния, имеющегося в данный момент у другого субъ­екта.

Об этой функции эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: ведь плач, крик, страдальческая ми­мика ребенка вызывают у родителей и взрослых сочувствие, у дру­гих детей - понимание, что они сделали что-то плохое. Сигнальная роль эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашаю­щий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого че­ловека или животного.

Понимание эмоций - важная способность учителя. По эмоцио­нальным реакциям педагог может определить состояние ученика, эф­фект воздействия на него. Однако при этом нужно помнить: педагог «читает» по эмоциям состояние и переживания учащегося, но и его эмоции доступны пониманию детей. Поэтому нужно постоянно кон­тролировать внешнее проявление своих эмоций, умело использовать их для воздействия на другого человека.

Подкрепляющая и стабилизирующая функция эмоций. П. К. Ано­хин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмо­ции, сопровождающие достижение цели, запоминаются и при соот­ветствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекае­мые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок.

Дезорганизующая роль эмоций. Эмоции не всегда оказывают положительное воздействие на поведение и деятельность человека. Страх может нарушать поведение человека, связанное с достижением ка­кой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится постичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же дей­ствия, не приводящие к успеху. При сильном волнении бывает труд­но сосредоточиться на задании, человек может позабыть, что ему на­до делать, каков правильный ответ на экзаменационный вопрос.

 

Следует иметь в виду, что положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная роль - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосо­вершенствования человека, а первые стать поводом для самоуспо­коения, благодушия. Многое зависит от целеустремленности челове­ка, от условий его воспитания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: