Слово 15. Об отречении от мира

1. Возлюбленные! будем заботиться о средствах к своему спасению: ибо «время кратко» (Кор. 7, 29). Кто заботится о теле, тот не может (должным образом) заботиться о душ. Как никто не может смотреть одним глазом на небо, а другим на землю; так и ум не может вместе соединить попечение о Божественном и мирском. Когда разлучишься с телом; тогда будешь сожалеть, что столько имел попечения о том, что не приносит тебе никакой пользы. Имей пред очами Бога, Который видит все, что ты делаешь. Бойся Бога, Который зрит вся­кое помышление твое. Что стыдишься делать в присутствии людей, о том и помышлять считай неприличным. Как древо познается от плода; так и ум, каков есть, познается, чрез помыслы свои. Душа духовно разумная познает себя из рассматривания себя. Доколе ты подвергаешься хотя мало греху, дотоле не почитай себя свободным от стра­стей. Кто достиг истинной свободы, тот не помышляет уже о соделанных им срамных делах. Итак, не почитай себя свободным, доколе прогневляешь Владыку своего. Там свободы нет, где сердце вожделевает чего-либо принадлежащего миру. По­заботься о своем теле, как о храме Божием, и притом позаботься так, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу. Бойся Бога, Который будет су­дить каждый твой поступок. Ты, который столько заботишься о исцелении тела своего, когда заболит оно, почему не стараешься доставить ему блаженство по воскресении? Прежде приношения молитв Богу, ежедневно рассматривай, какую страсть ты победил. Как земля без семени и воды не может приносить плода; так и человек не может совершать покаяния без смиренномудрия и удручения тела подвигами. Растения цветут от прикосновения окружающего их воздуха и дыхания ветра; и человек украшается соблюдением заповедей. Таковое соблюдение (запове­дей) служит доказательством веры в Бога; а страх Божий состоит в том, чтобы хранить совесть не­порочною и невозмущаемою. Когда ты пребываешь в келлии, и начнет возмущать тебя похоть блудная, то ты первые приражения сего помысла отражай, чтобы не увлечься им. Старайся помнить, что тебе соприсутствует Бог, пред очами Коего открыты и самые тайны сердечные.

2. И потому так говори душе своей: если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим: сколько более ты должна страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего. Сими словами возбудится страх Божий в душе твоей. Если ты последуешь водительству страха Божия; то никакая страсть не возможет насильно владеть тобою, как говорить Писание: «надеющиися на Господа, яко гора Огонь: не подвижится в век живый во Иерусалиме» (Псал. 124, 1). Кто верует, что он, по исшествии из тела, должен предстать на суд (Божий); тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего; потому что сам дол­жен дать отчет Богу во всех делах своих. «Всем бо, - говорит Писание, - явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5, 10). Кто верует, что уготовано царство для святых, тот блюдется, чтобы не согрешить и в маловажных вещах, дабы быть сосудом избранным. Ибо «подобно, - сказал Господь, царствие небесное неводу» вверженну в море, и от всякого рода рыб «собравшу. Иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон» (Матф.13, 47. 48). Кто верует, что тело его воскреснет в день суда, тот должен очистить оное от всякой скверны и порока. Ибо говорит Писание: «Иже пре­образит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его, по действу, еже возмогати ему» (Филип.3, 21). Ничего нет в мире такого, что бы могло отлу­чить от любви Божией того, в ком оная обитает. Ибо говорит Апостол: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8, 35). О если бы Бог удостоил нас быть в числе тех, коих ни­какая вещь сего мира не разлучила от любви Хри­стовой; дабы нам вместе с ними получить милость благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Коему с Отцем Нерожденным и Духом Святым слава, власть, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: