Слово 19. О болезнях душевных

1. Прилично и мне с Пророком Исаиею взывать: «Терпех яко рождающая (дондеже) истреблю и изсушу (их) вкупе» (Исаи 42, 14). Если ты познал себя, если течет в тебе источник Святого Духа, то это слу­жит верным знамением, что враги твои рассеяны и погибли. «Не зде, или онде царствие Божие», говорит Спаситель, «но внутрь вас есть» (Лук. 17, 21). Есть такие, которые говорят о царствии Божием, но не творят дел царствия. Есть и такие, которые творят (дела царствия Божия), но без должного ведения и рассуждения. Весьма же мало таких, внутри коих есть царствие Божие, как говорит Спаситель. На сих нисходит Дух Святый; на сих исполняется слово Евангелиста Иоанна: «Даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Иоанн 1, 12, 13). Таковые свободны от той болезни, которая постигла Еву: «В болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16). Таковые не подлежат тому горь­кому изречению, которое произнесено ко Адаму: «про­клята земля в делех твоих» (Быт. 3, 17); таковые приемлют благодать, какую обрела (Преблагословенная) Мария: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя» (Лук. 1,35).—Ибо как скорби прежде постигли Еву и потомство ее даже до сего дня; так после ра­дость исполнила Деву Марию, и всех благочестивых христиан исполняет доселе. Как из худых сво­их помыслов мы познали себя чадами Евы, и проклятие, падшее на нее, мы ощутили на себе; так должны познать, что мы сделались сынами Божиими, из благих помышлений Святаго Духа и язв Христовых, если они действительно находятся в нашем теле. Ибо так сказано у Апостола: «Или не знает себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим не искусни есте» (2Кор. 13, 5). Когда же мы носили образ перстного (Адама), то познавали себя сынами его из действий злых помыслов, в нас живущих, которые составляют недуги души (т. е. страсти); те же, которые носят образ небесного, познают из действий Святаго Духа, в них живущего, что они сыны Божии.—Исаия взывает: «Страха ради Твоего, Го­споди, во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения» (Исаия, 26, 18). Опять написано у Екклесиаста: «Яко же кости во чреве раждающия, тако путь духа» (Еккл.11, 5). Как Святая Дева носила во чреве своем Сына Божия, так и приемлющие благодать Святого Духа, зачинают и носят его в сердцах своих по слову Апостола: «Да даст вам (Бог) силою утвердитися Духом Его, во внутреннем человеце. Вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми» (Ефес.3, 16—18). И опять: «Имамы сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас» (2Кор. 4, 7). Итак, если ты достиг исполнения сего слова: «Яко в той же образ преобразуемся от славы в славу» (2Кор. 3, 18). И: «мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Колос. 3, 15); И: «Христос в вас» (Рим. 8, 10). И: «яко из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божией» (2Кор. 4, 6). Если исполнилось на тебе оное слово: «Да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящии». И: «вы подобии человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака» (Лук. 12. 35—36). Да не заградятся уста твоя, не имея что отвечать пред святыми! Если ты, подобно мудрым девам, имеешь елей в сосуд своем, чтобы встретить Жениха, и не быть оставленным вне чертога; если ты знаешь, что дух твой, душа и тело, соединены так, чтобы ты мог явиться без всякого порока в день Господа нашего Иисуса Христа; если совесть тебя уже не обли­чает и не осуждает; если ты сделался младенцем, по слову Спасителя: «Оставите детей, и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное» (Матф. 19, 14); поистине, душа твоя сделалась Его невестою; уже отселе Дух Святый почивает в тебе, когда ты находишься еще в теле. Если же ты не таков, то ожидай скорби и горького стенания: ибо стыд и бесчестие покроют тебя в присутствии свя­тых. Как дева, вставая рано утром, ежедневно за­ботится только о том, чтобы украсить себя для же­ниха своего, глядясь в зеркало, она тщательно рассматривает себя, нет ли на лице ее какого либо пятна, могущего произвести в женихе отвращение; так и святые с великим попечением и тщанием ежедневно испытывают дела свои, слова и помыслы, чтобы не нашлось в них чего либо неугодного не­бесному Жениху. Брат! Употреби с разумом всякий труд, телесный и душевный, чтобы наследовать оную вечную радость, которой редкие обретаются до­стойными. Это суть те, которые очистили души и чувства свои духовным мечем от всякие скверны страстей (Ефес. 4, 17). Да поможет Бог немощи на­шей обрестися в лике святых Его, благодатно Го­спода нашего Иисуса Христа. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: