Armanenschaft

Политическая мифология Листа о сословии служителей Вотана опирается наидею политической власти посвященных как в старом, так и новом обществе.Впервые эта идея была сформирована им в лекциях и статьях 1890-х годов, нокак принципиальный элемент его воображаемого мира определилась в 1908.Термин Annanenschaft, которым Лист определил древнюю иерархию, восходит кего адаптации тевтонского мифа изложенного Тацитом в "Германии". Римскийавтор сообщает, что история происхождения древних германцев сохранилась вобрядовых песнях. Этими песнями встречали рождение земного бога Твиско и егосына Мануса - основателей расы. В них также пелось о том, что Манус имелтрех сыновей, по имени которых были названы три главных племени древнихгерманцев: племена, жившие на побережье, получили имя "Ингевонов"; жившие континенте -- "Гермионов"; и прочие -- "Истевонов". В пику Тациту идругим классическими историкам, пытавшимся связать эти имена с географией.Лист утверждал, что они указывают на социальные сословия внутриариогерманского племени. Он полагал, что Ингевоны, Гермионы и Истевоныпредставляют сельскохозяйственное, интеллектуальное и военное сословиесоответственно. Интеллектуальное сословие, клан королейсвященников,послужило Листу основанием всех дальнейших политических построений. Онгерманизировал слово Гермион в "Агшапеп", имея в виду наследников солнечногокороля, а их сообщество определил термином "Armanenschaft". Короли-священники были ответственны за все дела правления и образованиядревнего общества, эти обязанности были возложены на них их глубокоймудростью. Мудрость состояла в знании германской теософии. Обладание этимзнанием рассматривалось как абсолютное и священное право политической властидля посвященных, тогда как общество расслаивалось в соответствии с тем,насколько каждый класс причастен знанию. Лист подчеркивал то обстоятельство,что указанное знание не было одинаково доступно всем членам общества. Онуказывал на двухъярусную систему экзотерического и эзотерического обучениязнанию. Экзотерическая доктрина (Вотанизм) предполагала популярную формумифов и притч, предназначенных для низших социальных классов, эзотерическаядоктрина (арманизм) имела дело с тайнами знания и ограничивалась ученикамииз высшего круга. Поскольку Armanenschaft было структурой, ответственной заобразование, то такое разделение административно было легко достижимым. Лист описывает Armanenschaft, пользуясь концепциями франкмасонов ирозенкрейцеров. Элита священнослужителей разделялась на три ранга всоответствии с рангами иерархии ложи: вступающие в ученичество, братство имастера масоны. Каждая ступень означала определенную степень посвящения взнание. Помня о масонских ритуалах, Лист каждый ранг древних священниковснабдил собственными особыми знаками, рукопожатиями и паролями. Перед темкак перейти в ранг брата, неофит должен был провести семь лет за изучениемЭдды и элементарной теософии. На следующей стадии обучения он путешествовалпо другим центрам арманизма, приобретая необходимый опыт священника,руководителя и учителя. По прошествии семи лет, подготовленный и умудренныйбрат мог перейти в ранг мастера, на ступень полного посвящения. Здесь онприкасался к последним тайнам знания, которые не могли быть сообщены припомощи языка: Лист описывал эти таинства знания такими оккультными формуламикак "утраченное слово мастера", "непроизносимое имя бога" и "философскийкамень", изъятых из масонского, каббалистического и алхимического наследияXVIII века или же собственной формулой, составленной из пяти гласных Arehisosur. Франкмасонство, таким образом, послужило Листумоделью для иерархии священников, основывающей свою власть на механизмахпосвящения. Помимо власти мастера над подчиненными ему братьями, гностическаяградация поддерживала и коллективную власть Annanenschaft над непосвященнымбольшинством. Обладая "высшим и священным статусом" Annanenschaftпользовалась и соответствующими высшими привилегиями. Поскольку и король, изнать происходили из коллегии мастеров, сословие абсолютно доминировало вделах правления. Знание священников сочетало в себе науку, религию и право,что позволяло им пользоваться абсолютной властью как учителям, жрецам исудьям. Органы правления, школы и суды являлись арманистскими центрами или"высшими зонами" (Halgadome). Всякая власть, таким образом, выступала каксредоточие законности и святости. Рассказывая историю Annanenschaft, Лист продолжая опираться наоккультные материалы розенкрейцеров алхимии, военных религиозных орденов ифранкмасон ства. Он утверждал, что Armanenschaft, подвергнувшеесяпреследованиям в древней Германии, выжило до настоящего времени лишь в силутого, что его таинства тщательно оберегались в обществах розенкрейцеров ифранкмасонов, рыцарскими орденами и учеными магами Ренессанса, превзошедшимивсе герметические каббалистические науки. Связь между этими различнымигруппами скрывается запутанной мифологией теософов и атмосферой тайны,окружающей такие общества XVIII веке. Для того, чтобы понять оценку Листомэтих групп как социальных агентов арманизма в темные времена, необходимоподробно рассмотреть эти мифологии. История указанных мистификаций может быть понята только в связи сростом иррационализма в середине XVIII столетия. Эта тенденция частичнооказалась реакцией на изменение взглядов просвещенных наследниковабсолютизма в Германии, которые отказались считаться с наследиемтрадиционных законных привилегий, неприкосновенности духовенства и народныхпредрассудков. Реформа просвещения представляла угрозу для многих людей,поскольку обещала разрушить скрепленные временем привычки и культурныеценности. В иррационализме люди нашли конкретное идеологическое оружие дляборьбы с грядущим обновлением. Существовали и более древние источники новогоиррационализма: традиционная религиозность, пиетизм, восхищение мистическимспособом решения загадок природы, -- все это находило выражение в оккультныхнауках. Новый иррационализм был, таким образом, результатом слишком высокойоценки эмоций и интуиции, соединенной с отвращением ко всякомуаналитическому разуму, материализму и эмпиризму. Духовное настроение, широкораспространенное в Германии, породило множество сект и обществ во второйполовине восемнадцатого века, посвятивших себя всему оккультному итаинственному. Именно они и ответственны за оживление интереса к алхимии,розенкрейцерам и франкмасонам. Возникновение ордена розенкрейцеров следует датировать началомсемнадцатого века, когда в Касселе были опубликованы два анонимныхманифеста, приписываемых Chymische Hochzeit Иоанна Валентина Андрее(1586-1654). В манифестах объявлялось о существовании тайного братства,имеющего целью "универсальное и всеобщее преобразование мира".Предположительным создателем братства назывался Христиан Розенкрейц, жившийприблизительно с 1378 по 1484. Преобразование мира должно было совершитьсяпутем соединения протестантизма с магией и алхимией и каббализма ссовременными медицинскими и научными знаниями. Фрэнсис Йетс высказывалпредположение, что манифесты выражали надежды, возлагаемые на Фридриха II,как на "политико-религиозного лидера, призванного решить проблемы века" в товремя как их содержание выглядело своеобразным герметическим возрождениемсреди протестантских интеллектуалов в эпоху, когда угасли первоначальныеимпульсы герметизма (Возрождение, XV век). Привлекательность такого проектаво времена жесткого религиозного и идеологического противостояния канунаТридцатилетней войны очевидна. Из этой смеси мистического благочестия,утопических надежд и герметико-каббалистических идей возник миф орозенкрейцерах, который на протяжении многих лет очаровывал интеллектуалов,стремящихся к знанию и моральному обновлению. Клаус Эпштейн отмечал, чтоособенно привлекательным он выглядел для консерваторов, посколькуподчеркивал ценность древней мудрости для будущего развития. Если розенкрейцеры начала XVII века лишь частично были связаны салхимией, то их наследники серьезно сосредоточились на овладении секретамипревращений, на "философском камне" и эликсире жизни. В 1710 году в Бреслаувышла работа под загадочным названием Die warhaffte und vollkommeneBereitung des Philosophischen Steins der Brьderschaft aus dem Orden desGulden -- und Rosen-Creutzes. Ее автором был Sincerus Renatus, вдействительности Зигмунд Рихтер, пастор в Силезии, изучавший Парацельса иЯкоба Беме. В свете других документальных находок, касающихся ЦентральнойЕвропы, Кристофер Макинтош утверждает, что распространенное алхимическоедвижение под названием Gold und Rosenkrenz существовало во второй половинеXVIII века. То ли в 1747, то ли в 1757 в Берлине возник квазимасонскийрозенкрейцеровский орден с аналогичным названием, с иерархией из девятирангов основанной на каббалистичееком Древе Жизни. Эта организация имелаизвестное политическое влияние, поскольку среди ее братьев числились корольФридрих Вильгельм II и его первый министр Иоганн Кристоф фон Вольнер (конец1780-х). Идеология ордена связывала мистицизм с консервативными иантипросвещенческими позициями. Лист был знаком с источниками розенкрейцеров, поскольку использовалкаббалистическую иерархию десяти степеней, особо отличающую некоторыеордена. Возможно, он унаследовал эту идею от Франца Гартмана, который могбыть знаком с розенкрейцеровскими структурами Ордена Золотого Дна (Англия),поскольку, в свою очередь, общался с Теодором Рейссом, основавшим в 1902отдельные масонские и розенкрейцеровские ложи вi Германии совместно сВильямом Весткоттом, непосредственным участником Золотого Дна. В любомслучае литература о розенкрейцерах в Германии начала век была оченьмногообразной. О них писали и Франц Гартман и Рудольф Штайнер,алхимико-розенкрейцеровские тексты конца XVIII века публиковались в журналеЦильмана (1905). Когда Лист сделал далеко идущее утверждение о том, чторозенкрейцеры XVII и XVIII веков являлись носителями арманистского знания,он тем самым пополнил штат адептов для своего учения. Кроме отклика, какойэто утверждение нашло у теософов, можно было рассматривать его и как цельпервоначальных розенкрейцеров. В контексте Листа "универсальное и всеобщеепреобразование" дополнялось национальным возрождением, возможным благодаряпроникновению в традицию арийско-германской мудрости. Помимо предположительной связи тамплиеров с арманизмом, необходимоотметить и отношения Рыцарей Храма с оккультизмом. Эта сложная историякасается двух различных мифологических линий: средневековой легенды отамплиерах и ее смешении с франкмасонством в XVIII веке. Основанный в 1118году первый союз Рыцарей Храма был странствующим военно-религиозным орденом;он вынужден был покинуть Святую Землю в 1291 году. Затем орден стал жертвойклеветнической кампании, открытой королем Франции, который не мог терпеть всвоих пределах их власти и влияния. Он обвинил тамплиеров в сатанинскихкультах, извращениях, богохульстве, включая поклонение огромному идолу вформе человеческой головы. По причине этих наветов, орден был безжалостноистреблен, а его руководители сожжены в 1314 году. Несмотря на возможнуюложность обвинений, исторические свидетельства о тамплиерах окружены ауройтайны и ереси. Атмосфера средневекового преследования сказалась и намасонской версии движения. В начале XVIII века возникли институты современного масонства. Следуетотметить, что новая организация молитвенных домов институционально быласвязана с действующими ложами масонов и мастеров-строителей, датирующихсяеще XIV и XV веком. В конце XVII века франкмасоны стали объединятьдействующие ложи с целью создания организации, где профессиональная иправящая верхушка смогла бы обсуждать вопросы политики и бизнеса в атмосфередуховного единства и солидарности. Новая структура унаследовала ритуалыстарой, только традиции братства стали аллегорией и символизировали идеиверы и всеобщей любви. После офицального возникновения в Англии в 1717 году,масоны вскоре переместились на континент. В Германии, где масонские обрядыинтенсивно проникали в мистические и теософские секты, франкмасонство началосмешиваться с наследием тамплиеров. Хотя идея рыцарского масонства впервые проникла в 1737 во Францию,первый орден тамплиеров возник в Германии под началом барона Готтхельфа фонХунда (1722-1776). Назвав свой орден Орденом Строгого Повиновения. Хундобъявил, что владеет секретными документами тамплиеров, датированнымивременем их преследования и доказывающих, что его орден является законнымнаследником тамплиеров. Хунд был убежден, что тамплиеры были причастнытайнам храма Соломона в Иерусалиме, что и послужило причиной возникновенияордена. Считается, что такая римская мистификация франкмасонства появилась сочевидной целью обеспечить аристократическим происхождением институт,состоящий из среднего класса, и компрометируемый низким прошлымремесленников. Масонский и оккультный интерес к тамплиерам в конце XVIII века повлияли на ученых, изучающих верования и культы исторических тамплиеров. В попыткесвязать их ересь с экзотическими культами внимание сосредоточилось набогохульстве и на поклонении голове идола. Одна из версий описания головы,содержащихся в судебных документах, называет ее Бафомет и связывает ее смыслс мусульманской верой. Это имя отсылает также к гностическому культу Офита,процветавшему в первые пять веков нашей эры. Иозеф фон Хаммер-Пургштальпредполагал, что идол заимствован из сектанстких культов, с которымитамплиеры находились в контакте во время пребывания в восточномСредиземноморье. Все эти мифологии вошли в оккультный мир в конце XIX века благодарятворчеству выдающегося француз ского оккультиста Элифаса Леви (1810-1875),чьи работы по магии изучались Блаватской. Тамплиеров вновь наделяли тайнымзнанием. Оккультный тамплиеризм процветал среди квазимасонских орденов и поменьшей мере два особых ордена тамплиеров возникли на континенте около 1900года. Ordo Templi Orientis (ОТО) стала результатом спонтанной масонскойдеятельности Теодора Рейсса, Франца Гартмана и Карла Кельнера между 1895 и1906; расистский Ordo Novi Templi (ONT) был основан Ланцем фон Либенфельсомоколо 1907. Возможно, большинство своих идей о таплиерах Лист почерпнул измасонских источников, но его представ ления были окрашены поэзией Грааля,мотивами Парсифаля, которыми его одушевил Ланц. Он широко использовал этимифы, желая доказать, что средневековые тамплиеры пронесли арманистскоезнание через всю долгую ночь христианской эпохи. Лист пришел к выводу, чтоидол "Бафомет" был не головой, а гностическим знаком. Для Листа это былМальтийский Крест, образованный наложением друг на друга ориентированных пои против часовой стрелки свастик. Лист утверждал, {то тамплиеры пошли насмерть за свою верность одному из самых священных арийско-германскихсимволов и что вдохновение поздних масонских орденов тамплиеров такжеохраняло это значение. Лист утверждал, что тамплиеры и розенкрейцеры"представляли наиболее высокие слои тайного жречества, духовную иаристократическую тенденцию, тогда как франкмасоны являлись более низкойступенью... демократической тенденцией". Но помимо элитарного смысларыцарства, тамплиеры были важны и в другом отношении. Поскольку онипреследовались за свои убеждения, Лист с большей основательностью могутверждать о существовании заговора против любых попыток возрождения древнейнемецкой религии и ее защитников. В своем коротком эссе "Das Mittelalter im Armanentuin" Лист описываетеще более удаленную группу носителей арманизма. Это гуанисты Ренессанса, чьевнимание сосредотачивалось на вторичном открытии герметических текстов.Особенно ценимы Листом -- Пико делла Мирандола (1463-1494) и Джордано Бруно(1548-1600) в Италии и Иоханн Рейхлин (1455-1522), Иоханн Тритемиус(1462-1516) и Агриппа фон Неттессхайм (1486-1535) в Германии. Листутверждал, что их обращение к неоплатоническим и герметико-каббалистическимидеям стало причиной расцвета древнего национального знания и облегчилокатолическое удушье средневековой Европы. Из криптографических работГритемиуса Лист скопировал "арийские" магические знаки; Агриппа былпревознесен им как "старый арманист". Но более всего его реконструкцииарманистской традиции послужил Рейхлин. Рейхлин был провозглашен отцом немецкого гуманизма за его пионерскуюработу над греческими и еврейскими текстами. Окончивший несколькоуниверситетов, Рейхлин первоначально получил образование судьи и поступил наслужбу в суд Вюртемберга в 1482 году. За свою службу был пожаловандворянством императором Максимилианом в 1494. Во время визита в ИталиюРейхлин встретился с Пико делла Мирандолой, который подтолкнул его кизучению иврита. Впоследствии Рейхлии развил идеи, которые сделали, егонемецким представителем ренессансного каббализма. Он был убежден, чтофилософия Платона берет начало в еврейских мистических книгах Каббалы. Этиидеи были развиты в его трактатах De verbo mirifico (1494) и De artecabbalistica (1517). Кроме своих занятий еврейским мистицизмом, Рейхлиннаписал оригинальную работу об иврите, которая открыла путь библейскойучености, основанной на древних текстах, что подтвердило его репутациюгуманиста, внесшего серьезный вклад в различные религиозные традиции, заисключением христианской. Около 1510 года Иоханн Пфефферкорн потребовал, чтобы евреям Германиивернули их священные книги, конфискованные церковью во время кампании понасильственному обращению в христанство. Его требования встретили отпорантисемитской духовной партии Кельна. Рейхлин презирал этот тип религиознойнетерпимости и обрушился на аргументы антисемитов с ядовитыми насмешками, зачто и был обвинен в ереси доминиканцами Кельна. Мучительная тяжбапродолжалась до 1520 года, когда Рейхлин все же был освобожден от обвинение.Но именно эта защита еврейских текстов привела Листа к убеждению, чтоРейхлин был посвящен в тайны арманизма. Лист полагал, что первоначальныекороли-священники устно передали свое знание рабби Кельна в восьмом веке длятого, чтобы уберечь его от новой волны христианских преследований. Раббискрыли эти тайны в каббалистических книгах, которые ошибочно былииспользованы как представляющие еврейскую мистическую традицию. Кельнскаятяжба, таким образом, представила Рейхлина как человека, пытающегося спастисокровенные книги от антиарманистской церкви. Лист отдал Рейхлину рольвеликого арманистского реформатора, борющегося против католическогозаговора. Поклонение Листа перед Рейхлиным зашло так далеко, что он и себясчитал реинкарнацией этого гуманиста XVI века. Тамплиеры, ренессансные гуманисты, каббалисты и розенкрейцеры оказалисьзачислены в воображаемый ряд, протягивающийся от современных арманистов,подобных Листу и его друзьям, до преследуемых королей-священников, чьеполитическое господство потерпело крах во времена христианизации раннейсредневековой Германии. Эта тайная традиция закрывала собой зияние,образованное христианской эпохой между благословенными древними временами иих будущим возрождением. Утверждая, что Annanenschaft никогда не умирало, носуществовало в тайных сектах, Лист мог допустить, что его собственный культеще живой след иерофантической политической традиции, которая должна бытьвосстановлена в ордене, чтобы слава пангерманизма воцарилась над Европой. Проекты новой пангерманской империи были разработаны Листом подробно инедвусмысленно. Они предполагали безжалостное подчинение неарийцев арийскиммастерам в жестко организованном иерархическом государстве. Определениекандидата на образование или должность в общественных службах, впрофессиональной и коммерческой сферах опиралось исключительно на признакрасовой чистоты. Героическая ариогерманская раса освобождалась от всякогонаемного труда и прочих унизительных занятий для того, чтобы управлять вкачестве просвещенной элиты рабскими кастами неарийских народов. Листсформулировал систему политических принципов нового ордена: должны былистрого соблюдаться расовые и брачные законы; культивировалось патриархальноеобщество; только мужчина, глава дома, обладал правами и только ариогерманцыпользовались свободой и гражданством; каждая семья должна была иметьгенеалогическую запись, подтверждающую ее расовую чистоту; новый феодализмдолжен был формироваться через создание крупных сословий, которые былинаследственны, но правом наследования обладал только перворожденный мальчик.Эти принципы, опубликованные еще в 1911 году, невероятно похожи наНюрнбергские расовые законы 1930-х и нацистский образ будущего. Но Лист пошел еще дальше, предвосхитив и мистический элитаризм СС внацистской Германии. Иерархическая структура ариогерманского обществаопиралась на каббалистическое Древо Жизни. Эта оккультная система из десятипоследовательных ступеней посвящения в гностические тайны служила основойнового ордена. По схеме Листа две самые низкие ступени означали индивида иего семью, целиком подчиняющихся пяти уровням власти. Над ними существовалитри высшие ступени, чья абсолютная власть соответствовала аналогичномурасположению трех высших sefiroth (сферы) на Древе Жизни -- "за покровомтайны". По Листу, восьмая ступень включала в себя верховную знать, девятуюзанимали только король и его ближайшее окружение. Десятая ступеньсимволизировала Бога. Лист подчеркивал мистическое совпадение восходящих инисходящих ступеней и истолковывал традиционную каббалистическую формулу"насколько выше, настолько ниже" в том смысле, что ариец есть богочеловек.Это использование Древа в целях политической иерархии превращало местовласти в священную территорию. Поскольку древнее немецкое общество былотеократическим государством, то и новый орден предполагал особую элиту, чьявласть должна быть священной, абсолютной и таинственной. Идеальноегосударство Листа выглядело как мужской орден с оккультным собором. Аналогиис гиммлеровским планом ордена-государства -- поразительны. Документы свидетельствуют о том, что Лист и члены его НАО находилибольшое удовольствие в том, чтобы быть членами тайной элиты. Лист стилизовалсебя под Великого Мастера ордена и к нему так и обращались егопоследователи, тогда как и он наделял титулами сотоварищей в соответствии сиерархическими ступенями древних посвященных. Вернер Кернер был известен какArz-Femo-Aithari и Лист тоже использовал титул ArzWiho-Aithari. Оба этититула означали статус советника в девятой ступени каббалистическойиерархии. Подчиненные только Богу и королю, эти советники составляливерховное собрание ордена. На погребальных монументах статус посвященноготакже отмечался эзотерическими знаками: в 1911 году Генрих Винтер былпохоронен в Гамбурге под грубообтесанным камнем, с выразанной на немсвастикой; целый холм с колонной, покрытой орнаментом из знаков, воздвиглидля Фридриха Оскара Ванека в 1914; в том же году Георг Хауэрштайн, похоронивсвою первую жену, тоже положил в изголовье ее могилы камень со свастикой. НАО предназначалась для мужчин, входящих в состав верхнего или среднегокласса; они должны были быть немецкими патриотами и проживать наисторических землях Германии в Центральной и Восточной Европе. Листнастойчиво заботился о современной аристократии, которая могла бысопротивляться прославянским интересам и демократическим тенденциямАвстрийского государства; он рассматривал современную аристократию какзаконного наследника старых королей-священников. Лист был горячимсторонником габсбургской монархии и имперской династии, которую он хотелвидеть во главе новой арманистской империи. Все эти порывы отчетливосвидетельствуют о его отношении к пробуждению немецкого националистическогодуха среди знати и других групп, чье традиционное положение было поставленопод угрозу ростом негерманских политических влияний в Австрии. Миф о тайной элите не нов для европейской идеологии. Он служил вечнойтемой для эпохи пост-просвещения, пытавшейся перенести достоинство и властьрелигиозной ортодоксии в более узкий контекст секты. Барон фон Хунд молилсяза "неизвестных настоятелей" своего Ордена Строгого Повиновения, Весткоттсоздал третий орден "Тайных Глав" внутри своего "Золотого Дна", Блаватскаяговорила о тайных мастерах "Великой Белой Ложи": все эти авторитетыпринадлежали одной традиции. Тайная элита обладала непререкаемой властью надвидимыми служителями культа. Воображаемое сословие королей-священниковпрошлого подтверждало и оправдывало претензии Листа на скрытое значение иособую власть. В то же время предполагаемое существование современногоArmanenschaft помогало вере в то, что золотой век еще может наступить и чтоГермания и Австрия соединятся в теократическом пангерманском государстве,где интересы не-арийцев не будут играть никакой роли. В ближайшие тридцатьпять лет такое видение мира приобрело законные формы в качестве иностраннойполитики Третьего Рейха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: