Немецкий золотой век

Фриц Саксль, немецкий исследователь Ренессанса, прежде всех обратилвнимание на возрастающий интерес к гаданию и предсказанию судьбы в началедвадцатого века. Он датировал эти перемены 1910 годом, отметив, чтоколичество журналов, посвященных астрологии за последние десять лет вГермании резко возросло, их сопровождали специальные учебники, отдельныеgророчества и репринты классиков астрологии. Как и следовало, наряду састрологией появились хиромантия, нумерология, каббализм и карты таро иопределили собой научный фундамент для популярного движения, чудовищноразросшегося в 1920-г годах. Допуская возможную нелепость этих наук слогической точки зрения, Саксль отмечал, что душевные и религиозные причинытакого движения все же чрезвычайно важны. В теоретическом отношениивычисление дат, на основе установленных соответствий между естественнымифеноменами и человеческими поступками, могло и не иметь научной ценности, носмысл предсказания отражал желания и нужды людей. Предсказание будущихсобытий могло оказаться жизненно важным для тех, кто испытывал тревогу иподавленность. Во время краха всех ожиданий Саксль увидел в пророчествахзнак растущего социального недовольства. Он рассматривал эти проявлениявремени как симптомы Первой Мировой войны. Пророчества Листа были адресованы немецкой нации в целом, но,оказалось, могли быть пригодны и для определения индивидуальной судьбы. Онпредсказывал приближение эпохи благополучия, которая облегчит несчастьянемецких националистов в Центральной Европе. Этот оптимистический взгляд вбудущее не противоречил его пафосу по отношению к прошлому. Предсказаниесчастливого национального будущего оказывалось естественным продолжениемностальгии об утраченном золотом веке, поскольку означало один и тот жевоображаемый мир. Прошлое и будущее представляли собой две стороны одногоконтридеала, возникшего на почве жестокого разочарования в настоящем; тайноенаследство арманизма, пронесенное через ночь христианской эпохи, служиломостом между двумя идеальными образами; оно одновременно было реликвиейдревнего благополучия и предвестником нового порядка. В этой главе мыисследуем характер пророчеств Листа, оценим их социальное значение ипопытаемся показать как его циклическая концепция времени поддерживала идеюо фундаментальных колебаниях счастья, и как эти настроения позднее былипреображены мыслью о спасении и линейной концепцией истории. Три источника теологического вдохновения повлияли на циклический образвремени, в который верил Лист: непосредственно исповедуемая им святостьприроды, северная мифология и современная теософия. Мы уже показывали каксодержание арманистских доктрин определялось "законами природы", эти же всвою очередь зависели от всеобщих планетарных и органических циклов космоса.Лист часто восхищался этими космическими ритмами еще в своих ранних очерках,посвященных национальному пейзажу: их устойчивые законы предполагалинеизменный божественный принцип, в его поздних работах превратившийся вциклический образ времени. Влияние северной мифологии также очень велико вэтом отношении. Упоминания Листа о Fimbulwinter и Gцtterdдmmerung заставляютпредположить, что он был знаком с языческими легендами в соответствии скоторыми ожидался приход жестокой зимы, после чего земля должна была бытьуничтожена огнем и водой для того, чтобы возникнуть снова "богатой, зеленойи светлой как никогда прежде, свободной от страданий и зла". Согласно этиммифам, периоды разрушения и сотворения повторялись непрерывно. Наконец, наЛиста повлияла и теософия с ее космическими кругами и последовательнымиперевоплощениями индивидов в каждом круге; все это заставило его поверить ввозвращение вещей. Такое представление о времени могло уживаться с идеями о спасении иискуплении, но лишало их наиболее напряженного, конечного пункта. Завершениекаждого цикла конечно означало духовную эволюцию и космическое обновление,но один цикл сменялся другим: всякий организм предназначался к падению ивозвращению в вечность. Этому восточному фатализму времени и судьбы Листпредпочитал иудейско-христианскую версию спасения. Используя теософскиематериалы для своей космологии, он все же неохотно принимал ее эзотерическиеследствия. Надежда на восстановление традиционного мира и национальноевозрождение вели его к западному апокалипсису. Так, в его творчественепрерывно спорили между собой концепция линейного времени, окончательногоискупления и циклические моменты, заимствованные из теософии. Помня олистовских поношениях христианства, нельзя не улыбнуться этой ситуации. Врезультате образ пангерманской империи оказался практически полностьюоснованным на западном апокалипсисе. Еврейский и христианский апокалипсис отличаются от других формпророчеств утверждением качественного различия между настоящим и будущим.Дуалистическая и линейная схемы времени соединяют пессимистический взгляд нанастоящее с фантастическими и светлыми образами будущего. В настоящем людивсегда подвержены лишениям и несчастьям. Апокалиптический писатель частоговорит о том, что мир есть возрастание морального и физического падения.Эти жалобы сопровождаются обвинениями: мир во власти Сатаны и злых сил. Вточке совпадения с самим повествованием, исторический обзор превращается впророчество. Апокалиптический автор предсказывает, что старые болезниусилятся, разнообразие их возрастет; он перечисляет несомненные признакиокончательной катастрофы: жестокие климатические сдвиги, засухи,землетрясения и пожары. Появляется дух зла, дракон или другое чудовище,который терзает человечество. С приближением конца времен "страдания мессии"становятся невыносимы. И тогда внезапно появляется божественный воитель, оносвобождает избранных, разрушает тиранию зла и устанавливает своебожественное и справедливое царство на земле. Эти действия открывают новыйвек, когда радуются избранные и не знают страданий искупленные: этот новыймир не подчиняется обычным законам природы и физическим ограничениям;счастье и удача царят здесь вечно. Основные черты западных апокалиптических пророчеств верно угаданы вэтом общем очерке. Лежащий во зле, век достигает апогея, а когда приходятновые времена, те, кто страдал, оказываются спасены и возвышены. Разумеется,такие пророчества имели большую власть над несчастными людьми. Норман Конпоказывал, насколько буквально относятся к таким пророчествам потерявшиеся вжизни люди. Когда очередные несчастья обрушиваются на них, они уже слышат"вопли мессии". Тираны обыкновенно отождествляются с апокалиптическимчудищем последних дней, воплощением Антихриста. Растет ожиданиеискупителя-мессии, который исполнит пророчество, установив счастливоетысячелетие, в котором они будут участвовать как избранные. Эти надеждызаставляли их думать о себе как о мессианском авангарде и бунтовать противсложившихся структур для того, чтобы завоевать для себя достойное место вновом мире. Степень их воинственности обычно определялась ощущаемойблизостью спасения. Воскрешение древних религиозных фантазий в контексте западногореволюционного воображения свидетельствует о глубокой укорененностистремлений к счастью и комфорту во времена насилия и раздоров. Ведь нищета,эпидемии и войны всегда существовали в средневековой Европе и тем еще непорождали апокалиптических настроений: идеи золотого века тоже былитрадиционны. Однако движение Lebenswelt увидело в апокалиптикефундаментальную систему объяснения современных признаков упадка.Предположительный его источник идентифицировался как абсолютное зло, ауничтожение его означало предвосхищение золотого века. Абсолютные категориидобра и зла, права и греха восстанавливали равновесие в умахдезориентированных людей. Эсхатологические идеи, таким образом, никогда непокидали иудео-христианской орбиты религиозного влияния. Лист продолжал традицию апокалиптики, выражая крайний пессимизмотносительно современного австрийского общества. Его возмущение особенновозрастало, когда дело касалось национального вопроса. В предшествующеедесятилетие статус немецкого языка и немецкой культуры в Австрии постоянноподвергался сомнению славянами империи. Процесс этот зашел очень далеко приправительстве "Железного кольца" которое поддерживало клерикальные,консервативные и славофильские интересы с 1879 по 1893 годы. Триумфславофилии наступил в 1897, когда граф Бадени ввел свои законы о языках,обязав всех гражданских служащих Богемии говорить на чешском и немецком --мера, явно направленная против немецкого населения. Лист выступил противклерикальных и социалистических партий, предпочитавших славянские интересы,под лозунгами Шонерера и движения Los von Rom; он осудил как незаконноеназначение чешских священников в немецкие приходы в этнических провинциях иотрицал преобладание славян в бюрократической системе гражданской службы. Его критика современной Австрии затрагивала и более широкие социальныеи экономические вопросы. Так, он был недоволен экономическими тенденциями,ведущими к капитализму laisser-faire и крупномасштабным предприятиям,поскольку они подрывали существование художников, ремесленников и владельцевнебольших предприятий, принадлежащих среднему классу. Он сожалел, чтоторговое дело утратило свой этический кодекс, и говорил о падении гильдийкак о разрушенном "оплоте бюргерского мира". Собственный план экономическогоустройства он ностальгически связывал с докапиталистическими формамипроизводства, давно уничтоженными процессом обновления. Рост современногобанковского дела и других финансовых институтов он оценивал как махинациибезнравственного меньшинства, спекулирующего бумагами за счет честных людей,которые занимаются производством реального и качественного товара. Всефинансовые операции он назвал ростовщичеством и сделал это в периодантисемитской кампании, развернутой газетами Шонерера и Аурелиуса Польцера.Историю банкротства Венской фондовой биржи в 1873 он, конечно, представилкак неизбежный результат современной деловой практики. Критика Листом новой экономики действительно отражала настроения многихавстрийцев. Поскольку только прекращение индустриализации, на которойсосредотачивали свое внимание государство и иностранные инвесторы, моглообеспечить капиталовложения местным предпринимателям обычно получающимденьги от банков и кредитных организаций. По этой причине капитализмрассматривался как удел немногих. Этот взгляд еще более укрепился послекраха биржи в 1873, когда широкая публика просто отказалась вкладыватьденьги в бумаги. Польцер комментировал эту ситуацию следующим образом:поскольку рост капитализма был процессом, с которым большинство населения несвязывало себя, преобладающими чувствами оказались пессимизм ипсевдореволюционный консерватизм. Работа же Листа состояла в том, чтобывыразить эти чувства в форме апокалиптического протеста. Не менее пессимистическим было настроение Листа в отношении современныхполитических и культурных тенденций. Искренний защитник монархическогопринципа и династии Габсбургов, Лист отрицал все народные и демократическиеорганы представительства. Парламентаризм был для него сущей нелепостью,поскольку опирался на большинство голосов, худо ли, хорошо ли, ноопределяющих политику. Современные культурные веяния также не радовали его:к феминизму он относился как к проклятию; к современной живописи -- как кнасилию над идеей немецкого искусства; в театре преобладали иностранцы иевреи. Расхожие мнения этого периода отражали апокалиптическое убеждение втом, что мир на грани вырождения и распада. Следуя штампам vцlkisch писателей, Лист говорил о сельских жителях како гарантах здоровья нации. Но в результате крупных миграций в города в концеXIX века крестьянство также пришло в упадок. Посещая опустевшие усадьбыНижней Австрии, Лист мог наблюдать печальные следствия этого процесса.Падение крестьянского сословия, по его мнению, являлось признакомобщенационального истощения. Кроме того, сокращение числа жителей деревни ирезкий рост городского населения также вызывали серьезное беспокойство.Население Вены между 1870 и 1890 утроилось и городские службы уже с трудомподдерживали порядок. Одна треть временных жителей занимала помещения издвух комнат и менее; город занял одно из первых мест по заболеваемоституберкулезом в Европе. Лист заметил, что в основном жертвами перенаселениястановились сельские иммигранты; трудности адаптации и плохое питаниеокончательно разрушали здоровье нации. Физический упадок сопровождалсяморальным вырождением. Подобно средневековым моралистам, перечислявшимсмертные грехи. Лист сравнивал современную городскую культуру с извращениямипоздней Римской и Византийской цивилизаций. Совершенно очевидно, что описание Листом реальностей современнойАвстрии фундаментально обесценивало настоящее. Особенному осуждениюподвергался индустриально-урбанистический комплекс и вызванные им к жизнисоциально-политические институты. Следуя апокалиптическим принципам, Листзашел очень далеко в утверждениях о том, что настоящей ситуацией мир обязанвладычеству злых сил. Разрушение традиционных социальных практик иинститутов было вызвано, по мнению Листа, более простыми и болеесознательными причинами, нежели игра рыночных сил, социальных обстоятельстви структурных изменений в экономике. Лист искал более точной персонификациисоциоэкономических отношений и нашел ее в грандиозном заговоре ВеликойИнтернациональной Партии. Эта воображаемая сила представляла собойантропоморфную идею социальных влияний; тем самым все исторические событиясвязывались с наделенными волей посредниками. Происхождение партиидатировалось христианским заговором против ариогерманской иерархии. Внастоящее время злой умысел Великой Интернациональной Партии можно былообнаружить в финансовых институтах, политических партиях, пренебрегающихнемецкими национальными интересами, в защите эмансипации, реформ иинтернациональном сотрудничестве. Очевидный парадокс единой силы, стоящей завсеми многообразными проявлениями современного общества не мешалапокалиптической логике Листа: обнаружение низкой и бесчестной силыоправдывало его религиозный и революционный пафос в деле критикиАвстрийского общества. Великая Интернациональная Партия явно былавоплощением сатаны, неуловимым, но злобным и чудовищным. Перед лицом этой опасности Лист занялся поиском признаков,свидетельствующих о национальном спасении, как этого требовала традиционнаяапокалиптическая модель. Он изобрел несколько теорий, доказывая, что такиепризнаки уже имеют место, заимствуя хронологические понятия из индуистскойкосмологии и западной астрологии. В 1910 он вновь занялся космическимициклами и их теософской популярной версией. Размышления о периодическомрождении и разрушении всех организмов позволили Листу связать егоапокалиптические настроения с предположением о близком конце цикла: началонового соответствовало бы и пришествию нового времени. Он погрузился всложные вычисления, опиравшиеся на схемы Блаватской, чтобы доказать, что в1897 закончился весьма существенный цикл. Другим источником для подсчетовпослужили труды современных немецких астрологов-теософов. Блаватская ужеписала о солнечном или звездном годе -- времени, необходимом планетам, длятого, чтобы занять свое место в следующем доме зодиака. Она определяла этотпериод как 25.868 земных лет. Лист воспользовался этим термином и произвелот него звездный сезон, который длился 0.467 земных лет. Поскольку переменысезона играли главную роль в пантеистической мифологии, применение концепциизвездных лет к апокалиптике было вполне последовательным. В серии статей,опубликованных во время войны, Лист писал о "космических влияниях звездныхсезонов", которые имеют такую силу над человеческими делами.Арманистскокаббалистические вычисления убедили его в том, что зимнеесолнцестояние 1899 совпало с зимним солнцестоянием текущего звездного года.Несчастья времени и лишения войны поэтому были рассмотрены им как отражениекосмических бурь равноденствия, предвещающих приход звездной весны. Этотсезон означал и совершенно другой период в истории человечества. В рамкахэтой астрологической системы "мессианские страдания" выглядели космическимипредвестниками искупления. Другим знаком, наполнившим Листа мессианским оптимизмом, сталополучение им в ноябре 1911 письма от некоего человека, называвшего себяТарнхари. Этот человек, чье имя буквально означало "тайный король", называлсебя наследником древнего рода Вольсунген. Таинственный эмиссар из далекогопрошлого сообщил Листу, что его открытия, касающиеся ариогерманскогопрошлого совпадают с видениями его родовой памяти. Тарнхари также подтвердилсуществование Armanenschaft: он утверждал, что сам является реинкарнациейкороля-священника принадлежавшего к древней элите. И хотя появление Тарнхариподтверждало и касалось прошлого, Лист рассматривал реинкарнацию древнеговождя как добрый знак скорого возрождения в будущем. Другие мессианскиенадежды, связанные с Тарнхари, можно обнаружить в письме Фридриха Ванека кЛисту, написанном в первые месяцы войны. Старый патрон считал, что Тарнхаридолжен выступить открыто, поскольку для Германии настал час нужды. Все эти разнообразные знаки говорили о необходимости уничтожитьсатанического врага. Лист требовал истребления Великой ИнтернациональнойПартии, чтобы ариогерманцы могли спокойно войти в обетованные земли счастьяи благополучия. В 1911 году он написал пророчество о тысячелетнем сражении,которое странно предвосхищает военные действия Первой Мировой войны: "Да,арио-германо-австрийские -корабли еще пошлют своих ядовитых пчел, лучамиДонара еще ударят огромные пушки наших дредноутов, наши армии еще пойдут наюг и на запад, чтобы сокрушить врага и восстановить порядок". Описание этихбоев вполне соответствует апокалиптической схеме. Грандиозный мятеж,напоминающий о сумерках богов или потоках варваров, сомнет адского врага,чтобы восстановить справедливый и всегерманский порядок. В стремлении Листак апокалиптической мести легко угадать планы немецкой военной агрессиипротив негерманского мира. Он сам признавал, что интернациональная войнамогла бы более зримо удовлетворить его требования, и что антигерманский врагвсе же лучше, чем воображаемая Великая Интернациональная Партия. Превращениетысячелетнего сражения в войну наций было выгодно Листу еще и в этомотношении, что отвлекало от бесполезного и нежелательного протеста противместных структур, традиционные черты которых он все же надеялся сохранить.Соединение хилиастической агрессивности и неприязни к внутренней социальнойреволюции подтверждалось также стремлением к национальным войнам со сторонымногих консервативных революционеров и фашистов в Европе. Первая Мировая война поэтому была встречена ликованием во всехучаствующих в конфликте странах. Некоторые историки предполагали, что такаяреакция народа свидетельствовала о всеобщей жажде перемен, охватившей людейпосле нескольких десятилетий застоя. Другие думали, что это расцветающийимпериализм пытается отвлечь внимание от давления наступающих перемен. Влюбом случае, в Германии были популярны "Идеи 14 года", выразившие точувство облегчения, которое охватило всех, когда национальное единствопреодолело все социальные различия и проблемы перед лицом общегоиностранного врага. Предвоенные пессимисты от культуры связывали всенациональные трудности с вредными влияниями западных демократий, которыетеперь пришло время уничтожить силой, в контексте этой эйфории вполнепонятно и отношение Листа к войне. В апреле 1915 Лист собрал встречу НАО в Вене. Он произнес торжественнуюречь, в которой приветствовал войну как начало тысячелетнего сражения,предвещавшее приход новой эпохи. Он предупредил, что этот переходный периодпервоначально может быть связан с увеличением трудностей, "ужаснымипреступлениями и сводящими с ума мучениями". Но все эти испытания должныокончательно послужить окончательному отделению добра от зла, поскольку всеистинные немцы "вступая в новую эпоху не должны брать с собой ничего, что непринадлежало бы исконной природе арманизма". Война, таким образом, игралаважную роль в представлениях Листа о золотом веке. Военные действия вотношении других государств отражали "страдания мессии" и также понималиськак суд справедливости, который должен делить людей на эсхатологическиелагеря спасенных и осужденных. Он завершил свою речь утверждением о дуализмевремени, что совершенно соответствовало западной апокалиптической традиции. Сторонники Листа разделяли его отношение к войне. Тарнхари говорил овойне как о "священной необходимости". Эллегаард Эллербек датировал своиписьма в соответствии с днями "святой войны". Лист тоже использовал такуюхронологию, поставив под своим апокалиптическим этюдом, озаглавленным "Eswird einmel..!" следующую подпись "Вена, тысячный день Священной Войны, 22апреля 1917", и отметил этот день приглашением фотографа, который запечатлелего погруженным в исследования. И прочие, принадлежавшие к кругу Листа такжесмотрели на войну как на крестовый поход против демонических сил; ее суровыеиспытания, в траншеях ли, или в голодных городах, люди встречали сгордостью, уверенные в их апокалиптическом смысле. Эта позиция добровольного принятия страданий подталкивает к сравнениюее с феноменом, который Михаил Баркун определил как "утопию катастроф".Баркун наблюдал амбивалентный характер катастроф, которые, с очевидностьюприводя людей на край гибели, могут порождать также и неожиданное чувствосчастья. Он отметил, что такие события часто создают временное ощущениеобщей цели и что "унизительные социальные различия растворяются во внезапнотеплеющей, демократической атмосфере". Эта оценка точно соответствуетэйфории, описанной в "Идеях 1914" и освещает необходимым светом энтузиазмЛиста по отношению к действительным лишениям войны. Поскольку вера в золотойвек включала в себя убеждение в том, что счастью должны предшествоватьужасные несчастья, то объединение в эпицентре катастрофы только подтверждалоапокалиптические ожидания. Для Листа страдание являлось залогом спасения. Но как в действительности Лист представлял себе это коллективноеспасение? Свой образ золотого века он строил на материалах средневековойнемецкой апокалиптики, северных легенд и современной теософии. Онрассказывал средневековую легенду об императоре Фридрихе Барбаросса, которыйдолго спал в горе Kyffhдuser. Но однажды проснувшись, волной тевтонскогогнева прокатился по всему миру, подчинив его немецкой гегемонии. В этойистории черпали вдохновение средневековые утописты, надежды которых в XIIIвеке сосредотачивались вокруг династии Гогенштауфенов. Позже исторические икультурные обстоятельства изменились и в XV веке основные надеждывозлагались уже на императоров Фридриха IV и Максимилиана I из династииГабсбургов. Один утопический трактат того времени, озаглавленный Gamaleon,рассказывает о будущем немецком императоре, который должен подчинить себефранцузскую монархию и папство. Римская церковь должна была лишитьсяимущества, все ее духовенство предназначалось к истреблению. После победынад врагами, германцы должны были возвыситься над прочими народами. Вместопапы новый немецкий патриарх в Майнце должен был возглавить новую церковь,подчиненную императору, новому Фридриху, власть которого обнимала собой всюземлю. Листовский образ золотого века во многом составлен из элементов раннегонационализма и популярной эсхатологии. Первые манифесты националистовсодержали в себе ту же веру в немецкий мир, в котором однажды исполниласьбожественная воля и который поэтому был источником всякого блага до тех пор,пока не был разрушен заговором низших, негерманских народов, церкви,капиталистов, евреев и кого угодно. Для восстановления идеального миратребовалась новая аристократия, руководимая божественным посланником,призванным отстоять религиозные и политические ожидания угнетенных. Листразвивал традиции исторического хилиазма, утверждая, что правление ФридрихаIV и Максимилиана I означало возрождение арманистского духа, но к несчастьюпотерпело крах по причине заговора лютеровской реформации. Также весьмазначительным является то обстоятельство, что Лист с большим вниманиемотносился к идеям Джордано Бруно, философа и еретика XVI века. Брунополагал, что иудаизм и христианство разложили древнюю и истинную религию,которой была для него магия египетской "Герметики" и мистицизм; такое мнениебыло весьма популярно среди неоплатоников Ренессанса. Бруно также стремилсяк освобождению, которое могло дать вновь открытое знание древних. Соединениемилленаристских чаяний и каббалистической мысли характеризовали и листовскийобраз новой Германии. С большим одобрением он цитирует Бруно: "О Юпитер,позволь немцам понять свою силу и они станут не людьми, но богами". Одна из северных эпических легенд предлагает другой образ золотоговека, который также весьма важен для нашего анализа. Еще в 1891 году Листнашел стих "Волюспы", в котором появлялась устрашающая и вместе с темвеликодушная мессианская фигура: Великий человек вернулся в круг правителей Властвующий над всеми, онкладет конец раздорам Его решения мудры и справедливы Все, что он назначил,будет жить вечно. Фигура "властвующего над всеми" стала основной идиомой Листа в егопоследующих обращениях к золотому веку. Исключительный, сверхчеловеческийиндивид, способный решить все человеческие проблемы и установить вечныйпорядок. Божественный диктатор был особенно желанен для тех, кто страдал отнеустойчивости и безосновности индустриального общества. Лист предчувствовалпришествие такого лидера, чья монолитная реальность определитсоцио-политические условия национального золотого века. Наконец, и теософия предлагала свой оккультный образ золотого века. Кконцу войны, Лист приобрел уверенность, что австрийские и немецкие жертвы,павшие на фронтах, перевоплотятся в коллективное мессианское тело. Припомощи принципа кармы он доказывал, что сотни тысяч убитых должнывоскреснуть как бы охваченные пламенем милленаристской надежды: эти молодыелюди должны были войти в состав элитарных мессианских корпусов вокончательной послевоенной национальной революции. Исходя из своихвычислений, основанных на "космических и астрологических законах". Листпришел к выводу, что годы 1914, 1923, 1932 имели интимную связь с грядущимарманистским тысячелетием. Он выделял 1932 год, как время, когдабожественная сила должна овладеть коллективным бессознательным немецкимнародом. Поколение воскресших революционеров должно было быть особенночувствительным к воздействиям божественной силы и потому составляло лигуфанатиков, возвещающих приход нового века. Порядок, национальная месть инациональная страсть должны были превратить современное плюралистическоеобщество в монолитное, вечное и нерушимое государство. Этот тоталитарныйобраз служил Листу наброском для будущего Великого Германского Рейха. Впредвосхищении нацистской Германии его вычисления ошиблись на один год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: