Рудольф фон Зеботтендорф и Общество Thule

Зеботтендорф присоединился к vцlkisch движению уже на последних этапахвойны, но жизнь его до этого тоже весьма важна. В сравнении с выдающимисяvцlkisch агитаторами, Зеботтендорф выглядел просто космополитическимавантюристом. Его вечная тяга к темным делишкам, к шпионажу, к хитрости иуверткам составила ему репутацию опытного ловкача. Сын прусского рабочего,Зеботтендорф рано порвал со своим прошлым -- сначала ушел в море, потомработал на Среднем Востоке. Если внимательно всмотреться в приключения егомолодости, можно лучше понять, какой жизненный опыт определил его будущиевзгляды, позволившие ему сыг рать немаловажную роль в мюнхенских контрреволюционных событиях 1918 и1919 годов.(1) Человек, называвший себя барон Рудольф фон Зеботтевдорф, был, как это"часто случается с ариософистами, которыми он восхищался, не более чемсамозваным аристократом. Он родился 9 ноября 1875 в Hoyerswerda, торговомгороде Саксонии, расположенном к северо-востоку от Дрездена. Его отец --Эрнст Рудольф Глауэр был железнодорожником, мать звали Кристиан Генриетта,урожденная Мюллер. При крещении ребенок получил имя Адам Альфред РудольфГлауэр. В соответствии с его полувымышленной автобиографией, семействоГлауэр по мужской линии происходило от французского солдата-лейтенанта Торра(1789-1821), подобранного после боя при Кацбахе (1813) у деревни Альзенау(Ольшаника) в восемнадцати километрах к северо-востоку от Ловенберга вПрусской Силезии. Этот француз и был прадедушкой Рудольфа Глауэра. Toppженился на дочери местного крестьянина и в 1818 она родила ему сына,который, в свою очередь, женился в 1845 и погиб в уличной перестрелке вБерлине во время революции 1848 года. Как коренные жители Силезии, членысемьи отличались крайне прусскими политическими взглядами: может быть поэтой причине имя Topp было сменено ими на Глауэр. Эрнст Рудольф Глауэрродился приблизительной 1846 и участвовал в Австро-прусской кампании 1866года, и в Франко-прусской войне. Оставив армию в 1871, он принял назначениена железную дорогу в Hoyerswerda. Умер он в июне 1893, оставив осиротевшемусыну средства, достаточные для того, чтобы завершить среднее образование иначать учиться на инженера. ----------------------------------------------------------------------------(1) Прежде чем приступить к исследованию этого периода его жизни, необходимоуказать на использованные источники. Помимо официальных документов,свидетельствующих о рождении, вступлении в брак, местожительстве, всесведения о нем появляются только после 1918 года. Имеется краткийбиографический очерк в Astrologisches Lexicon Эрнста Тьеде, а кроме того дваполуавтобиографических романа: Эрвин Халлер (1918-1919) и Талисманрозенкрейцеров (1925). Эти труды содержат преимущественно вымышленныйматериал, но в них также упоминаются точные даты и события, что оправдываетобращение к ним как к историческим источникам, при соблюдении известныхпредосторожностей. Что касается раннего периода жизни Зеботтендорфа,информацией о нем я обязан неопубликованной рукописи Эллика Хау (EllicHowe). "Рудольф Фрайхерр фон Зеботтендорф", копия которой хранится вИнституте Истории, в Мюнхене.-------------------------------------------------------------------- Биографические подробности у Тьеде указывают на то, что молодой Глауэрпоступил- в Техническую Школу Ильменау, тогда как автобиография утверждает,что его жизнь началась с практической работы в инженерной фирме Дж. Е.Кристофа в Niesky. Затем мы встречаем Глауэра, остановившимся в гостиницеКобленца со старыми друзьями недалеко от Hoyerswerda во время рождественскихканикул второго семестра Политехнического факультета Берлин-Шарлоттенбург.Он упоминает о том, что не видел своих друзей два года. Если взять за точкуотсчета 1893 год (год смерти отца), то получается, что речь идет о Рождестве1896 года, несколько недель спустя после его 21-летия. Близящийся конец векатакже может служить причиной необходимости посещения Hoyerswerda. Глауэроставался в Берлине до конца летнего семестра, а затем 1 октября 1897 подалпрошение о поступлении на годичную службу во флот. Но ему было отказано помедицинским соображениям: у Глауэра была склонность к грыже. Тогда Глауэротправился в Ганновер и занимался там частным преподаванием до марта 1898.Но ему пришлось оставить и этот пост, после того как он позволил себепредосудительное путешествие с матерью своих учеников в Ниццу, Монте-Карло,Геную и Люцерну. Поскольку Глауэр не завершил своей учебы, он не мог надеяться нахорошее место в Германии. Кроме того, подобно многим своим ровесникам народине он чувствовал себя как в клетке и потому решил отправиться в море.Подписав контракт на шесть месяцев, он нанялся кочегаром на судно H. H.Meier водоизмещением 5140 тонн, вышедшее 2 апреля 1898 из Бремерхэвена вНьюЙорк и вернувшееся в Бремерхэвен 3 мая. В сентябре 1899 он нанялся насудно S. S. Ems (4912 тонн). А когда этот корабль остановился в Неаполе попути в Нью-Йорк, Глауэр узнал о том, что имеется место электрика на бортусудна "С. С. Принц Регент Леопольд" (6288 тонн). Поскольку "Принц Регент"свой первый рейс совершал в Сидней, Глауэр решил воспользоваться случаем ипосетить Австралию. Он уволился с Эмса и после нескольких дней ожиданиявышел из Неаполя на "Принце Регенте" 15 февраля 1900 года. Во времяпутешествия один из моряков уговорил Глауэра покинуть корабль и попытатьсчастья в поисках золота в Западной Австралии. После остановки во Фримантле13 марта Глауэр и его друг отправились через Южный Крест и Кулгардье к целиих предприятия -- в Северный Кулгардье Годфилд, на восточной окраине ВеликойПустыни Виктория. Это приключение было прервано смертью друга в июне. Глауэрвернулся во Фримантль для того, чтобы сесть на корабль, идущий в Египет,куда он имел рекомендательное письмо, данное ему Парсеем в Кулгардье. Такзакончился морской период Глауэра -- время, отмеченное чужеземнымиприключениями, юношескими амбициями и опытом работы на больших современныхкораблях. Прибыв в Александрию в июле 1900, Глауэр направился прямо в Каир, длявстречи с Гуссейном Пашой, влиятельным турецким землевладельцем, состоявшимна службе в Khedive Abbas Hilmi. Если верить Тьеде, Глауэр проработал вслужбах Khedive с 1897 по 1900 в качестве инженера; в соответствии же с"талисманом розенкрейцеров" Глауэр менее месяца провел в Каире и отправилсяв Константинополь, поскольку Гуссейн Паша лето проводил в своем турецкомдоме на азиатском побережье Босфора. В отсутствии убедительныхдоказательств, достаточным будет утверждение о том, что Глауэр провел вЕгипте столько времени, сколько нужно было для того, чтобы узнать его людейи культуру. Все еще выплачивавший значительные суммы султану Оттоману,Египет к концу 1890-х все же стал преуспевающей страной после удачногоангло-египетского кондоминиума, установленного в 1882 с целью сохранениястабильности в стране и охраны власти Khedive от фракционных раздоров,использующих экономику ради своей выгоды. Сэр Эвелин Баринг, служившийбританским консулом, писал в 1901 году, о "фундаменте, на котором держитсяблагосостояние и материальное благополучие цивилизованных обществ...институт рабства Corvee (неоплачиваемый труд) практически исчез". Но за этотпрогресс тоже надо было платить. Глауэр получил здесь свои первыевпечатления о развивающихся странах, познакомился с проблемами, которыевлечет за собой вестернизация, с возможными религиозными инационалистическими реакциями. В конце июля 1900 года Глауэр совершает тысячемильное путешествие изАлександрии в Константинополь через Пирей и Измир. Прибыв на Золотой Мыс, оннаходит каик и переплывает Босфор, направляясь во владения Гуссейна Паши вКувуклу около Бейкоца. До сих пор намеревавшийся вернуться домой, чтобыпродолжить обучение, Глауэр оказывается настолько покорен страной, ееобычаями, гостеприимством хозяев, что решает остаться. Он изучает турецкийязык у имама в мечети Бейкоца и знакомится с обычаями во время частыхпоездок в Стамбул: в октябре 1900 он принимает предложение проработать годнадсмотрщиком в анатолийских поместьях Гуссейна около Бандирмы и в Ениклоуоколо Бурсы. Эта обширная территория располагалась на подножиях горы Олимп,здесь жили турки, возвратившиеся из бывших оттоманских провинций Болгарии.Глауэр собирался построить здесь современные дома, на смену жалким хижинам,в которых они там жили. Уже были организованы маленький кирпичный завод илесопилка. Кроме того, он собирался заняться выращиванием тутовых деревьевдля разведения шелковичных червей и выращиванием ореховых деревьев дляевропейской шоколадной промышленности. Контракт с фирмой Nestle был подписани уже строилась дорога из деревни в Бурсу. Помимо технического и организаторского освоения Турции, Глауэр здесьсерьезно увлекся оккультизмом. Интерес к экзотической религии уже родился внем, когда он наблюдал безумствующих дервишей из секты Nevlevi и посещалпирамиды Хеопса в Эль-Гизе в июле 1900. Его компаньон Ибрагим рассказывалему о космологическом и нумерологическом значении пирамид и разбудил вГлауэре любопытство по отношению к тайному знанию древних теократий. ГуссейнПаша, его богатый и образованный хозяин, исповедовал суфизм и обсуждалвопросы веры с Глауэром. В Бурсе он познакомился с семьей Термуди,греческими евреями из Салоники. Старый Термуди ушел от дел и целикомпосвятил себя изучению Каббалы и коллекционированию алхимических ирозенкрейцеровских текстов, в то время как его старший сын Абрахам управлялбанком в Бурсе, а младший -- его филиалом в Салонике. Помимо банка, семьяТермуди занималась шелковичным делом. Термуди были франкмасонами ипринадлежали ложе французский Ритуал Мемфиса (Frinch Rite of Memphis),проникшей в Левант и на Средний Восток. Глауэр был посвящен в ложу старымТермуди и впоследствии унаследовал всю его оккультную библиотеку. В одной изэтих книг Глауэр нашел пометки, сделанные рукой Гуссейна Паши, они касалисьтайных мистических культов традиционных исламских алхимиков, все ещепрактикуемых Baktashr сектами дервишей. Когда Глауэр вернулся в Турцию в1908 году, он продолжил занятия исламским мистицизмом, который, по егомнению, имел общие арийские корни с немецкими рунами. Ход событий в "Талисмане розенкрейцеров" заставляют думать, что Глауэроставался в Ениклоу вплоть до 1908 года, после чего поехал вКонстантинополь, но официальные документы свидетельствуют об обратном.Существует запись о том, что с сентября 1902 по апрель 1903 он жил вМюнхене, а затем отправился в Probstrella, маленькую деревню в Тюрингаи. Онутверждал, что был монтером по профессии. Другая запись также подтверждаетего пребывание в Германии после 1901. 25 марта 1905 года в Дрездене Глауэрженился на Кларе Восс, дочери саксонского фермера из Bischofswerda.. Но союзоказался непрочным, 5 мая 1907 в Берлине пара была разведена. Несколько летспустя газеты сообщили о том, что Глауэр предстал перед судом по обвинению вподделывании денег и других жульничествах. Глауэр косвенно упоминает об этоминциденте, когда описывает размышления над своим жизненным выбором вКафедральном Соборе Фрайбурга в 1908 году -- возможно эти столкновения свластями и послужили причиной его решения оставить Германию. В конце 1908 Глауэр снова был в Константинополе. В "Эрвине Халлере"(1918-1919) описано железнодорожное путешествие в сентябре из Бреслау вКонстанцу, тогда как на самом деле он прибыл в столицу на румынском судне.Судя по роману, по-видимому Халлер/Глауэр имел экономические виды наиюльскую революцию Молодой Турции, установившей конституционную монархию ипарламентское право. В Константинополе он установил контакты со швейцарскимии немецкими фирмами по поводу импортной торговли, а также разработал проектБагдадской железной дороги с финансированием немецкой стороной, но при этомне смог найти работы для себя. Только случайно он наткнулся на временноеместо учителя в колонии кьеванских евреев на склонах Алем-дага в 30километрах от Скутари. На пасху 1909 он вернулся в Константинополь и сталсвидетелем реакционного переворота султана Абдул-Хамида II, низложенногопрошлым летом. После нескольких дней кровавой борьбы Молодая Турция вернуласебе власть и выслала султана. Здесь стоит упомянуть о том, что масонскаяложа, в которую Глауэр вступил в Бурсе в 1901 послужила остовом длядореволюционного Тайного Общества Единства и Прогресса, основанного туркамиСалоники в целях воспитания либерального сознания в условиях тираническогорежима султана. Учитывая неизменный интерес Глауэра к вестернизации Турции, труднообъяснить его реакционную политическую позицию в эпоху распада старогопорядка и революции в Германии. Известно, что Глауэр читал лекции наэзотерические темы в своем доме, в одном из районов Константинополя, а затемв декабре 1910 основал мистическую ложу. В это время он писал исследование одервишах Baktashf, противоречиво мистическом ордене, широко распространенноми очень влиятельном в Турции: предание связывает его происхождение сянычарами -- основной силой поддержания турецкого господства на Балканах вСредневековье. Существовала также связь между орденом Baktдshr и европейскимфранкмасонством. Религиозная ориентация первоначально определяла собой иполитические взгляды Глауэра: антиматериализм паноттоманского мистицизма,алхимия, розенкрейцеры в сочетании с послевоенной ненавистью к большевикам,воплощающих в себе апофеоз материализма, -- все это привело его кисключительно антидемократическим идеям. Его политическое мировоззрениенашло историческую параллель в фигуре короля Фридриха Вильгельма II, бывшегомистическим иррационалистом и поддерживавшего Орден розенкрейцеров, которыйсопротивлялся рациональным и осовременивающим влияниям Просвещения (Пруссия,1780-е гг.). Это сплетение политико-религиозных мотивов могут объяснить и фантазииГлауэра об аристократическом происхождении. История принятия имени и титула"Зеботтендорф фон дер Роз" заслуживает внимательного рассмотрения, как иисследование генеалогии этой семьи: любой факт здесь может помочь пролитьсвет на крайне темный вопрос. По одной версии, Глауэр утверждал, что оннатурализовался как турецкий гражданин в 1911 году, а затем был усыновленэкспатриированным бароном Генрихом фон Зеботтендорф по турецким законам.Поскольку этот акт не был признан в Германии, новоиспеченный Рудольф фонЗеботтендорф был вторично усыновлен Зигмундом фон Зеботтендорф фон дер Роз(18431915) в Висбадене в 1914 году и немного позже в той же мере -- еговдовой Марией в Баден-Бадене. По другой версии, Глауэр натурализовался и былусыновлен американцем, носящим такое имя в Константинополе в 1908 году. Хотяусыновление могло приобрести силу только с позволения Кайзера, отношенияГлауэра с Зеботтендорфами подтверждаются этой семьей. В погребальномизвещении Зигмунда Рудольф Фрайхер фон Зеботтендорф и его вторая жена,Фрайфрау Анна, записаны как скорбящие кузены. В начале Средних Веков фамилия Зеботтендорфов владела несколькимидеревнями на Балтийском побережье. Один из предков семьи служил дипломатомпри императоре Отто II (умер в 983), от которого получил звание рыцаряимперии и герб с ветвью циннамона. К концу XII века балтийское семействоперебралось на юг Силезии, в район преимущественно славянских поселений,тогда колонизированных немецкими рыцарями и крестьянами. С XIII по XVI вексемейство процветало, возникли по меньшей мере четыре новых линии, члены егозанимали выдающиеся посты в империи. К XVIII веку сохранились еще две линии.Карл Мориц фон Зеботтендорф (1698-1760), родоначальник линии фон дер Розперебрался на юг -- в Австрию. Почти все его потомки служили в армииГабсбургов, в Вене, Линце и Брно: другая линия -- Лорцендорф занимала постыв Прусской армии, поскольку при Фридрихе Великом в 1742 году Силезия перешлаот Австрии Прусской администрации. В деле усыновления Глауэр пытался задействовать обе линии семьи. Членысемьи, носившие имя Генрих или жившие в Америке в настоящее время,происходили от прусской линии. Некто Генрих фон Зеботтендорф (род. в 1825)жил в 1887 в Герлице, городе, расположенном неподалеку от Hoyerswerda. Общеесилезское происхождение могло послужить причиной сближения Генриха и Глауэрав Константинополе. Но когда усыновление было признано недействительным.Глауэр сблизился с австрийским представителем семьи, Зигмундом фонЗеботтендорф фон дер Роз. Обе линии были отмечены ветвью циннамона, герб,который впоследствии Глауэр носил как свой собственный. Если бы не связьсилезской и австрийской линии и не предполагаемое масонство австрийскойлинии в конце XVII века, трудно сказать почему Глауэра так привлекло этоимя, тем более, что связь эта могла быть целиком вымышленной. Слухи,сопровождавшие историю усыновления, внесли в нее еще больший хаос:единственное можно утверждать с уверенностью -- Глауэр несомненно хотелиметь имя и титул барона. Поскольку свою известность он приобрел под этимименем, мы с этого момента будем говорить о нем как о Рудольфе фонЗеботтендорф. Второй период Зеботтендорфа в Турции длился четыре года. После участияво Второй Балканской войне (октябрь-декабрь 1912) на турецкой стороне ибудучи ранен, он вернулся в Германию, обосновавшись в начале 1913 в Берлине.О его деятельности в первой половине Великой Войны известно мало. Онутверждал, что был в Бреслау в 1913 году, где финансировал танк Гебеля. Номашина погибла и его предприятие осталось невознагражденным. Помимо частыхвизитов к Зигмунду фон Зеботтендорф в Висбаден, он имел связи с Дрезденом вэто время. Когда Зигмунд умер в октябре 1915, Зеботтендорф поселился вKleinzschachwitz, фешенебельном пригороде, расположенном на берегу Эльбы.Здесь за 50 000 золотых марок он выстроил огромную виллу (теперь MeusslitzerStrasse 41). Но вскоре Зеботтендорф вновь стал объектом недоброжелательныхслухов и внезапно уехал. Позже он сообщал, что стал жертвой клеветническихнападок, имеющих отношение к его второй жене. 15 июля 1915 в ВенеЗеботтендорф женился на разведенной Берте Анне Иффланд. Будучи дочерьюФридриха Вильгельма Мюллера, богатого берлинского торговца, она обладалазначительным состоянием. Зеботтендорф утверждал, что Макс Альсберг,берлинский поверенный, ответственный за ее поместья обнаружил своювраждебность, после того как был освобожден от своей доходной должности всвязи с вступлением в брак. Альсберг спровоцировал одного из старшихофицеров дрезденской полиции, Хендля на то, чтобы ославить Зеботтендорфа какохотника за миллионами. Зеботтендорф также имел проблемы с берлинскимивластями из-за своего турецкого гражданства, которое освобождало его отслужбы в немецкой армии. После ряда поездок во Франкфурт и Берлин Зеботтендорф с женойпоселились в 1916 в Бад Айблинг, элегантном баварском курорте. ОтсюдаЗеботтендорф консультировался со своим мюнхенским поверенным ГеоргомГаубатцем о том, как документально подтвердить его турецкую национальность.Однажды Гаубатц показал ему газетную рекламу Germanennorden, приглашавшуюсветловолосых и голубоглазых немецких мужчин и женщин к вступлению в Орден.Под объявлением располагались три руны. Зеботтендорф был заинтригован ирешил добиться членства. В сентябре 1916 он нанес визит главе Germanennordenв Берлине. Этот человек оказался Германом Полем. Зеботтендорф и Польговорили о рунах, эзотерический смысл которых интересовал последнего и вОрдене. Поль объяснил, что он пришел к изучению рун через Гвидо фон Листа ичто он убежден -- утрата арийцами знаний о магической их власти связана снарушением расовой чистоты, в особенности скрещивания с евреями. Он полагал,что это знание может быть восстановлено только путем очищения расы отиностранных влияний. Зеботтендорф стал расспрашивать о будущем Ордена и ему объяснили, чтооно определится после собрания, которое должно привести в порядок делаОрдена. Незадолго перед Рождеством Зеботтендорф получил известия о том, чтоОрден создан вновь, во главе с Полем в звании Канцлера. Эта информациядоказывает, что Зеботтендорф был знаком с Полем еще до раскола. Во времявстречи с Полем Зеботтендорф попросил у него список возможных кандидатовОрдена в Баварии. По возвращении в Бад Айблинг он получил около сотниадресов и ему была поручена задача воскрешения почти вымершего баварскогоотделения. Весь 1917 год Зеботтендорф активно действовал от имени Поля. Егопереписка с людьми, чьи адреса он получил, измеряется томами. Он началпосещать их, и эти визиты превратились в регулярные групповые встречи илекции. В то же время, он поддерживал оживленную переписку с Полем,снимавшим этаж для ложи в одном из домов недалеко от Берлина. 21 декабря1917 состоялась церемония посвящения, на которую Зеботтендорф был приглашен.Предложение Зеботтендорфа издавать ежемесячный журнал Ордена было тепловстречено братьями: и первый номер "Рун" появился в январе 1918. Онсогласился принять на себя финансирование бюллетеня AllgemeineOrdens-Nachrichten, адресованного только членам Ордена. На этом же собранииЗеботтендорф был официально избран Мастером баварского отделения. В 1918 Зеботтендорф познакомился с пострадавшим на войне ВальтеромНаухаузом, который стал его правой рукой в деле пополнения рядов Ордена.Наухауз был близок ему по духу в двух отношениях: он также былэкспатриирован и увлекался оккультными науками. Сын немецкого миссионера, онродился 29 сентября 1892 в Ботсабело, в Трансваале. Во время войны с бурамианглийский гарнизон стоял под Миддельбургом, где с июля 1901 по июнь 1902жила его семья. В конце 1906, после смерти отца, семья вернулась в Германию.В Берлине Наухауз начал изучать резьбу по дереву, а свободное времяпроводил, совершая поездки к родственникам в Померанию и Силезию, или жепринимал участие в экспедициях юношеских vцlkisch групп по Пруссии иТюрингии, что указывает на его романтическое влечение к новой родине. Когданачалась война, он вступил в Померанский полк, одним из первых брошенный наЗападный фронт. 10 ноября 1914 года Наухауз был тяжело ранен под Шалоном. Изгоспиталя он вышел только осенью 1915. Неспособный больше к военной службе,он посвятил себя vцlkisch движению и в 1916 вступил в Germanennorden, занявпост хранителя родословных. Диапазон его чтения открывался "исследованиями"Гвидо фон Листа и заканчивался трудами по астрологии и хиромантии, он такжебыл знаком с творчеством Пери Шу (Peryt Shou). В письме к Листу онпризнавался в своем интересе к Каббале, к индуистским и египетскимрелигиозным верованиям. Как и Зеботтендорф, Наухауз был захвачен мистическойидеологией древних теократий и тайными культами. В апреле 1917 Наухауз вследза своим учителем профессором Вакерле приехал в Мюнхен, где вскоре открылсвою студию. Зеботтендорф и Наухауз так организовали работу, чтобы Наухауз могцеликом посвятить себя агитации новых членов. Первоначально прогресс былнезначительным, но спустя год темпы сильно ускорились. По свидетельствуЗеботтендорфа весной 1918 вверенное ему отделение ордена насчитывало 200человек; следующей осенью по всей Баварии насчитывалось 1500 человек и 250человек в самой столице. До июля 1918 Зеботтендорф проводил встречи в своихмюнхенских апартаментах на Цвейпптрассе, а затем они арендовали пять большихклубных комнат в фешенебельном отеле Vierjahreszeiten; здесь моглопоместиться до 300 гостей. 18 августа 1918 Зеботтендорф, Гаубатц и Герингподготовили церемонию посвящения, на которой должны были присутствоватьГерман Поль, Г. В. Фрииз и другие братья Germanennorden Walvater из Берлинаи Лейпцига. Неделей позже произошло крупное рукоположение новичков; емупредшествовал доклад Поля о "солнечных замках" Бад Айблинга, имевшийэзотерический национальный смысл; также Геринг говорил о германскоймифологии. Записи в дневнике Геринга свидетельствуют о том, что начиная сэтого времени встречи участились: ложа собиралась по меньшей мере раз внеделю для рукоположений, лекций и осенних прогулок. Церемониисопровождались фортепиано, фисгармонией и женским хором. Поскольку помиморитуальных собраний Gernamennorden постоянно устраивала правые митинги,Орден принял название Thule Общество, чтобы избавить себя от нежелательноголюбопытства со стороны социалистов и прореспубликанских элементов. Комнатыбыли украшены эмблемой Thule, изображающей длинный кинжал и "солнечноеколесо" свастики. В субботу вечером, 9 ноября 1918 года в залах Thule проходилмузыкальный вечер. В предшествующие сорок восемь часов в Баварии произошлабескровная революция. Королевская семья спешно и постыдно бежала, военноеправительство ушло в отставку, Советы Рабочих и Солдат взяли власть. Черездва дня баварская революция повторилась в Берлине, здесь ее возглавилеврейский журналист из Богемии. Курт Эйснер был известен как пацифист илидер Независимых ("меньшевики") Социальных Демократов в Мюнхене. Он сыгралважную роль в антивоенных забастовках в январе 1918, за что был посажен втюрьму и вышел только в октябре. Воспользовавшись внутренним кризисом впотерпевшей поражение стране, он провозгласил Социалистическую Республику,объявив себя премьером и министром иностранных дел, в кабинете, состоящем из"большевиков" и "меньшевиков". Члены Общества Thule, как и другие правыеМюнхена, были ошеломлены этими неожиданными и весьма травматическимисобытиями. Германия потерпела крах, Кайзер и правящие принцы отреклись,еврейские социалисты объявили республику. Vцlkisch родина, за которую ониборолись так долго и с таким трудом, исчезла в одну ночь. В ответ на эту катастрофу Зеботтендорф произнес страстную речь в тотвечер в Thule. Сохранившийся текст демонстрирует поразительную смесьмонархических, антисемитских и ариософских чувств: Вчера мы пережили гибель всего, что было нам дорого, близко и свято.Вместо наших принцев германской крови, у власти -- смертельные враги: евреи.Чем грозит нам этот хаос, мы еще не знаем. Но мы догадываемся. Время,которое придет, будет временем борьбы, горьких утрат, временем опасности...И пока я держу свой железный молот (речь о молоте Мастера), я клянусь всесилы отдать этой борьбе. Наш Орден -- германский Орден и преданность наша --германская. Наш бог -- Вальватер, его руна -- Аr. И триединство: Вотан,Вили, Ви -- едины в тройственности. Ar -- руна означает Ариан,первоначальное пламя, солнце и орел. Чтобы показать волю орла ксамопожертвованию, он окрашен в красный. С сегодняшнего дня наш символ --красный орел, пусть он предупреждает нас, что мы должны умереть, чтобывыжить. Ссылки Зеботтендорфа на Аr -- руну и на мистическую фигурувоскресающего орла, ставшую воинствующим символом арийцев, свидетельствуют онесомненном влиянии Листа. Еще в 1908 Лист писал о том, что Ar руна означаетсолнце, первоначальный огонь, арийцев и орла, при этом он также имел ввидусмерть и воскресение орла как специфически немецкий символ возрождения.Триединство Вотана, Вили и Ви он описывал в своей германско-теософскойкосмогонии 1910 года. Название Туле тоже восходит к ариософии. Этот терминпроизошел от имени, данного самой северной земле, открытой Пифеем (Pytheas)около 300 г. до н. э. Зеботтендорф отождествил эту Ультима Туле с Исландией:как предполагаемый аванпост немецких беженцев, эта страна игралазначительную роль в арманистской доктрине. Обратившись к членам Туле стребованием бороться, "пока свастика не воссияет над холодом темноты".Зеботтендорф завершил свою речь декламацией расистско-теософских стиховФилиппа Штауффа. Это напыщенное бахвальство и ариософское мумбо-юмбо рождаютсильное искушение выкинуть из головы и Зеботтендорфа и Общество Туле. Однаковпоследствии Зеботтендорф показал себя как выдающийся организаторнационалистического сопротивления правительству Эйснера и КоммунистическойРеспублике -- в журналистике, в военной и политической сферах. Ариософиянашла лидера для контрреволюции. Несколько месяцев спустя, после того как нацисты взяли власть в 1933,Зеботтендорф опубликовал книгу с сенсационным названием "Прежде чем пришелГитлер: первые годы нацистского движения". Книга рассказывает о подробностяхдеятельности ее автора в Баварии во время войны и революции и отстаиваетпредварительный тезис о том, что: Члены Туле были людьми, к которым в первую очередь обратился Гитлер иони были первыми, кто пошел на союз с Гитлером. Войско будущего Фюрерасостояло -- кроме самого Общества Туле -- из Deutscher Arbeitervereinоснованным братом из Туле Карлом Харрером в Мюнхене и Deutsch SozialistischePartei, возглавляемой Ганном Георгом Грассингером, их печатным органом былMunchener Beobachter, позже Vцlkischer Beobachter. Из этих трех источниковГитлер создал националсоциалистическую рабочую партию. Реджинальд Фельпс во всех подробностях проверил эти заявления на основеархивных материалов и по независимым источникам и пришел к выводу, чтоЗеботтендорф говорит правду. Например, утверждение о том, что Зеботтендорф обеспечил журналистскуюоснову для нацистской партии совершенно справедливо. Beobachter былмаленьким еженедельником, издававшимся в восточных окрестностях Мюнхена с1868. В нем можно было найти местные истории из жизни среднего класса снекоторым антиклерикальным и антисемитским уклоном: собственником газеты с1900 года -был Франц Эхер. Когда Эхер умер в июне 1918, газета прекратила бысуществование, если бы Зеботтендорф не купил ее за 5 000 марок. Онпереименовал ее в Munchener Beobachter und Sportblatt и снабдил ееспортивным обозрением для молодой аудитории и резкими антисемитскимипередовицами. С июля 1918 по май 1919 редакция газеты находилась впомещениях Туле. После революции Советов в Мюнхене в 1919 Зеботтендорфпереместил редакцию в помещения Deutsch-Sozialistische Partei (DSP), другойнационалистической и антисемитической группы, основанной в 1918. С этоговремени Грассингер (лидер DSP) стал основным управляющим газетой и онапревратилась в официальный орган его партии в Мюнхене. финансовая история газеты после того как Зеботтендорф оставил Мюнхен виюле 1919 указывает на ее постепенное присвоение национал-социалистическойпартией. Летом издатели DSP стали расходиться между собой во взглядах иЗеботтендорф пригласил свою сестру Дору Кунц и свою возлюбленную КатиБирбаумер, номинального собственника газеты, на встречу в Констанцу, чтобыпрояснить ситуацию и отказаться от неподходящих людей. Газета превратилась вкомпанию с ограниченной ответственностью. Уставной капитал новой компании,Franz Eher Verlag Nachf составлял 120 000 марок, распределенный между двумявкладчиками: доля Бирбаумер составляла 110 000 марок, Кунц -- 10 000 марок.Впрочем, к 20 марта 1920 года вкладчики были уже иные: Готфрид Федер 10 000 марок Франц Ксавер Эдер 10 000 Франц фон Фрейлиц20 000 Вильгельм Гутберлет 10 000 Теодор Хейсс 10 000 Карл Альфред Браун 3500 Дора Кунц 10 000 Кати Бирбаумер 46 500 Готфрид Федер был одним из самых первых сторонников Гитлера; Фрейлиц иХейсс состояли в Туле. Понятно, что Зеботтендорф и его дамы утратиликонтроль над газетой к 1920-му году. 17 декабря 1920 все акции были в рукахАнтона Дрекслера, кандидата в националсоциалистическую партию. В ноябре 1921они перешли к Гитлеру. Другой вклад Зеботтендорфа в дело националистического сопротивлениякасается военных действий. В ноябре 1918 Туле запасала оружие длявооруженной борьбы против правительства Эйснера. Они выработали два плананападения. Первый состоял в предполагаемом захвате Эйснера на съезде в БадАйблинге, но он провалился. Попытка развернуть контрреволюционную борьбучерез создание гражданской гвардии, предпринятая Рудольфом Бутманом иГейнцем Курцем, также оказалась неудачной, поскольку левые были оченьбдительны. Более эффективным стало создание Зеботтендорфом Kampfbund Thyle впериод Коммунистической Республики в Мюнхене; законное правительствоскрылось в это время в Бамберге. Учебные бои проводились тайно в Eching, внескольких километрах к северу от Мюнхена. Коммунисты узнали об этом иправительство в Бамберге поручило Зеботтендорфу мобилизовать баварцев вСвободные Корпуса и атаковать защищенную столицу. Это было беспокойноепутешествие, с фальшивыми паспортами: члены Общества Туле и их сторонникипокинули Мюнхен и прибыли на станцию Treuchtlingen. Эти люди вошли в составосновных сил Bund Oberland, успешным Белым натиском сломившихкоммунистический город с 30 апреля по 3 мая 1919 года. 21 февраля был убит Эйснер -- графом Арко ауф Валлей; молодой еврей,возмущенный своим исключением из Туле, пожелал доказать своенационалистическое призвание. С этого времени опять воцарился хаос.Непрочное коалиционное правительство было представлено "большевиками"социал-демократами во главе с Иоганном Хоффманом, но кабинет был вынужденбежать в Бамберг, поскольку ситуация в начале апреля резко ухудшилась. 6апреля группа интеллектуалованархистов, воодушевленных примером Бела Кун вВенгрии, провозгласила Баварскую Советскую Республику; волна красныхвосстаний прокатилась по Дунаю и достигла Австрии и Германии. Донкихотскаяадминистрация продержалась неделю, после чего к власти пришли болеесерьезные коммунисты (13 апреля). Все полномочия приобрели русские эмигрантыЛевинеНиссен, Аксельрод и Левин, участвовавшие в кровопролитии 1905 года вРоссии. Их террор смягчала только их неумелость: жестокий закон следовал зазаконом; пьяные солдаты "Красной Армии" шли по улицам, грабя и мародерствуя;школы, банки, газеты были закрыты. После безуспешных попыток создать контрреволюционную армию в Бамбурге,15 апреля Хоффман был вынужден обратиться за помощью к Von Ерр и другимСвободным Корпусам; ненависть к Республике собрала их под знаменами Баварии.Когда Белке войска плотным кольцом окружили Мюнхен, коммунисты ударили поочагам национализма в городе. 26 апреля они разгромили помещения Туле иарестовали секретаря -- графиню Хейлу фон Вестарп, в тот же день были взятыеще шесть человек. Красный комендант Эгельхофер объявил на следующий день,что схвачена "банда преступников... из так называемых высших классов...лживые реакционеры, агенты и белые шпионы". Заложники были брошены в подвалыгимназии Луитпольд, где с середины апреля располагался штаб Красной Армии.Семерых членов Туле и еще три человека расстреляли 30 апреля в ответ насообщение о казни красных заключенных в Старнберге. Четверо из семи членовТуле оказались титулованными аристократами, среди них был принц Густав фонТорни-Таксис, состоявший в родстве с несколькими европейскими королевскимифамилиями. Мюнхен и весь мир были в ужасе. Расстрел заложников взбудоражил до этого ко всему безразличныхмюнхенских обывателей. Поползли слухи, сопровождающие это событие ужаснымиподробностями. Белые войска ускорили свое продвижение, 1 мая подошли кгороду и нашли его жителей восставшими: Туле сделала свое дело. Борьба былатяжелой и ярость сражающихся поддерживала память о расстрелянных заложниках.Среди сотен убитых многие не имели никакого отношения к КоммунистическойРеспублике. Когда штурм был окончен, правительство Хоффмана вернулось квласти. И хотя парламент с участием социалистов и других партий был собран,было ясно, что реальная власть ускользнула от социал-демократов кантиреспубликанским элементам. Повсюду в Германии между январем и маем 1919набирали силу прежние социальные и политические тенденции, но нигде успехиконтрреволюции не были так велики, как в Баварии. Общество Туле вGermanennorden внесли большой вклад (пропаганда, прямая контрреволюционнаядеятельность, мученичество заложников) в создание взвинченной и воинствующейатмосферы в Мюнхене -- такой, в какой только и могли развитьсяэкстремистские движения, подобные националсоциализму. Помимо своей журналистской деятельности и военных похождений,Зеботтендорф создал центр политических дискуссий и собраний для многихгрупп, участвующих в националистическом сопротивлении. Когда в ноябре 1918разразилась революция, многие Vцlkrisch группы потеряли крышу, посколькухозяева помещений опасались оказаться в оппозиции к новому республиканскомуправительству. Зеботтендорф объявил о том, что залы Туле в отелеVierjahreszeiten примут к себе оставшихся без крова; гостеприимствокоснулось национально-либеральной партии Ганса Дана, пангерманистов иDeutscher Schulverain Вильгельма Ромедера, а постояльцами Туле сталиГоттфрид Федер, Альфред Розенберг, Дитрих Экхарт, и Рудольф Гесс, все онидостигли выдающегося положения в нацистской партии. Изучение списка членовделает очевидным, что сторонники Туле были в основном юристами, судьями,университетскими профессорами, аристократами, принадлежавшими королевскомуокружению династии Wittelsbach, промышленниками, врачами, учеными ипреуспевающими бизнесменами, как например сам владелец гостиницыVierjahreszeiten. Помимо пангерманизма и антисемитской идеологии в Обществе Туле всегдажила страсть к ариософии, выражавшаяся в публичных восхваленияхЗеботтендорфа, обращенных к Фричу, Листу, Ланцу фон Либенфельсу и Штауффу.Эта интеллектуальная тенденция также находила себе выражение в деятельностинаучных кружков Туле. Здесь германское право изучалось под руководствомГеринга, нордическая культура -- под руководством Наухауза, геральдика игенеалогия -- под руководством Антона Дауменланга; все предметы, близкиегностическому расизму. Осенью 1918 Зеботтендорф попытался распространитьидеологию Туле на рабочий класс; эта задача была возложена на Карла Харрера(18901926), спортивного репортера из вечерней мюнхенской газеты -- он долженбыл заняться созданием рабочего кружка. Хотя Зеботтендорф и называл этотвозникший кружок Deutscher Arbeiterverein, он абсолютно совпадал сPolitische Arbeiter Zirkel, созданным в октябре 1918. В него входили Харрер,как руководитель, Антон Дрекслер -- самый активный член и Микаэль Лоттер,секретарь. Маленькая группа, в которой регулярно присутствовали от трех досеми членов, собиралась еженедельно на протяжении всей зимы. Харрер читаллекции о причинах военного поражения, о борьбе с еврейством, обантианглийских чувствах. В декабре Дрекслер затеял дискуссию: неорганизовать ли политическую партию; и 5 января 1919 года в закусочнойFurstenfelder Hof было формально зафиксировано рождение DeutscheArbeiterpartei (DAP); ее первыми членами в основном были коллеги Дрекслерапо локомотивному парку. Разработанные Дрекслером партийные законы принялидвадцать четыре человека и он был избран ее руководителем. Точное отношение между этой партией и рабочим кружком, возникшим поуказанию Туле, остается невыясненным. Франц Даннель, член Туле и спикер DAPутверждал, что он говорил с Харрером о создании партии в отелеVierjahreszeiten, но в памфлете Дрекслера Mein politisches Frwachen (1919)не упоминается ни о Даннеле, ни о Харрере, ни о создании партии. Хотяпротоколы кружка не указывают на обсуждение расистского мировоззрения, заисключением привычных форм антисемитизма, возможно, что Vцlkisch идеиХаррера проникли в кружок и повлияли на Дрекслера и DAP, когда годом позже в феврале 1920 она превратилась внационал-социалистическую рабочую партию (NSDAP). Впрочем, надо признать,что линия DAP не основывалась на арийско-расистско-оккультной моделиGermanennorden и представляла собой крайнюю форму политического исоциального национализма. Адольф Гитлер впервые встретился с DAP на митинге 12 сентября 1919.Посланный как военный агент по контролю политических группировок, Гитлервступил в маленькую партию и, начиная с ноября, читал лекции в закусочных,собирая огромные аудитории. Ему нужна была массовая политическая партия иего крайне раздражала конспиративная структура маленьких групп. В декабре онразработал инструкции для комитета, обеспечивавшие ему полномочия ипредупреждавшие любые возможные вмешательства со стороны "кружка или ложи".Тем самым он метил в Харрера, и последний покинул пост в январе 1920.Презрительные выпады Гитлера в адрес "vцlkisch странствующих ученых" в "МайнКампф" -- отголосок его вражды с Харрером и конспиративными структурами,подобными Обществу Туле и Germanennorden, поскольку его убеждение состояло втом, что для успеха необходима открытая массовая политическая партия. Хотя DAP и Туле Общество расходились во взглядах на идеологию, онипользовались общим символом -- свастикой. Фридрих Крон, член Туле иGermanennorden с 1913 заработал себе репутацию эксперта DAP, поскольку былизвестен как коллекционер книг на Vцlkisch темы; он собрал их около 2 500. Вмае 1919 он составил меморандум под названием "Может ли свастика служитьсимволом национал-социалистической партии?", в котором предложиллевонаправленную свастику (по часовой стрелке, как у теософов иGermanennorden) в качестве символа DAP. Он выбрал это направление, посколькув буддистской интерпретации оно символизирует удачу и здоровье, тогда какправая ориентация (против часовой стрелки) означает упадок и смерть.(Большинство свастик Листа и Общества Туле имеют правую ориентацию, этоговорит о том, что в Vцlkisch традиции не было принято устойчивоенаправление). Гитлер предпочитал ориентированную вправо свастику с прямымилиниями и в ходе обсуждений в комитете DAP убедил Крона изменить проект.Крон же придумал распределение цвета: черная свастика в белом кругу накрасном фоне. 20 мая 1920 на митинге NSDAP в Старнберге такая свастика,предложенная Кроном и модифицированная Гитлером впервые появилась публичнокак флаг нового движения. Таким образом, путь нацистского символа непрерывнопрослеживается через эмблемы Germanennorden, восходя в итоге к Гвидо фонЛисту. Дальнейшая карьера Зеботтендорфа может служить образцом судьбы"vцlkisch странствующего ученого". Он подвергся обструкции со стороны Тулеза утрату списков людей, участвовавших в расстреле заложников; после 22 июня1919 его перестали приглашать на собрания Туле. Его политические приключенияна этом завершились и он вынужден был искать себе новую карьеру. Поскольку с1913 года он прилежно изучал астрологию, это стало его основнойдеятельностью. В октябре 1920 он сменил Эрнста Тьеде на посту издателяжурнала Astrologische Rundschau. Тьеде в свое время подвинул Ланца фонЛибенфельса на профетическое творчество. Он последовательно публиковал такойзаметный оккультнорасистский текст как Ur-Arische GotteserKenntnis (1917), вкотором описывались мистерии и солнечные религии древних арийских теократий;он переписывался с Гвидо фон Листом о теософии и арманистской мудрости вВетхом Завете. Зеботтендорф пошел по его стопам. Между 1921 и 1923 он написал не менее семи астрологических прогнозов, которыезавоевали высокий престиж среди современных немецких астрологов за ихясность и высокую эмпирическую точность. Он также издавал журнал в BadSachsa в горах Гарца вплоть до 1923. Он ведь всегда любил маленькиефешенебельные курортные городки, где мог спокойно выдавать себя за барона. Весной 1923 Зеботтендорф уехал в Швейцарию. В Лугано он закончил свойоккультный трактат о дервишах Baktashi и их взаимосвязях с алхимиками ирозенкрейцерами. Пробыв в Швейцарии весь 1924 год, он вернулся в Турцию. С1926 по 1928 год он был почетным мексиканским консулом в Стамбуле, между1929 и 1931 путешествовал по Соединенным Штатам и Центральной Америке. Вкакой-то момент стал рыцарем Ордена Империи Константина, роялистской,рыцарской организации, чья антибольшевистская идеология и аристократическиеатрибуты, должно быть, были ему очень дороги. В 1933 он возвращается вМюнхен, чтобы воскресить Общество Туле в Третьем Рейхе, но скоро впадает внемилость у нацистских властей, поскольку считает себя предшественником национал-социализма. В начале 1934 годаинтернирован. Снова путь Зеботтендорфа лежит через Швейцарию в Турцию,теперь он находит себе работу у Герберта Риттлингера в немецкойразведывательной службе Стамбула, там он работает всю войну. Его бывший шефвспоминал о нем как о нищенствующем и добродушном старом джентльмене,информация которого была совершенно бесполезна. Когда в сентябре 1944 немцыоставили Стамбул, Зеботтендорф получил пособие, которое позволило емупродержаться еще год. После войны Риттлингер получил достоверную информациюо том, что 9 мая 1945 года старый барон бросился в Босфор. Риттлингер зналего последним и сказал о нем: "старый и одинокий барон был в конце своегопути; у него не было больше денег и никаких надежд даже на самые скудныеисточники. В день, когда был подписан мир, мысль о полном поражении должнабыла совсем уничтожить его". Так закончилась жизнь искателя приключений,соединившего ариософию с нацистской партией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: