Место культурологии в системе инженерного образования

Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность.

Уточним, что именно является особенно ценным и необходимым для культурологического подхода. Если иметь в виду, что профессиональная деятельность - это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения ее предполагает исследования экстраутилитарных, то есть, выходящих за пределы узкой специальности, ценностно-нормативных параметров этой деятельности

- нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления;

- устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности,

- аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности;

- формирующих "классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности;

- формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов;

- создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотически коды профессиональной комуникации и взаимопонимания;

- разрабатывающие иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п.

Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники, которое включает в себя следующие сферы знания:

- онтологию инженерной культуры: разнообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров,

- гносеологию профессиональной культуры: основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология;

- морфологию профессиональной культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

- семантику инженерной культуры: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия;

- антропологию инженерной культуры: представления о личностных параметрах культуры, об инженере, как "производителе" и "потребителе" продуктов техносферы;

- социологию культуры: представления о социальной стратифицированности в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;

- социальную динамику профессиональной культуры: представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

- историческую динамику профессиональной культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности;

- прикладные аспекты культурологии техники: представления о культурной политике, функциях культурных институтов - разрабатывает методы, основания и технологии прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой.

Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной, в частности, инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.


Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины?

2. Какие науки заложили фундамент культурологии?

3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

4. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологии?

5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?

6. Что отличает культурологический подход к сферам специализированной деятельности, в частности, к деятельности инженерной?

7. Что является предметом культурологического анализа инженерой деятельности? экономической деятельности? юридической деятельности?

8. Каковы требования к социокультурной компетентности в сфере специализированной профессиональной деятельности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: