Когда мы говорим о психологическом консультировании, то имеем ввиду оказание психологической помощи нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.
Критерии классификации.
1. Возраст. Понятие психологического консультирования приемлемо для определенной возрастной категории - после 15 лет. До 15 лет к детям применяется психотерапия и Психокоррекция. В пожилом и старческом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает продуктивность из-за снижения личностной продуктивности.
2. Пространственная организация консультирования
· контактное консультирование - психолог встречается с клиентом лицом к лицу (очное);
· дистантное (заочное):
а) телефонное;
б) письменное.
3. Количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом.
· индивидуальное;
· групповое.
4. Сфера приложения, область, в которой идет консультирование.
· школьное;
· профессиональное;
· семейное;
· ориентированное на проблемы личности.
С типом консультирования связана позиция консультанта.
|
|
Выделяют 2 аспекта:
· Содержание действий консультанта (технический).
· Личностный аспект (эмоциональный).
Позиция, которая обусловлена содержанием: это консультант-советчик.
Консультант-помощник. Эта форма наиболее приемлемая. Основной акцент делается на актуализацию внутренних ресурсных состояний клиента. Создаются условия для нахождения решения проблемы.
Консультант-эксперт. Консультант показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации. Помогает выбрать наиболее адекватные решения.
Формы взаимодействия:
Директивная («сверху»).
Недирективная ( «снизу»).
Промежуточная («на равных») [1; 19].
Типы проблемных ситуаций.
· Окружение (О). Проблемы, связанные с семьей, местом проживания, учебы, работы, отношениями с друзьями, конфликты на чужой территории.
· Жизнь в целом (Ж). Смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность.
· Человек (Ч). Проблемы физиологического плана. Психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическая зависимость.
Типы клиентов и их ориентации.
Выделяют 3 основные ориентации клиентов:
1. Деловая существует в двух видах:
· адекватная, когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы. «Вы сделаете все возможное и я сам готов делать все, что вы мне скажете».
· неадекватная - клиент преувеличивает возможности консультанта. «Я уверен, что только вы могли бы мне помочь».
2. Рентная - 2 вида:
· обаятельный рантье. Клиент считает, что его откровенность, обаяние, желание, доверие консультанту и больше ничего от него не надо. Это человек, который ждет совета;
· требовательный рантье. Требования еще больше возрастают относительно консультанта.
3. Игровая. Клиент обращается в консультацию, чтобы вступить в отношения с психологом. Очень часто клиенты такой ориентации компетентны в психологии. Возникает позиция эксперта. У таких клиентов часто существует установка на безнадежность решения своей проблемы [19].