В консультативной психологии выделяют две позиции:
1) эмоциональная – затрагиваемые эмоциональные отношения между психологом и клиентом;
2) когнитивная (деловая) – определение проблемы и ее решение.
Фазы эмоциональной позиции.
1. Фаза установления рапорта, то есть взаимного доверия, доверительных отношений, связанных с чувством легкости. Это обязательная стадия в отношениях между клиентом и психологом. Решается проблема присоединения к клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
2. Фаза трансферных отношений.
Возникает перенос – повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми.
Решается проблема ответной реакции психолога на трансфер клиента. Может возникнуть контртрансфер. Возникновение контртрансферов связано с непроработанностью проблем у самого психолога.
3. Выход из трансферных отношений. Стадия нового суверенитета и независимости.
Фазы когнитивной позиции.
1. Фаза структурирования встречи.
2. Фаза определения проблемы и программы всей работы с клиентом.
3. Реализация поставленных целей в реальных жизненных условиях. Первые полученные результаты.