Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознание этими специалистами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, то есть повышение уровня профессионального самосознания. Структура состоит из следующих компонентов:
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
В этом компоненте профессионального самосознания учителя необходимо различать процесс самопознания и результат — систему знаний о себе, индуцируемую в «образ Я» как профессионала-педагога. «Образ Я» педагога имеет преимущественно когнитивный характер и является относительно устойчивым образованием, хотя, подверженным периодическим колебаниям под воздействием внутренних и внешних факторов. Когнитивный компонент представляется в структуре самосознания ведущим.
АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этот компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:
1) к системе своих педагогических действий, к своим целям и задачам, к средствам и способам достижения этих целей, к результатам своей работы;
2) к системе межличностных отношений с учениками; к реализации основных функций педагогического общения — информационной, социально-перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной;
3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу.
Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой профессионального самосознания учителя, является самооценка.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Внешние проявления характеризуют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. Основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.
Я-КОНЦЕПЦИЯ
Психологической предпосылкой развития профессионального самосознания учителя и его конечного продукта — Я-концепции является конструктивное преодоление педагогом трудностей, препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации.
РЕФЛЕКСИЯ
Особую роль рефлексивные действия играют в развитии самосознания при общении и взаимодействии с другими людьми. Рефлексию можно рассматривать в качестве механизма самосознания. Рефлексия дополняется и обогащается в процессе обратной связи, что позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение.