Комплексные планово-предупредительные работы, выполняемые укрупненными бригадами с применением механизмов (электрошпалоподбоек, гидравлических рихтовщиков, разгоночных приборов и др.), производятся в технологические "окна", заложенные в график движения поездов, и в интервалы времени между поездами за пределами "окна".
Состав путевой бригады определяется количеством применяемых ЭШП, перечнем и объемом отдельных работ, входящих в общий комплекс. При использовании четырех ЭШП состав бригады - 8-10 чел.; при восьми ЭШП - 14-18 чел. На практике в большинстве случаев стараются выполнять планово-предупредительные работы с применением четырех ЭШП, принимая во внимание, что ЭШП позволяют выправлять путь и подбивать шпалы выборочно, т. е. только в тех местах, где имеются отступления по уровню, просадки или отрясенные шпалы. При выправке с ЭШП высота подъемки не лимитируется; подбить шпалу можно при любой подъемке, независимо от степени уплотнения балласта, что позволяет не подбивать шпалы там, где по состоянию пути выправка не требуется. Кроме того, при малой (до 6 мм) высоте подъемки подбивка может быть односторонней. Исходя из этого, электрошпалоподбойки целесообразно применять при выправке локальных, небольших по протяжению рассредоточенных участков выправки.
|
|
При механизированной выправке пути к подготовительным работам относятся измерительные операции, регулировка зазоров, зачистка заусенцев на деревянных шпалах, очистка от грязи скреплений, уборка засорителей с поверхности балластной призмы, прогрохотка щебня (или замена балласта других видов) в местах выплесков и другие работы, которые предшествуют основным и могут выполняться отдельно от них.
К основным работам относятся: удаление пучинных карточек из-под подкладок при костыльном скреплении или регулировочных прокладок из-под подошвы рельса при раздельном скреплении типа КБ, частичная отрывка (при загрязненном и чрезмерно уплотненном щебеночном балласте) шпальных ящиков, подъемка пути домкратами на заданные отметки, подбивка шпал ЭШП, засыпка балластом шпальных ящиков, добивка противоугонов, сместившихся от шпал при подбивке, закрепление клеммных и закладных болтов при скреплении КБ.
В заключительные работы входят: тщательная рихтовка пути по всему фронту работ, подтягивание гаек стыковых болтов, планировка балластной призмы, уборка снятых материалов верхнего строения, приведение в порядок кюветов и других водоотводных сооружений в местах их засорения, заиливания, наличия растительности и др.
На тех километрах, на которых протяжение пути с отступлениями, требующими устранения, составляет более 30-35 %, планово-предупредительные работы целесообразно производить со сплошной выправкой пути и подбивкой шпал с применением машин.
|
|
На планово-предупредительных работах применяют следующие машины: выправочно-подбивочно-рихтовочные типа ВПР, ВПРС; балластно-уплотнительную БУМ; балластно-распределительную (планировщик балласта) ПБ; рельсоочистительную РОМ; рихтовочные Р-02, ПРБ, ЭЛБ; путевой моторный гайковерт ПМГ; машину СМ-2 и др.
При выполнении планово-предупредительных работ на участках с асбестовым балластом применяют также выправочно-подбивочно-отделочную машину ВПО, электробалластер со струнками, хоппер-дозаторы. При наличии динамического стабилизатора пути (ДСП) его используют вместо машины БУМ.
5.2. Типовые технологические процессы планово-предупредительных работ
Разработано несколько видов типовых технологических процессов производства планово-предупредительных работ, отличающихся один от другого конструкцией верхнего строения, видом балласта, количеством машин, входящих в комплекс, и др. Характеристики основных технологических процессов производства планово-предупредительных работ с использованием выправочно-подбивочно-рихтовочных машин ВПР-1200, ВПРС-500, ВПР-02, ВПРС-02, наиболее распространенных на сети, приведены в табл. 5.1. Для машин других типов с более высокой производительностью последовательность работ остается той же. При этом следует учитывать, что соответственно должен быть увеличен темп сопутствующих работ и состав выполняющих их бригад.
Таблица 5.1. Основные технологические процессы производства планово-предупредительных работ с применением комплексов машин
Порядковый номер | Состав машин в комплексе | Характеристика пути | Продолжительность "окна", ч | Фронт работ (выработка в "окно"), км |
РОМ, ВПР, ПБ, БУМ | Звеньевой путь с деревянными шпалами | 0,5-0,75 | ||
РОМ, ВПР, ПБ, БУМ, ПМГ | Бесстыковой путь на железобетонных шпалах | 0,5-0,75 | ||
РОМ, ВПР, ПБ, БУМ (два комплекса) | Звеньевой путь с деревянными шпалами | 2,4 | ||
РОМ, ВПР, ПБ, БУМ, ПМГ (два комплекса) | Бесстыковой путь на железобетонных шпалах со скреплением КБ | 2,4 | ||
СМ, ЭЛБ, ВПО (один комплекс); ВПР, ПБ, БУМ (три комплекса) | Путь на асбестовом балласте с деревянными шпалами | |||
СМ, ЭЛБ, ВПО (один комплекс); ВПР, БУМ, ПБ, ПМГ (три комплекса) | Путь на асбестовом балласте с железобетонными шпалами | |||
СС-1М, СМ, РОМ, МПРС, МПУ, ВПР, ПБ, БУМ | Звеньевой путь с деревянными шпалами | |||
СС-1М, СМ, РОМ, МПРС, ПМГ, МВТХ, МПУ, ВПР, ПБ, БУМ | Бесстыковой путь с железобетонными шпалами |
имечание. При использовании вместо БУМ динамического стабилизатора пути производительность машин ВПР может быть повышена на 15-25 % за счет сокращения времени на обжим щебеночного балласта.
Первые два технологических процесса в основном применяются при выполнении работ в ежедневные технологические ("скользящие") "окна". Третий и четвертый технологические процессы применяют при выполнении работ одним-двумя комплексами машин в специально предоставляемые "окна" продолжительностью 3-4 ч и более. Пятый и шестой технологические процессы применяют на участках с асбестовым балластом.
В перспективе планируется оснащение дистанций пути машинами МПРС (для выправки рельсов с неровностями в стыках методом холодной правки), МПУ (для вырезки загрязненного щебня в местах выплесков), МВТХ (для смены железобетонных шпал). В связи с этим разработаны опытные технологические процессы (№ 7 и 8 в табл. 5.1) с включением этих машин в общий комплекс путевых машин, используемых на планово-предупредительных работах.
Места работ ограждаются сигналами остановки в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
|
|
Работа машинных комплексов может быть организована вахтовым методом. Комплексам придаются купейные вагоны, переоборудованные под постоянное жилье, крытые грузовые вагоны, переоборудованные под склады ГСМ, и мехмастерские.
Технологический процесс планово-предупредительной выправки пути с применением машин РОМ, ВПР, ПБ, БУМ (ПМГ при скреплении КБ) в технологическое "окно" продолжительностью 2 ч. В подготовительный период удаляют засорители с поверхности балластной призмы; определяют место начала работы машины ВПР и высоту подъемки пути, в том числе на переходных кривых.
В основной период (в "окно") выполняют работы, приведенные на рис. 5.1.
Рис. 5.1. График планово-предупредительных работ по выправке пути с применением комплекса машин в технологическое "окно" продолжительностью 2 ч: 1 - время на приведение путевых машин из транспортного положения в рабочее и наоборот; 2 - удаление регулировочных прокладок при скреплении КБ или пучинных карточек при костыльном скреплении; 3 - устройство просветов между подошвой рельса и балластом машиной РОМ; 4 - смазка и закрепление клеммных и закладных болтов машиной ПМГ (при скреплении КБ); 5 - выправка пути с подбивкой шпал машиной ВПР; б - выгрузка балласта из хоппер-дозаторов; 7 - распределение и планировка балласта машиной ПБ; 8 - уплотнение балласта машиной БУМ; 9 - добивка противоугонов (при костыльном скреплении) и закрепление стыковых болтов |
В заключительный период (после "окна") путевая бригада добивает костыли и закрепляет стыковые болты.
При выправке пути на участках с железобетонными шпалами подготовительные работы выполняются также, как и на участке с деревянными шпалами. В основной период сначала удаляют регулировочные прокладки из-под подошвы рельсов; затем машина ПМГ сплошь смазывает и закрепляет клеммные и закладные болты во избежание сдвижки шпал при их подбивке, следом за ней машина ВПР выправляет, рихтует и подбивает путь. После этого выполняется добавление балласта из хоппер-дозаторов с планировкой его машиной ПБ; машина БУМ уплотняет балласт в шпальных ящиках и на откосах призмы.
|
|
В заключительный период подтягивают гайки стыковых болтов, а при необходимости и клеммных в местах снятия регулировочных прокладок.
Технологический процесс планово-предупредительной выправки пути на щебеночном балласте двумя комплексами машин в "окно" продолжительностью 3 ч. Работы по уборке засорителей с поверхности балластной призмы, удалению их из-под подошвы рельсов, очистке скреплений от грязи и мазута, одиночной смене негодных скреплений и шпал, регулировке зазоров в стыках производятся заранее самостоятельно - с применением машин либо вручную путевыми бригадами. Прогрохотка загрязненного щебеночного балласта не требуется.
Работы в "окно" (рис. 5.2) выполняются на протяжении 2400 м двумя комплексами, каждый из которых включает машины РОМ, ПМГ (при скреплении КБ), ВПР, ПБ, БУМ; сопутствующие работы выполняет укрупненная путевая бригада численностью 10-12 монтеров пути. При необходимости выправки пути в зоне переезда она выполняется самостоятельно путевой бригадой с автокраном. При этом подъемка пути в зоне переезда должна вестись с соблюдением требований, предъявляемых к продольным уклонам проезжей части переезда.
Рис. 5.2. График планово-предупредительных работ по выправке пути двумя комплексами машин в "окно" продолжительностью 3 ч: 1 - время на приведение путевых машин из транспортного положения в рабочее и наоборот; 2 - удаление регулировочных прокладок при скреплении КБ или пучинных карточек при костыльном скреплении; 3 - устройство просвета между подошвой рельса и балластом машиной ТОМ; 4 - смазка и закрепление клеммных и закладных болтов машиной ПМГ (при скреплении КБ); 5 - выправка пути с подбивкой шпал машиной ВПР; 6 - выгрузка балласта из хоппер-дозаторов; 7 - планировка балласта машиной ПБ; 8 - уплотнение балласта машиной БУМ; 9 - добивка противоугонов (при костыльном скреплении) и закрепление стыковых болтов |
Вслед за последним поездом перед началом "окна" на перегон отправляются комплексы машин. По прибытии их к местам начала выправки пути, отмеченным заранее дорожным мастером (с целью улучшения условий внедрения подбоек в балласт при малой величине подъемки пути начало выправки целесообразно выбирать в стыке с просадкой или отрясенными шпалами, либо в месте, где удалены пучинные карточки), машины приводятся в рабочее положение и начинают выправку. Машина ВПР выправляет путь со сплошной подбивкой шпал и рихтовкой пути, вслед за ней осуществляется пополнение балласта из хоппер-дозаторов с планировкой его машиной ПБ; машина БУМ уплотняет балласт в шпальных ящиках и за торцами шпал. За машиной БУМ два монтера пути поправляют шпалы и противоугоны, сдвинутые со своих мест при подбивке.
Перед каждой машиной ВПР монтеры пути снимают пучинные карточки. В целях уменьшения потребности в монтерах пути эта работа может быть начата за 2-3 ч до "окна" с выдачей поездам предупреждений об уменьшении скорости движения (конкретное значение уменьшенной скорости определяет дорожный мастер в зависимости от толщины снимаемых пучинных карточек или нашпальников).
В конце выправки первого участка пути должен устраиваться отвод с уклоном, соответствующим установленной скорости движения. По решению дорожного мастера на отводе может быть предусмотрена отрывка балласта в шпальных ящиках с целью лучшего внедрения бойков машины ВПР в балласт.
По окончании выправки участков пути машины приводятся в транспортное положение и в таком же порядке, как и при движении на перегон, отправляются на станцию.
После "окна" путевая бригада добивает костыли и довертывает гайки стыковых болтов.
При планово-предупредительной выправке пути на железобетонных шпалах к каждому комплексу добавляется машина ПМГ для закрепления клеммных и закладных болтов впереди машины ВПР. Перед закреплением болтов монтеры пути удаляют регулировочные прокладки из-под подошвы рельсов.
После "окна" закрепляют стыковые болты на уравнительных пролетах, при необходимости довертывают гайки клеммных болтов в местах удаления регулировочных прокладок.
Технологический процесс планово-предупредительных работ по выправке пути на асбестовом балласте с применением комплекса машин СМ, ВПО, ЭЛБ, ВПР, БУМ, ПБ и др. в "окно" продолжительностью 5 ч. В процессе эксплуатации пути на асбестовом балласте на поверхности балластной призмы образуется затвердевшая (похожая на сцементированную) корка толщиной 3-4 см. Она задерживает большую часть засорителей на поверхности призмы и позволяет легко их убирать щеточными машинами типа СМ. Однако некоторая часть засорителей все же попадает под шпалы и, уплотняясь под поездами, постепенно ухудшает дренирующие свойства асбестового балласта и приводит к повышенному его увлажнению и расстройству пути. Этот недостаток легко устраняется разрыхлением частично загрязненной и сильно уплотненной подшпальной постели струнками электробалластера и перемешиванием разрыхленного слоя с чистым асбестовым балластом перед выправкой пути.
При уборке засорителей машиной СМ с поверхности призмы щетками частично срезается и верхний слой асбеста, поэтому выправка пути производится с добавлением в путь балласта из хоппер-дозаторов в объеме 200-300 м3/км.
Первичная выправка пути, положение которого было нарушено при работе ЭЛБ производится машиной ВПО. Поэтому на пути с асбестовым балластом планово-предупредительные работы выполняются тремя комплексами машин (рис. 5.3). В первый и второй комплексы входят машины СМ, ЭЛБ, хоппер-дозаторный состав, ВПО, ПБ. Этот комплекс машин производит уборку засорителей с поверхности балластной призмы, рыхление подшпальной асбестовой постели, выгрузку в путь асбеста и первичную выправку пути.
Рис. 5.3. График планово-предупредительных работ по выправке пути на асбестовом балласте тремя комплексами машин в "окно" продолжительностью 5 ч: 1 - время на приведение путевых машин из транспортного положения в рабочее н наоборот: 2 - удаление регулировочных прокладок при скреплении КБ или пучинных карточек при костыльном скреплении; 3 - удаление верхнего слоя балласта (корки) машиной СМ; 4 - разрыхление подшпальной постели струнками при проходе ЭЛБ; 5 - выгрузка щебня из хоппер-дозаторов; б - выправка пути машиной ВПО-3000; 7 - распределение и планировка балласта машиной ПБ; 8 - добивка противоугонов (при костыльном скреплении) и закрепление стыковых болтов; 9 - смазка и закрепление клеммных и закладных болтов машиной ПМГ (при скреплении КБ); 10 - выправка пути с подбивкой шпал машиной ВПР; 11 - уплотнение балласта машиной БУМ |
Вторая группа состоит из машин выправочного комплекса (ВПР, БУМ), которые производят вторичную выправку пути с подбивкой шпал и уплотнением балласта в шпальных ящиках и за торцами шпал.
Сопутствующие работы при каждом комплексе машин выполняются путевыми бригадами.
Выправка пути в зоне переездов выполняется самостоятельно - либо до, либо после выправки пути, поэтому на фронте работы комплексов машин в день "окна" переезды не разбираются.
Аналогичным образом производятся планово-предупредительные работы на участках с асбестовым балластом на железобетонных шпалах. При этом закрепление клеммных и закладных болтов с целью исключения сдвижек шпал со своих мест при их подбивке машиной ВПР производится машиной ПМГ.
Опытный технологический процесс планово-предупредительных работ, выполняемых с применением комплекса машин СС-1М, СМ, РОМ, МПРС, ПМГ, МВТХ, МПУ, ВПР, ПБ, БУМ на бесстыковом пути с железобетонными шпалами и щебеночным балластом в "окно" продолжительностью 5 ч