Начнем с того, что быть готовым ко всему нельзя, это невозможно по определению. Но быть в готовности к типовым ситуациям и к распознаванию ситуаций – это вполне возможно и необходимо.
Как подготовиться к распознаванию опасностей? В нашей голове для этого есть целый механизм, который и принципиально отличает нас от животных. Это механизм моделирования. Человек способен представить в уме то, как разовьется ситуация.
Возьмём снова приведенную выше ситуацию: если после аварии тихо, то ты будешь готовиться выживать в одиночку, а рыдания вокруг подсказывают, что будет ситуация группового выживания. Женские и детские крики уже признак того, что будет «балласт» в виде неподготовленных людей, за которыми надо будет присматривать и отвечать. То, что разбился поезд на магистрали, наводит на мысль, что в цивилизации поднимут тревогу и организуют спасательные мероприятия – и это позволяет прогнозировать относительно недолгое выживание, до тех пор, пока не прибудет помощь. С другой стороны, ты в пижаме среди зимнего леса. Это позволяет предположить ряд опасностей: холод, голод, дикие животные.
|
|
В принципе, число подобных ситуаций конечно, и большинство из них можно смоделировать в уме. Если заняться этим на досуге, то в голове уже будут готовые схемы действий, которые только останется применить при необходимости. Собственно, на этом принципе и построены почти все учебники и методички по выживанию. Тебе осталось только создать у себя в голове свой персональный учебник.
Для начала, классифицируем возможные ситуации. Применим классификацию на два типа по каждому признаку, чтобы было проще сориентироваться:
1. По социальному признаку:
- Связанные с людьми (криминал и драка, толпа и давка, задержание, армия, война и т.п.)
- Не связанные с людьми (аварии, ЧС природного и техногенного характера, плутания по лесу, горам и т.п.)
2. По признаку группы:
- В одиночку
- Группой
3. По признаку предсказуемости:
- Ожидаемые (было время подготовиться, имеется снаряжение)
- Неожиданные (произошли внезапно, есть только то, что было при себе)
4. По наличию пострадавших:
- Имеются пострадавшие
- Без пострадавших (трупы не в счёт)
5. По степени подготовленности:
- Готовые участники (с опытом, знаниями, навыками, адекватно и своевременно реагирующие на обстановку)
- Имеется «балласт» (в виде неготовых, недееспособных, отчаявшихся людей)
6. По продолжительности:
- Длительные (война, авария с выбросом отравляющих веществ или радиации, наводнение и т.п., когда опасный фактор действует постоянно)
- Краткосрочные (авария на транспорте, плутание по лесу, землетрясение и т.п., когда выживать приходится после воздействия опасного фактора)
|
|
7. По ожиданию помощи:
- Временные (с ожиданием помощи или возможностью выбраться к помощи)
- Постоянные (неопределенные по времени, рассчитывать приходится только на себя)
8. По ожиданию последствий:
- С последствиями (эпидемии после наводнения, взрывы и пожары после аварии, заражение после нападения животного и т.п.)
- Без последствий (когда опасность представляет только сама ситуация)
Кроме того, нужно классифицировать по признакам присутствия/отсутствия основных ресурсов: огня, воды, пищи, укрытия, лекарств и т.д.
Пример с поездом, таким образом, будет случаем не связанной с людьми неожиданной краткосрочной временной ситуации группового выживания с пострадавшими, без еды, одежды, укрытия, медикаментов, но с большими запасами воды (снег), с возможностью иметь огонь (в поезде был пожар), сориентироваться в пространстве (рельсы идут куда-то и откуда-то) и подать сигнал бедствия (дым от пожара виден за много километров). А это уже лучше, чем просто: «Ой, мамочки! Что же случилось, что делать, и что со всеми нами теперь будет?!»