Теперь о готовности

Начнем с того, что быть готовым ко всему нельзя, это невозможно по определению. Но быть в готовности к типовым ситуациям и к распознаванию ситуаций – это вполне возможно и необходимо.

Как подготовиться к распознаванию опасностей? В нашей голове для этого есть целый механизм, который и принципиально отличает нас от животных. Это механизм моделирования. Человек способен представить в уме то, как разовьется ситуация.

Возьмём снова приведенную выше ситуацию: если после аварии тихо, то ты будешь готовиться выживать в одиночку, а рыдания вокруг подсказывают, что будет ситуация группового выживания. Женские и детские крики уже признак того, что будет «балласт» в виде неподготовленных людей, за которыми надо будет присматривать и отвечать. То, что разбился поезд на магистрали, наводит на мысль, что в цивилизации поднимут тревогу и организуют спасательные мероприятия – и это позволяет прогнозировать относительно недолгое выживание, до тех пор, пока не прибудет помощь. С другой стороны, ты в пижаме среди зимнего леса. Это позволяет предположить ряд опасностей: холод, голод, дикие животные.

В принципе, число подобных ситуаций конечно, и большинство из них можно смоделировать в уме. Если заняться этим на досуге, то в голове уже будут готовые схемы действий, которые только останется применить при необходимости. Собственно, на этом принципе и построены почти все учебники и методички по выживанию. Тебе осталось только создать у себя в голове свой персональный учебник.

Для начала, классифицируем возможные ситуации. Применим классификацию на два типа по каждому признаку, чтобы было проще сориентироваться:

1. По социальному признаку:

- Связанные с людьми (криминал и драка, толпа и давка, задержание, армия, война и т.п.)

- Не связанные с людьми (аварии, ЧС природного и техногенного характера, плутания по лесу, горам и т.п.)

2. По признаку группы:

- В одиночку

- Группой

3. По признаку предсказуемости:

- Ожидаемые (было время подготовиться, имеется снаряжение)

- Неожиданные (произошли внезапно, есть только то, что было при себе)

4. По наличию пострадавших:

- Имеются пострадавшие

- Без пострадавших (трупы не в счёт)

5. По степени подготовленности:

- Готовые участники (с опытом, знаниями, навыками, адекватно и своевременно реагирующие на обстановку)

- Имеется «балласт» (в виде неготовых, недееспособных, отчаявшихся людей)

6. По продолжительности:

- Длительные (война, авария с выбросом отравляющих веществ или радиации, наводнение и т.п., когда опасный фактор действует постоянно)

- Краткосрочные (авария на транспорте, плутание по лесу, землетрясение и т.п., когда выживать приходится после воздействия опасного фактора)

7. По ожиданию помощи:

- Временные (с ожиданием помощи или возможностью выбраться к помощи)

- Постоянные (неопределенные по времени, рассчитывать приходится только на себя)

8. По ожиданию последствий:

- С последствиями (эпидемии после наводнения, взрывы и пожары после аварии, заражение после нападения животного и т.п.)

- Без последствий (когда опасность представляет только сама ситуация)

Кроме того, нужно классифицировать по признакам присутствия/отсутствия основных ресурсов: огня, воды, пищи, укрытия, лекарств и т.д.

Пример с поездом, таким образом, будет случаем не связанной с людьми неожиданной краткосрочной временной ситуации группового выживания с пострадавшими, без еды, одежды, укрытия, медикаментов, но с большими запасами воды (снег), с возможностью иметь огонь (в поезде был пожар), сориентироваться в пространстве (рельсы идут куда-то и откуда-то) и подать сигнал бедствия (дым от пожара виден за много километров). А это уже лучше, чем просто: «Ой, мамочки! Что же случилось, что делать, и что со всеми нами теперь будет?!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: