Развитие личности детей с нарушением интеллекта

Развитие личности в условиях задержанного развития.Общая клинико-психологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития и близкие ей по значению понятия. Принципы основных классификаций задержек психического развития. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР. Педагогическая запущенность и ЗПР. Проблема школьной неуспеваемости. Обучение и психическое развитие детей с ЗПР. Спонтанное развитие. Диагностическое обучение. Психологические принципы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР. Статистика и возрастная динамика психического развития детей с ЗПР.

Роль семьи и родительских установок в развитии личности ребенка с отставанием в темпе психического развития. Формирование личности и межличностные отношения со сверстниками. Особенности социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Развитие личности при интеллектуальной недостаточности. Понятие умственной отсталости с точки зрения «потолка развития», «моральной дефективности», «атавизма» и др. Раскрытие основных понятий умственной отсталости: стойкость нарушения познавательной деятельности, тотальность поражения центральной нервной системы, недоразвитие и патология эмоционально-волевой сферы, длительность в нарушении темпа психического развития. Проблема форм и степени умственной отсталости.

Общие закономерности нормального психического развития и развития при умственной отсталости.

Особенности развития психики у умственно отсталых детей. Соотношение первичного, вторичного, третичного отклонения в развитии. Возможности развития психики умственно отсталых (Л. С. Выготский, В. Г. Петрова, Т. В. Морозова, Т. Н. Головина, С. Я. Рубинштейн, Г. М. Дульнев, Ж. И. Шиф, М. С. Певзнер и др.).

Сознание и самосознание умственно отсталых лиц. Соотношение индивидуального и общественного сознания у умственно отсталых лиц.

Развитие самосознания при умственной отсталости. Внутренняя картина «болезни» при нарушенном интеллекте. Формирование самооценки и уровня притязаний. Проблема критичности при умственной отсталости.

Формально-динамические и содержательные характеристики личности умственно отсталых лиц. Соотношение типов высшей нервной деятельности, темперамента, характера, направленности личности. Влияние общего интеллектуального недоразвития на характеристики личности. Личностные акцентуации при умственной отсталости. Проблема вредных привычек.

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых лиц. Особенности эмоций и чувств умственно отсталых лиц. Трудности интеллектуальной регуляции эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых лиц. Недифференцированность, полярность, неадекватность, инертность, дисгармоничность в развитии как патологические проявления настроений. Незрелость, недоразвитие, неустойчивость волевых процессов при умственной отсталости. Упрямство, негативизм, несамостоятельность, легкая внушаемость.

Патология волевых процессов: абулия, гипобулия, гипербулия. Коррекционное значение развития эмоционально-волевых процессов у умственно отсталых.

Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к нарушению.

Личность как субъект межличностных отношений. Межличностные отношения детей с нарушением интеллекта. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми.

Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: