Методы диагностической деятельности

Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, педагог, естественно, пользуется привычным для него арсеналом методов. В их числе анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни — на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.

Особое внимание в наблюдениях педагога за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде. Организуют наблюдения педагога следующие вопросы:

1. Охотно, с интересом ли ребенок учится?

2. Достаточно ли ответственно относится к учению?

3. Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?

4. Стремится ли к улучшению своих результатов?

5. Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?

6. Вполне ли дисциплинирован?

7. Умеет ли организовать себя в работе?

8. Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлен и настойчив?

9. Отвечает ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?

10. Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?

11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?

12. Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи а) на уроках? б) при выполнении домашних заданий?

13. Легко ли откликается на помощь?

14. Вполне ли удовлетворительно усваивает ребенок программные знания, умения и навыки?

Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных школьников от других детей класса (фон возрастной группы), рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.

С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой четверти в первом классе, по полугодиям в последующих составляет обобщенную характеристику класса, в которой в числовой форме даются ответы на перечисленные выше вопросы. В соответствующей графе напротив фамилии ученика ставится цифра «1», если можно утверждать «безусловно да»; цифра «2» — если можно сказать «скорее да, чем нет»; цифра «3» — если ответ «скорее нет, чем да»; цифра «4» — при ответе «безусловно нет». Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации к школе и становятся объектом дальнейшего индивидуального изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: