Процесс преодоления отклоняющегося поведения – есть динамическая совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которые обеспечивают устранение отрицательного и углубленное развитие положительного в личностной системе ребенка.
ýМетоды исправления личности одновременно влияют на сознание, чувства, поведение и на развитие личности в целом. Отдельные методы преодоления трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения (А.И. Кочетов).
àМетоды исправления личности школьника и его отклоняющегося поведения выполняют организующую, связывающую и координирующую функции:
Ý между развитием ребенка как субъектом деятельности и развитием самой деятельности;
Ý между формированием коллектива и развитием личности;
Ý между процессом воспитания, перевоспитания и самовоспитания.
ýПоскольку деятельность – ведущее средство формирования личности, – то методы перестройки, исправления (коррекции) поведения подростка – есть способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему личностные черты школьника и способствуют уничтожению (снижению уровня) трудновоспитуемости подростка. (Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986 г. – с.110).
|
|
ýГруппы методов:
Ý Методы разрушения отрицательного типа характера: метод “взрыва” и метод “реконструкции” характера.
Ý Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:
§ объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;
§ переориентация самосознания;
§ переубеждение;
§ прогнозирование последствий отрицательного поведения.
Ý Методы перестройки жизненного опыта:
§ предписание;
§ ограничение;
§ переучивание;
§ переключение;
§ регламентация образа жизни.
Ý Методы предупреждения отрицательного и стимулирование положительного поведения:
§ поощрение и наказание;
§ соревнование;
§ положительные перспективы.
(Характеристику и технологию осуществления данных методов смотри: Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986 г. –глава 5).
à Исправительная (коррекционная) функция методов преодоления трудновоспитуемости и педагогической запущенности является наиболее трудоемкой, поэтому осуществляется комплексом методов и учитывает степень педагогической запущенности и уровня трудновоспитуемости подростков.
Ý При отягощенной трудновоспитуемости – метод “взрыва” связанный с методами перестройки сознания и жизненного опыта (переубеждение, переучивание, переориентация самосознания и переключение сферы применение сил и способностей в области социально ценной деятельности).
|
|
Ý При неустойчивой или не полностью сформировавшейся трудновоспитуемости – метод “реконструкции” характера, связанный с методами перестройки жизненного опыта (переключение, переучивание, регламентация) и методами стимуляции положительного и предупреждение отрицательного поведения (поощрение, наказание, постановка перспективных целей).
à Компенсаторная функция преодоления трудновоспитуемости осуществляется комплексом методов в сочетании с процессом восстановления всего положительного в характере ребенка (методы перестройки мотивационной сферы и самосознания – объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентация самосознания в сочетании с опорой на гуманистические принципы, опора на положительное в личности подростка).
ý Корректирующие приемы педагогического воздействия (частное назначение метода) или улучшают общее эмоциональное состояние подростка, пробуждают положительные мотивы поведения, зарождают новые чувства и мысли, или пробуждают чувство стыда, разочарования, огорчения, тормозит развитие негативных качеств личности или поведения.
ÝОтсюда выделяется группа созидающих, тормозящих, вспомогательных приемов (Натанзон Э.М. – 1984 г.).
Созидающие приемы.
1. Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установления душевного контакта: проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); авансирование личности; обходное движение; прощение; проявление огорчения; поручительство.
2. Приемы, способствующие повышению успеваемости школьника: организация успеха в учении; ожидание лучших результатов; помощь в преодолении учебных затруднений.
3. Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения: убеждение; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение.
4. Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника: опосредование, фланговый подход; активизация сокровенных чувств воспитанника.
Тормозящие приемы.
1. Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога: констатация поступка (проступка); осуждение; наказание (наказание – изменение отношения; наказание – условность; наказание – упражнение; наказание – ограничение); приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; разоблачение (выявление виновного).
2. Приемы со скрытым воздействием: параллельное педагогическое действие; ласковый упрек; намек; мнимое безразличие; ирония (необычное приказание, мнимое одобрение, карикатура); развенчание авторитета; мнимое недоверие; выполнение определенной части дела вместо воспитанника; организация естественных последствий.
Вспомогательные приемы.
1. Организация внешней опоры правильного поведения.
2. Отказ от фиксирования отдельных поступков.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое девиантное поведение? Какова его взаимосвязь с поступком и проступком?
2. Назовите и охарактеризуйте подходы к определению и классификации отклоняющегося поведения подростков.
3. Какова цель и основные компоненты профилактики отклоняющегося поведения подростков?
4. Какова структура педагогической коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних?
5. Перечислите основные методы коррекции отклоняющегося поведения подростков.
|
|
6. Обоснуйте необходимость использования приемов педагогической коррекции в предупреждении отклоняющегося поведения подростков в зависимости от сложности жизненных ситуаций, в которых оказываются трудновоспитуемые и педагогически запущенные подростки.
Литература
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
2. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. – Курск, 1998.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,1987.
4. Зюбин Л.М. Психология воспитания. – М.,1991.
5. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.,1986.
6. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.,1984.
7. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995.
8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.