Методы и приемы коррекционно-педагогической работы с подростками

Процесс преодоления отклоняющегося поведения – есть динамическая совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которые обеспечивают устранение отрицательного и углубленное развитие положительного в личностной системе ребенка.

ýМетоды исправления личности одновременно влияют на сознание, чувства, поведение и на развитие личности в целом. Отдельные методы преодоления трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения (А.И. Кочетов).

àМетоды исправления личности школьника и его отклоняющегося поведения выполняют организующую, связывающую и координирующую функции:

Ý между развитием ребенка как субъектом деятельности и развитием самой деятельности;

Ý между формированием коллектива и развитием личности;

Ý между процессом воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

ýПоскольку деятельность – ведущее средство формирования личности, – то методы перестройки, исправления (коррекции) поведения подростка – есть способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему личностные черты школьника и способствуют уничтожению (снижению уровня) трудновоспитуемости подростка. (Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986 г. – с.110).

ýГруппы методов:

Ý Методы разрушения отрицательного типа характера: метод “взрыва” и метод “реконструкции” характера.

Ý Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

§ объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;

§ переориентация самосознания;

§ переубеждение;

§ прогнозирование последствий отрицательного поведения.

Ý Методы перестройки жизненного опыта:

§ предписание;

§ ограничение;

§ переучивание;

§ переключение;

§ регламентация образа жизни.

Ý Методы предупреждения отрицательного и стимулирование положительного поведения:

§ поощрение и наказание;

§ соревнование;

§ положительные перспективы.

(Характеристику и технологию осуществления данных методов смотри: Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986 г. –глава 5).

à Исправительная (коррекционная) функция методов преодоления трудновоспитуемости и педагогической запущенности является наиболее трудоемкой, поэтому осуществляется комплексом методов и учитывает степень педагогической запущенности и уровня трудновоспитуемости подростков.

Ý При отягощенной трудновоспитуемости – метод “взрыва” связанный с методами перестройки сознания и жизненного опыта (переубеждение, переучивание, переориентация самосознания и переключение сферы применение сил и способностей в области социально ценной деятельности).

Ý При неустойчивой или не полностью сформировавшейся трудновоспитуемости – метод “реконструкции” характера, связанный с методами перестройки жизненного опыта (переключение, переучивание, регламентация) и методами стимуляции положительного и предупреждение отрицательного поведения (поощрение, наказание, постановка перспективных целей).

à Компенсаторная функция преодоления трудновоспитуемости осуществляется комплексом методов в сочетании с процессом восстановления всего положительного в характере ребенка (методы перестройки мотивационной сферы и самосознания – объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентация самосознания в сочетании с опорой на гуманистические принципы, опора на положительное в личности подростка).

ý Корректирующие приемы педагогического воздействия (частное назначение метода) или улучшают общее эмоциональное состояние подростка, пробуждают положительные мотивы поведения, зарождают новые чувства и мысли, или пробуждают чувство стыда, разочарования, огорчения, тормозит развитие негативных качеств личности или поведения.

ÝОтсюда выделяется группа созидающих, тормозящих, вспомогательных приемов (Натанзон Э.М. – 1984 г.).

Созидающие приемы.

1. Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установления душевного контакта: проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); авансирование личности; обходное движение; прощение; проявление огорчения; поручительство.

2. Приемы, способствующие повышению успеваемости школьника: организация успеха в учении; ожидание лучших результатов; помощь в преодолении учебных затруднений.

3. Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения: убеждение; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение.

4. Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника: опосредование, фланговый подход; активизация сокровенных чувств воспитанника.

Тормозящие приемы.

1. Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога: констатация поступка (проступка); осуждение; наказание (наказание – изменение отношения; наказание – условность; наказание – упражнение; наказание – ограничение); приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; разоблачение (выявление виновного).

2. Приемы со скрытым воздействием: параллельное педагогическое действие; ласковый упрек; намек; мнимое безразличие; ирония (необычное приказание, мнимое одобрение, карикатура); развенчание авторитета; мнимое недоверие; выполнение определенной части дела вместо воспитанника; организация естественных последствий.

Вспомогательные приемы.

1. Организация внешней опоры правильного поведения.

2. Отказ от фиксирования отдельных поступков.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое девиантное поведение? Какова его взаимосвязь с поступком и проступком?

2. Назовите и охарактеризуйте подходы к определению и классификации отклоняющегося поведения подростков.

3. Какова цель и основные компоненты профилактики отклоняющегося поведения подростков?

4. Какова структура педагогической коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних?

5. Перечислите основные методы коррекции отклоняющегося поведения подростков.

6. Обоснуйте необходимость использования приемов педагогической коррекции в предупреждении отклоняющегося поведения подростков в зависимости от сложности жизненных ситуаций, в которых оказываются трудновоспитуемые и педагогически запущенные подростки.

Литература

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

2. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. – Курск, 1998.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,1987.

4. Зюбин Л.М. Психология воспитания. – М.,1991.

5. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.,1986.

6. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.,1984.

7. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995.

8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: