1. Выберите произвольно два СМИ общефедерального и регионального уровня распространения. Внимательно прочитайте или просмотрите выпуски СМИ в течение недели, подготовив блокнот, в котором отразились основные функции, занимавшие лидирующие позиции в тот или иной день.
2. Разработайте критерии оценки реализации функций в СМИ разного уровня. Для этого выделите основные функции СМИ и рассмотрите соответствие их основным выступлениям СМИ за обозначенный период времени. Затем, выпишите обозначения главных материалов номера (выпуска), сделав их условными, и сопоставьте: какие оценки даются в этих материалах, решению какой задачи соответствуют эти оценки: идеологической, культурно-просветительской, развлекательной и т.д. В итоге у вас получится перечень критериев, которые вы будете использовать при описании механизма реализации функций. Результаты занесите в таблицу по образцу 1. Где ОФ- общефедеральное СМИ, а Р – региональное.
Образец 1
Критерий реализации функций | Наименование СМИ (1- ОФ) | Наименование СМИ (2-Р) | Средства реализации |
Характер оценки события (критический, положительный, юмористический, сатирический, резко отрицательный, нейтральный и пр.) | |||
И т.д. |
3. Выделите элементы реализации функций общефедерального СМИ. Выстройте их в порядке значимости в лестницу функций: принцип подчиненности нижестоящей вышестоящей здесь будет основным.
|
|
4. Выделите элементы реализации функций регионального СМИ. Также как и в п.3 постройте лестницу функций.
5. На основании п. 3 и 4 составьте модели реализации функций ОФ и Р СМИ. Они должны иметь графический и текстовый варианты.
6. Сопоставьте модели реализации функций по критериям, которые выделите самостоятельно, опираясь на проделанный выше анализ. Результаты занесите в таблицу образца 2.
Образец 2
Критерии оценки моделей реализации функций СМИ | ОФ СМИ | Р СМИ | Функциональная направленность ОФ СМИ | Функциональная направленность Р СМИ |
И т. п. |
7. Сделайте выводы, в которых отразите результаты сопоставления моделей реализации функций, обозначив факторы, влияющие на эффективность реализации той или иной функции в СМИ разного уровня распространения.
Желаем успехов!
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое функция?
2. В чем особенности функций журналистики? Как понимаете выражение: система журналистских функций?
3. Как проявляется идеологическая группа функций в деятельности медиа?
4. Что такое культурно-образовательная деятельность журналистики? В чем ее специфика?
5. Как относитесь к известному ранее триумвирату: агитации, пропаганде и организации, как функциям журналистики? Они утратили значение или приобрели новое прочтение?
|
|
6. При помощи какого явления журналистика реализует свои функции?
7. От чего зависят функциональные предпочтения медиа?
8. Какова структура массового сознания?
9. Каковы особенности формирования общественного мнения журналистикой?
10. В чем проявляется специфика формирования масс средствами массовой информации?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. – М., 1999.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – СПб., 2002.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2008.
Свитич Л. Феномен журнализма. – М., 2001.
Тема 6. Журналистика как социальный институт