Социометрия

Цель: выявление структуры межличностных отношений в классе, основанных на симпатиях и эмоциональных связях.

Материал: чистые листы для заполнения учащимися класса; перечень вопросов, на которые предстоит ответить учащимся. В зависимости от характера выявляемых в классе отношений вопросы могут быть различными. Например: «С кем из учеников твоего класса ты хотел бы вместе готовиться к контрольной работе по математике?», «С кем из одноклассников ты хотел бы отдыхать?», «Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?» и др.

Лучше если одни вопросы (социометрические критерии выбора) будут направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.

Инструкция испытуемым: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Для этого подпишите свои листочки (иначе результаты будет невозможно обработать). Теперь ответьте на вопрос (зачитывается вопрос). При этом обозначьте, кого из членов своего класса вы выберете в первую очередь, кого - во вторую и кого - в третью. Напишите соответствующие фамилии. Выборов не должно быть больше трех».

Ход выполнения: социометрическая процедура может протекать путем социометрического опроса. Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть ограниченным. В любом случае, согласно инструкции, учащимся предлагается соблюдать последовательность предпочтений: указать фамилии тех одноклассников, кого они выбирают в первую (1), во


второю (2) и в третью (3) очередь.

После окончания опроса листочки учащихся собираются. Надо про­верить, все ли они подписаны. Если кто-либо из учеников не захотел никого выбрать, он сдает чистый листок с указанием своей фамилии на нем.

Обработка данных

Результаты социометрического опроса обрабатываются отдельно для каждого задававшегося вопроса.

На основании ответов учащихся составляется социоматрица, куда в первый столбец записывается список класса (по фамилиям), а в самую верхнюю строку - номера, под которыми значатся в этом списке фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Иглова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, Антонова выбрала Дятлову (№ 4), а Дятлова выбрала Антонову (№ 1), то эти два выбора (с координатами (1; 4) и (4; 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: