заметил, что и в его психологии, помимо воли, произошел заметный сдвиг, в котором ему трудно было сразу разобраться». И дальше: «...внутренняя сторона переродилась от создавшегося внешнего образа, в соответствии с ним» 1.
Физиолог П. В. Симонов утверждает, что нервные клетки головного мозга и мышцы тела человека тесно связаны друг с другом. Даже ничтожно мелкие импульсы в коре головного мозга человека откликаются в его мышцах. Но существует и обратная реакция: мышечная деятельность человека влияет на его психику. Этим, видимо, и объясняется влияние внешнего облика, поведения, манер человека на его внутреннее состояние, характерности — на характер.
Опора на характерность необходима всем типам актеров при создании сценического образа. Но наиболее застенчивым актерам, которые думают, что их человеческая индивидуальность несценична, она особенно необходима.
«—Образ, за который скрываешься, можно создать и без грима. Нет, вы покажите мне от собственного имени свои черты, все равно какие, хорошие или дурные, но самые интимные, сокровенные, не скрываясь при этом за чужой образ. Решитесь вы на это? — приставал ко мне Торцов.
|
|
- Стыдно, — признался я, подумав.
- А если скроетесь за образ, тогда не будет стыдно?
- Тогда могу, — решил я.
- Вот видите! — обрадовался Торцов. — Здесь происходит то же, что и в настоящем маскараде...
Характерность — та же маска, скрывающая самого актера-человека. В таком замаскированном виде он может обнажать себя до самых интимных и пикантных душевных подробностей»2.
Но нельзя забывать, что характерность сама по себе, не направленная на поиски нужного сценического образа, только вредна. К- С. Станиславский сам предостерегал против такого неверного, поверхностного понимания характерности. Он говорил, что такая характерность не перевоплощает, а лишь выдает вас с головой и предоставляет вам повод к ломанию.
Могут спросить: неужели уж так ничего не изменилось по сравнению с прошлыми годами в актерском перевоплощении? Изменилось. Подход к сценическому образу благодаря принципу перевоплощения в лучших работах современных актеров остался незыблемым, но изменилась «мера» употребления внешней характерности.
Если еще десять — двадцать лет назад, для того чтобы быть ближе к своему видению образа, актер накладывал на лицо «тонну» грима, речевая характерность была резкой, движения актера в образе были нередко ярко отличными от движений самого актера в жизни, то теперь это все стало мягче, скромнее, свелось к
1 Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3. М., 1955 с 204
2 Т а м же, с. 223—224.