«Для того чтобы он (человек. — Ю. С.) замедлил или ускорил ритм своего сердца, словесные сигналы должны вызвать у него образ той жизненной ситуации, в которой обычно изменяется деятельность сердца» 1.
А физическое самочувствие? Это тоже одна из сторон чувственного представления. Мы говорим в соответствии с заданной ситуацией: «В этой комнате безумно душно и жарко». Чтобы сказать это убедительно и столь же убедительно действовать (открыть окно, дверь, закрыть батарею и т. д.), мы должны благодаря фантазии вспомнить ощущение жары и духоты. А оно явится только после нашего представления картины, связанной с духотой и жарой, «оторую мы когда-то сами пережили. Это будут, скорее всего, отрывочные, неясные и расплывчатые представления, но без них все равно не возникнет нужного физического самочувствия.
Подчинение непроизвольных реакций желанию человека зависит от непосредственных связей между второй сигнальной системой и вегетативными реакциями организма. Связь эта может осуществляться через возникновение видений.
|
|
Но почему на коротком отрезке жизни образа мы необычайно высоко оцениваем роль видений, а когда дело касается создания этого образа, боимся, что видения вместо помощи принесут вред? Ведь, может быть, зрительное представление образа не подменит образ, а даст толчок к его.постижению. Оно толкнет актера на соответствующее действие, которое в свою очередь вызовет переживания. Александр Павлович Ленский говорил, что воображением своим актер создает тот идеал, сходства с которым он будет стремиться достичь при воплощении и в котором нет ничего сходного с самим актером...
Итак, во время изучения роли, выстраивания логики действия у актера возникает зрительно-чувственное представление будущего сценического образа. Значение его в творческом процессе перевоплощения для различных актерских индивидуальностей разное. Одни актеры почти не задумываются над результатом своего творчества, стараясь как можно глубже проникнуть в логику действий персонажа, ставя себя на его место; у других будущий образ, помимо их воли, зримо и ярко возникает перед мысленным взором и становится как бы маяком в их работе. Особенно большое значение видение образа приобретает у тех актеров, которым трудно действовать на сцене по принципу: «я в предлагаемых обстоятельствах».
К. С. Станиславский в своих трудах неоднократно говорил о видении образа. Р. Н. Симонов считал, что момент перевоплощения обязательно включает в себя видение образа: «Чем глубже я вижу и ощущаю своего героя, тем ярче и сильнее я стремлюсь передать свое понимание образа зрителю»2.
1. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1962, с. 56.