Но есть и другие творческие типы актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, этот образ, который они изображают в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, смотрят на него и внешне копируют [его]... Если копирование внешнего, вне себя созданного образа является простой имитацией, передразниванием, представлением, то общая, взаимно и тесно связанная жизнь актера с образом представляет собой особый вид процесса переживания, свойственный некоторым творческим артистическим индивидуальностям»1.
Ближе многих к пониманию «особого процесса переживания» были такие замечательные актеры, как Н. П. Хмелев и Б. В. Щукин.
Хмелев, как известно, был одним из блистательных и любимейших учеников Станиславского. М. О. Кнебель пишет о нем: «Величайшим качеством актерской природы Хмелева было воображение... Ему необходимо было увидеть человека, которого он будет играть. И это „увидеть" было процессом сложным и многосторонним»2.
|
|
По свидетельству Л. Малюгина, Хмелев говорил, что он идет от внешнего видения образа к его внутреннему постижению. При первой читке пьесы он видел образ внешне почти во всех деталях: «...как он одет, как сидит, как ходит, разговаривает». В то же время после первой читки образ как бы стоял около него, но еще не был в нем. «Я смотрю на него, и он на меня смотрит, а потом я его забываю как бы на некоторое время, пока он не переходит в меня и я уже не становлюсь им»3.
Еще будучи учеником театральной школы, Хмелев написал маслом портрет штабс-капитана Снегирева (из «Братьев Карамазовых»),— это помогло ему в воплощении образа.
Итак, вначале у Хмелева возникало зрительное представление образа. Это зрительное представление, по свидетельству артистов и режиссеров, работавших с Хмелевым, покоилось, как правило, на жизненных ассоциациях. М. О. Кнебель продолжает:
«Идти при создании образа от себя, осознавать задачи, действия было для него работой нужной, но проходящей параллельно с какой-то другой работой, более интимной, внутренней., Видение образа возникало у него чаще всего с самого начала. Это не значит, что его сразу после читки пьесы осеняло счастье проникновения в образ. Нет, подчас этот этап длился долго и бывал мучительным. В течение этого времени ему было необходимо творческое питание в самой различной форме. Картины, фотографии, рассказы о людях, чем-то похожих на того, которого ему придется играть. В такие периоды он напоминал птенца с открытым клювом — попискивал, ждал питания.
1.Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 470—471. (Разрядка наша. — Ю. С.)
2 Кнебель М. О. Вся жизнь. М., 1967, с. 323.
3МалюгинЛ. Хмелев. М., 1948, с. 13—14.