1510 У знания — два крыла, а у сомнения — одно крыло;
сомнение ущербно, в полете куцее.
Птица с одним крылом быстро падает вверх тормашками,
снова взлетает на два шага или больше.
Падая и поднимаясь, движется птица предположения с одним крылом, надеясь [достичь] гнезда.
Когда же она освободилась от сомнений, появилось у нее знание,
стала та однокрылая птица двукрылой, расправила крылья.
После этого идет ровно, прямо,
не опрокидываясь ничком или неправильно 11.
1515 С двумя крыльями она взлетает, как Джибрил,
без сомнений, без «если», без всяких разговоров.
Если весь мир скажет ей: «Ты —
на ровном пути Бога и веры», —
9 Джабарит (джабри, от араб. джабр — принуждение) — последователь учения об абсолютном пре-
допределении, отрицающий свободную волю человека, его способность влиять на поступки и события.
10 Цитата из айата: «Встань и увещевай!» [Коран, 74: 2 (2)].
11 Аллюзия на айат: «Тот ли, кто идет, опрокидываясь на свое лицо, или тот, кто идет ровно по прямой дороге?» [Коран, 67: 22 (22)].
|
|
Ей не станет горячее от их слов,
ее единственная в своем роде душа не станет им (словам) парой.
Если же все будут говорить ей: «Ты заблудилась,
ты считаешь себя горой, но ты соломинка», —
Она не впадет в сомнения из-за их упрека,
она не будет страдать из-за их ухода.
1520 И даже если море и горы заговорят,
скажут ей: «Ты заблуждению стала парой», —
Ни на одну частицу не впадет она в фантазии и не будет упреками упрекающих обижена.
Пример о том, как человек становится болен из-за фантазий о почитании [его] людьми
и спросе у ищущих его благосклонности 12, и рассказ об учителе
Дети в одной школе от учителя
испытывали страдания из-за скуки и прилежания.
Посоветовались они о том, как отложить работу,
чтобы учитель был вынужден [их отпустить]:
«И почему это не приходит к нему какая-нибудь болезнь,
чтобы взял он несколько дней отпуска,
Дабы освободились мы от заключения, стеснения и работы?
Он же, как гранитный камень, остается на своем месте».
Один, что похитрее, сообразил
сказать [учителю]: «Учитель, отчего ты бледен?
Будь здоров, но цвет твоего [лица] изменился,
это либо влияние воздуха, либо из-за жара.
Немного он вообразит из-за этого, [что болен],
ты же, братец, тоже помоги таким образом,
Как войдешь в двери школы, скажи
„Хорошо ли ты себя чувствуешь, учитель?”
1530 Это его воображение немного возрастет,
ибо из-за воображения мудрец становится безумным.
И третий, и четвертый, и пятый точно так же вслед за нами пусть покажут печаль и грусть,
Так что когда тридцать детей непрерывно эту весть согласно будут произносить, она утвердится».
|
|
Каждый сказал ему: «Прекрасно, о смышленый,
пусть твое счастье будет основано на милости [Божией]!»
Сошлись они на скрепленном договоре,
что не опровергнет этих слов ни один [их] товарищ.
1535 После этого дал он клятву всем,
что не донесет об этом деле.
12 Досл.: «покупателей».
Совет этого ребенка возобладал надо всеми,
разум его шел впереди стада.
Такая же разница есть между умами людей,
как и между красавцами в формах.
Поэтому сказал Ахмад в изречении:
«В языке скрыта красота людей» 13.
Разумы людей различны в основе [их] врожденного качества;
согласно же му‘тазилитам, [они] равны,