Пример о догадке и уверенности в знании

1510 У знания — два крыла, а у сомнения — одно крыло;

сомнение ущербно, в полете куцее.

Птица с одним крылом быстро падает вверх тормашками,

снова взлетает на два шага или больше.

Падая и поднимаясь, движется птица предположения с одним крылом, надеясь [достичь] гнезда.

Когда же она освободилась от сомнений, появилось у нее знание,

стала та однокрылая птица двукрылой, расправила крылья.

После этого идет ровно, прямо,

не опрокидываясь ничком или неправильно 11.

1515 С двумя крыльями она взлетает, как Джибрил,

без сомнений, без «если», без всяких разговоров.

Если весь мир скажет ей: «Ты —

на ровном пути Бога и веры», —

9 Джабарит (джабри, от араб. джабр — принуждение) — последователь учения об абсолютном пре-

допределении, отрицающий свободную волю человека, его способность влиять на поступки и события.

10 Цитата из айата: «Встань и увещевай!» [Коран, 74: 2 (2)].

11 Аллюзия на айат: «Тот ли, кто идет, опрокидываясь на свое лицо, или тот, кто идет ровно по прямой дороге?» [Коран, 67: 22 (22)].


Ей не станет горячее от их слов,

ее единственная в своем роде душа не станет им (словам) парой.

Если же все будут говорить ей: «Ты заблудилась,

ты считаешь себя горой, но ты соломинка», —

Она не впадет в сомнения из-за их упрека,

она не будет страдать из-за их ухода.

1520 И даже если море и горы заговорят,

скажут ей: «Ты заблуждению стала парой», —

Ни на одну частицу не впадет она в фантазии и не будет упреками упрекающих обижена.

Пример о том, как человек становится болен из-за фантазий о почитании [его] людьми

и спросе у ищущих его благосклонности 12, и рассказ об учителе

Дети в одной школе от учителя

испытывали страдания из-за скуки и прилежания.

Посоветовались они о том, как отложить работу,

чтобы учитель был вынужден [их отпустить]:

«И почему это не приходит к нему какая-нибудь болезнь,

чтобы взял он несколько дней отпуска,

Дабы освободились мы от заключения, стеснения и работы?

Он же, как гранитный камень, остается на своем месте».

Один, что похитрее, сообразил

сказать [учителю]: «Учитель, отчего ты бледен?

Будь здоров, но цвет твоего [лица] изменился,

это либо влияние воздуха, либо из-за жара.

Немного он вообразит из-за этого, [что болен],

ты же, братец, тоже помоги таким образом,

Как войдешь в двери школы, скажи

„Хорошо ли ты себя чувствуешь, учитель?”

1530 Это его воображение немного возрастет,

ибо из-за воображения мудрец становится безумным.

И третий, и четвертый, и пятый точно так же вслед за нами пусть покажут печаль и грусть,

Так что когда тридцать детей непрерывно эту весть согласно будут произносить, она утвердится».

Каждый сказал ему: «Прекрасно, о смышленый,

пусть твое счастье будет основано на милости [Божией]!»

Сошлись они на скрепленном договоре,

что не опровергнет этих слов ни один [их] товарищ.

1535 После этого дал он клятву всем,

что не донесет об этом деле.

12 Досл.: «покупателей».


Совет этого ребенка возобладал надо всеми,

разум его шел впереди стада.

Такая же разница есть между умами людей,

как и между красавцами в формах.

Поэтому сказал Ахмад в изречении:

«В языке скрыта красота людей» 13.

Разумы людей различны в основе [их] врожденного качества;

согласно же му‘тазилитам, [они] равны,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: