Стратегии исследования психики ребенка. Основные спорные вопросы в различных психологических теориях: факторы, характер и природа психического развития. Понятие развития, условий, механизмов и источников развития в зарубежной и отечественной психологии.
Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка. Биогенетический принцип в психологии (Э. Геккель, Ст. Холл). Нормативный подход к исследованию детского развития (А. Гезелл, Л. Термен, Торренс, Гилфорд).
Психоаналитические теории детского развития: теория З. Фрейда и ее значение для понимания сущности психики ребенка. Развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Классический бихевиоризм и его основные положения. Понятие социализации в американской психологии развития. Воспитание и развитие (Р. Сирс). Механизмы приобретения нового опыта в теориях социального научения. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения (Б. Скиннер). Роль подражания в формировании нового опыта.
Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже. Основные открытия Ж. Пиаже: открытие эгоцентризма детского мышления; открытие стадий интеллектуального развития ребенка.
Тема 4. Проблема возраста в психологии. Периодизация психического развития
Проблема возраста в психологии. Понятие физиологического и психологического возраста.
Значение выделения возрастных периодов. Л.С. Выготский о значении периодизации и основных схемах построения возрастной периодизации. Критерии периодизации. Периодизации, построенные на основе выделения частных психологических характеристик и общего психического развития. Их значение для детской психологии и психологии развития: ответ на вопрос: что и как развивается?
Западные периодизации развития ребенка (З. Фрейд, Э. Эриксон, Джерсилд, Пиаже Ж., Кольберг). Роль биологического и социального в появлении возрастных новообразований.
Особенности возрастной периодизации Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Слободчикова В.И