Глоссарий по теме

МАСКУЛИННОСТЬ (маскулинность и фемининность) – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии дифференциальной маскулинность и фемининность – специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности – с мягкостью и нежностью.
Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения – мужскую или женскую – выражает данный конкретный стереотип.
Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность – с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин – фемининность.

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют: 1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности; 2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью (андрогиния).

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ – процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:

1) предвосхищение полезного результата – потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект;

2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции).

В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми – к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:

1) образование цели;

2) осуществление действия;

3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата. Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели – центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели – закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:
1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;

2) выбор одного из наличных требований;

3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;

4) превращение побочных результатов действия в цель;

5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;

6) выделение целей промежуточных;

7) переход от целей предварительных к окончательным;

8) образование иерархии и временной последовательности целей.

Исследования целеобразования – одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной:
1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности; 2) роль эмоций в актах целеобразования; 3) оценки достижимости результата;
4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность. Может проявляться как в реальных достижениях в некоей области, так и в отстаивании своей значимости перед другими людьми путем одних словесных деклараций.

АВТОРИТЕТНОСТЬ – Способность иметь определенный вес среди других людей, быть для них источником идей, пользоваться их уважением и признанием.

АГНОЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – Понятие, введенное В. Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при коем он не воспринимает позитивные стороны жизни и не способен организовать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение.

Выводы

Середина жизни, «мягкая осень», «осенний марафон» - вот далеко не полный перечень определений возраста, о котором шла речь в главе. Возраст, когда человек приобретает (или нет) устойчивость во всех системах отношений; переходит либо к генеративности, либо поглощенности собой и стагнации. Решение все задач, стоящих перед этим возрастом позволяет человеку перейти к особому состоянию личности – зрелости. Всякий зрелый человек – взрослый, однако нНе всякий взрослый человек – зрелый.

Список литературы по теме

1. Петрова Е.А. Экзистенциональные трудности, кризисы и ресурсы совладания с ними: значение прародительской и исторической семьи //Психология зрелости и старения. №4 (34), 2006 г. С.49-56.

2. Шахновская Е.А Гендерные особенности переживания кризиса 30 лет // Психология зрелости и старения. №2(38), 2007 г. С.10-57.

3. Куликова В.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины. //Психология зрелости и старения. №1 (33), 2006 г. С.5-19.

4. Ефимкина Р.П. Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщиной в инициативных сюжетах волшебных сказок. Дисс. канд.психол. н.,19.00.05., Ярославль, 2003. 164 с.

5. Александрова Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества. Дисс. канд. психол. н.,19.00.05., Казань, 2004. 173 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: