Этика и социальная ответственность являются актуальными темами для современных менеджеров. Этический аспект поведения имеет отношение к ценностям, лежащим в основе правильных и неправильных действий. Этичные решения и этичное поведение обычно задаются соответствующей системой ценностей. Четырьмя подходами, которые могут служить в качестве критериев для принятия этичных решений, являются: утилитарный, индивидуальный, с позиций моральных прав и с позиций справедливости. Для конкретного менеджера возможность осуществления правильного этичного выбора зависит как от личных, так и от организационных характеристик. Важной индивидуальной характеристикой является уровень морального развития. Культура компании является организационной характеристикой, влияющей на этичность поведения. Значение прочных этичных культур повышается в турбулентной среде, потому что они помогают людям делать правильный выбор в условиях неразберихи и быстрых изменений.
Корпоративная социальная ответственность определяется отношением компании к ценностям общества. Как может организация стать хорошим корпоративным гражданином? Модель оценки социальной деятельности использует четыре критерия: экономический, юридический, этический и дискреционный. Оценка социального поведения компании часто требует определения влияния компании на ее стейкхолдеров. Растущую озабоченность вызывает проблема защиты окружающей среды. Организация может использовать правовой, рыночный, стеЙкхолдерский или активистский подход к экологической проблеме. Устойчивость развития подразумевает такое движение вперед, которое обеспечивает удовлетворение сегодняшних потребностей и сохранение ресурсов на будущее.
Этичные организации поддерживаются тремя «колоннами»: этичными индивидами, этичным руководством и организационными структурами и системами, такими как кодексы этических норм, комитеты по этике, главные специалисты по этике, тренинговые программы и механизмы подачи тревожных сигналов. Этичные и социально ответственные компании работают не хуже — а часто и лучше — чем компании, не обладающие этими качествами. Проницательные менеджеры ищут способы нацеливания своих социально ответственных усилий таким образом, чтобы обеспечивать выгоды своему бизнесу. После скандалов последних лет многие менеджеры поняли, что управление этичным и социально ответственным поведением столь же важно, как и управление издержками, прибылью и экономическим ростом.
Проблема менеджмента, описанная в начале главы, показывает, насколько трудными могут оказаться этические вопросы, особенно в современных условиях более пристального внимания к бизнесу со стороны государства и общества, и объясняет, почему некоторые руководители требуют разработки кодекса этических норм для Уолл-стрит. Даже, несмотря на то, что Эрик Корриган и Томас Чен не нарушили никаких правительственных предписаний, они были уволены боссом за недопустимое использование конфиденциальной информации. Уже через 15 минут после вызова к боссу эти двое освобождали свои письменные столы и паковали лэптопы. Руководители Bank of America хорошо помнят о необходимости не допускать в современных условиях даже видимости неправильного поведения. В своем заявлении пресс-атташе Bank of America отметил: «Обстановка в финансовом секторе продолжает изменяться, и мы ожидаем, что в любых условиях наши сотрудники станут демонстрировать приверженность наивысшим этическим стандартам во всем, что они будут делать». Томас Хит, банкир из JPMorgan, также был уволен, и теперь никто не готов принять его с распростертыми объятиями в Bank of America. Хит признает, что он предоставлял информацию о сделке, заключением которой он занимался, конкурентам, но рассчитывая, что Корриган сохранит ее в тайне. Действия Хита были, безусловно, неэтичными, но неэтичность поведения Чена и Корригана была менее очевидной. Однако их увольнение говорит о том, что «стандартный способ работы» больше не может служить оправданием. Сегодняшние общественные нормы и ценности не признают «конкуренцию на удушение» этичным и социально ответственным поведением.