Понятие, сущность и функции N-ов и сборов

N- — обязательный, индивид-о безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физ/лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-ти, хоз-ого ведения или оперативного упр-я денежных ср-тв в целях fi-ового обеспечения деят-ти гос-ва и (или) муниц-х образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с орг-ций и физ/лиц, уплата £-ого — одно из условий совершения в интересах плательщика сборов гос-венными органами, органами местного самоупр-я, иными уполномоченными органами и должн-ыми лицами юр-и значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разреш-й.
Хар-рные черты N-а как платежа след.: обязательность;
индивид-ая безвозмездность;отчуждение денежных ср-тв, принадлежащих орг-циям и физич-им лицам на праве собств-ти, хоз-ого ведения или оперативного упр-я;

Хар-рными чертами сбора как взноса яв-ся: обязательность; одно из условий совершения гос-венными и иными органами в интересах плательщиков сборов юр-и значимых действий.
НК РФ называет след. сборы: таможенные сборы, сбор за право пользования Q-ами животного мира и водными биологическими ресурсами, фед-ые лицензионные
сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Функции N-ов — это направления правового воздействия норм N-ового права на общ-венные отнош-я, обладающие постоянством, раскрывающие сущность N-а и реализующие социальное назначение гос-ва.

Различают: - Фискальная функция N-ов непоср-твенным образом связана с формированием доходной части гос-венного бю/та и представляет собой изъятие ср-тв N-оплательщиков в централизованные фонды гос-ва.

- Распределительная функция N-ов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении общ-венных дох-в м/у различными категориями граждан: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что в конечном итоге гарантирует социальную стабильность в общ-ве.

- Поощрительная функция N-ов. Устанавливая тем или иным категориям N-оплательщиков определенные N-овые льготы, гос-во поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.

-Контрольная функция N-ов обеспечивает контроль со стороны гос-ва за fi-ово-хоз-ой и предпри-льской деят-тью юр/лиц и граждан, а также за источниками дох-в и направлениями их расх-вания.

- Регулирующая функция N-ов — функция, направленная на достижение определенных целей N-овой пол-ки гос-ва поср-твом N-ового механизма. Осущес-ся за счет снижения ставок отдельных N-ов, предоставления N-овых льгот,нацеленных на улучшение условий хоз-вования в отдельных отраслях, регионах или сферах деят-ти.

6. Виды N-ов:

Виды N-ов: 1) фед-ые; 2) региональные; 3) местные.

Фед-ыми N-ами признаются N-и, £-ые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей терр-ии РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Региональными N-ами признаются N-и, £-ые установлены НК РФ и законами S-ов РФ о N-ах и обяз-ных к уплате на терр-иях соотв-ующих S-ов РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местными N-ами признаются N-и, £-ые установлены НК РФ и нормат-ыми правовыми актами представительных органов муниц-х образований о N-ах и обязательны к уплате на терр-иях соотв-ующих муниц-х образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Земельный N- и N- на имущ-во физ/лиц устанавливаются НК РФ и нормат-ыми правовыми актами представительных органов поселений (муниц-х районов), городских округов о N-ах и обязательны к уплате на терр-иях соотв-ующих поселений (межселенных терр-иях) и городских округов, если иное не предусмотрено НК РФ. Земельный N- и N- на имущ-во физ/лиц вводятся в действие и прекращают действовать на терр-иях поселений (межселенных терр-иях) и городских округов в соотв-ии с НК РФ и нормат-ыми правовыми актами представительных органов поселений (муниц-х райо нов) и городских округов о N-ах.

7. N-овые льготы:

N-ОВЫЕ ЛЬГОТЫ - полное или частичное освобождение от уплаты N-а, предоставленное N-овым законод-вом при наличии Q-а N-ообложения, а также иное смягчение N-ового бремени для N-оплательщика. N-овые льготы - важнейший элемент любого N-а, имеющий исключительный хар-р. Цель N-овых льгот — сокращение N-ового обязат-ва N-оплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению N-овых обязат-в.

Классификация N-овых льгот. В завис-ти от элемента структуры N-а (предмета (Q-а) N-ообложения, N-овой базы или окладной ∑-ы), на изменение £-ого направлена льгота, N-овые льготы делятся на три группы: N-овые изъятия, N-овые скидки и N-овые кредиты. В завис-ти от S-ов и элементов N-ового произ-ва N-овые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по Q-у (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, N-овый кредит); по отдельным S-ам (комбинация из перечисленных льгот, N-овые каникулы). Последняя группа N-овых льгот предоставляется только отдельным N-оплательщикам, способы предоставления N-овых льгот м.б. различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы N-овых льгот предоставляются всем N-оплательщикам на равных условиях. Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум Q-а N-ообложения; изъятие из обложения определенных элементов Q-а N-ообложения; освобождение от уплаты N-ов отдельных лиц или категорий N-оплательщиков; понижение N-овых ставок; целевые N-овые льготы, включая N-овые кредиты (отсрочки взимания N-ов), прочие N-овые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных N-ах.

8. Элементы N-ообложения:

Элементы N-ообложения - установленные в законод-ном порядке гос-венными органами пр/пы орг-ции и действия N-овой si-ы.

Элементы N-ообложения:

-обязательные

- допол-ые (факультативные)

Обязательные элементы N-ообложения элементы, без £-ых N-овое обязат-во и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

Обязательные элементы N-ообложения: S- N-ообложения. Q- N-ообложения. N-овая база. N-овый период. N-овая ставка. Порядок исчисления N-а. Порядок и сроки уплаты N-а.

9 Мтды N-ообложения:

Под мтдом N-ообложения следует понимать установление завис-ти м/у величиной ставки N-а и размером Q-а N-ообложения или N-овой базы. Методы N-ообложения:

1) Равное N-ообложение, означающее взимание N-а в равной ∑-е с каждого плательщика. Данный мтд не учитывает имущ-ое положение и платежеспособ-ть плательщика, поэтому применяется редко (н-р, при взимании госпошлины за оформление док-тов).

2) Пропорциональное N-ообложение, предусматривающее взимание N-а по единой ставке, установленной в %-ах, не меняющейся при изменении N-овой базы. При этом с ростом N-овой базы пропорционально возрастает ∑-а N-а. Данный мтд активно применяется в N-овой si-е Беларуси (н-р, N- на прибыль, N- на недвижимость, N- на добавленную стоимость). Пропорциональное N-ообложение основывается на идее справедливости обложения соразмерно с доходами каждого. Однако при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое бремя N-а, чем более состоятельный. Поэтому возникает необх-ть введения прогрессивного N-ообложения.

3) Прогрессивное N-ообложение мтд, при £-ом с ростом N-овой базы растет ставка N-а по заранее установленной шкале. Может применяться два вида прогрессии простая и сложная. При простой прогрессии ставка N-а возрастает по мере роста N-овой базы для всей ее ∑-ы (дохода или стоимости имущ-ва). При сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из £-ой облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей предыдущую ступень. В настоящее время для N-ообложения дох-в физ/лиц во многих странах мира применяют si-у сложной прогрессии.

4) Регрессивное N-ообложение предусматривает снижение ставки N-а при увеличении N-овой базы. Этот мтд N-ообложения применяется при установлении ставок гос-венной пошлины за подачу исковых заяв-й имущ-ого хар-ра в суд-ые инстанции, примером также может служить единый социальный N- в России (чем больше ∑-а фонда оплаты труда, тем ниже ставка соц-го N-а).

10. Si-а N-овых органов:

11. Сущность, цели, задачи, пр/пы и направления N-ового контроля:

N-овый контроль вид деят-ти уполномоченных органов N-овой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения инфо-и о соблюдении норм N-ового законод-ва и проверки полноты и ϲʙᴏевременности исполнения N-овых обязат-в N-оплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы N-ового контроля:

-гос-венный N-овый учет;

-мониторинг и оперативный N-овый контроль;

-камеральный и выездной N-овый контроль;

-админ-о-N-овый контроль.

Гос-венный N-овый учет как форма N-ового контроля направлен на реш-е задач, связанных с учетом лиц, на кᴏᴛᴏᴩых могут возлагаться N-овые обязат-ва, а также иных, значимых для целей N-ообложения элементов (н-р, учет Q-ов N-ообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного N-ового контроля будет получение Q-ивной инфо-и о текущей деят-ти N-оплательщиков, в т.ч. контроль N-овых поступлений.

Задачей камерального и выездного N-ового контроля будет контроль исполнения N-овых обязат-в. Основным способом осуществления камерального и выездного N-ового контроля будет проведение N-овых проверок.

Задачей админ-о-N-ового контроля будет контроль за участниками N-овых отнош-й, наделенных вспомогательными полномочиями в области N-ового администрирования. К примеру, контроль исполнения ϲʙᴏих обяз-тей сборщиками N-ов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: