Ситуация 1

Предполагается выплатить участникам дивиденды за счет чистой прибыли общества по данным его бухгалтерской отчетности. Может ли общество распределить чистую прибыль за периоды, предшествующие отчетному, если ранее эта прибыль была направлена на пополнение оборотных средств (развитие общества) согласно протоколам общих собраний учредителей? Каковы налоговые риски, если чистая прибыль за периоды, предшествующие отчетному, будет распределена между участниками общества?

Согласно ч. 2 п. 7.4 устава общества выплата участникам чистой прибыли может быть осуществлена ежеквартально или после завершения финансового года и утверждения годового баланса. В предшествующие годы часть прибыли направлялась на выплату дивидендов (не ежегодно), часть - на формирование резервного фонда общества (статус этого фонда не исследовался, размер отчислений существенно превышал установленный в уставе общества размер резервного фонда), часть - на пополнение оборотных средств общества.

К компетенции общего собрания участников ООО, в частности, относится принятие решения о распределении чистой прибыли общества между его участниками (пп. 7 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ). Эту норму можно трактовать таким образом, что к компетенции общего собрания участников относится только распределение чистой прибыли общества между его участниками. При таком толковании Закона часть прибыли, ранее направлявшаяся на пополнение оборотных средств общества, может быть признана нераспределенной в соответствующие годы. Вопрос о возможности распределения обществом чистой прибыли, полученной за предшествующие годы, зависит от утвержденного уставом общества порядка распределения чистой прибыли между его участниками, а также от фактических направлений распределения чистой прибыли ООО за этот период в соответствии с протоколом общего собрания (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.06.2010 N 16-15/060619@).

В нарушение пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ решениями общего собрания ООО не утвержден ни годовой отчет общества, ни его годовой бухгалтерский баланс. Это влечет риск, что при проверке общества налоговый орган переквалифицирует выплаченные в пользу его участников дивиденды в выплаты иного рода, доначислит НДФЛ исходя из ставки 13% для российских участников, а общество привлечет к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ).

Срок выплаты части распределенной прибыли общества не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о распределении прибыли между его участниками (п. 3 ст. 28 Закона N 14-ФЗ). Если срок выплаты части распределенной прибыли ООО уставом или решением общего собрания участников о распределении прибыли между ними не определен, он считается равным 60 дням со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками общества. Если в течение этого срока часть распределенной прибыли не выплачена участнику, он вправе в течение трех лет после истечения указанного срока обратиться к обществу с требованием о выплате соответствующей части прибыли (п. 4 ст. 28 Закона N 14-ФЗ).

Какая ставка налога на дивиденды применяется в отношении участников общества - граждан Италии?

Ставка налога на дивиденды для граждан Италии составит 10% (пп. "b" п. 2 ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения"). По каждому из периодов, за которые предполагается распределить прибыль, организации необходимо иметь документ от уполномоченного органа Итальянской Республики, подтверждающий, что иностранный участник является резидентом Итальянской Республики в целях Конвенции.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также получающие доходы от источников в нашей стране, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ). Доходы резидента Италии в виде дивидендов являются доходами от источников в Российской Федерации (ст. 208 НК РФ), следовательно, подлежат налогообложению на территории нашей страны.

Согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для применения пониженной ставки налога в размере 10% налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения, действующий в течение соответствующего налогового периода. Подтверждение может быть представлено налогоплательщиком как до уплаты НДФЛ или авансовых платежей по нему в Российской Федерации, так и в течение года после окончания налогового периода.

Минфин России в Письме от 12.08.2008 N 03-08-05 указал: такое подтверждение налогоплательщик может представить налоговому агенту.

Для подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц на территории иностранных государств Минфин России рекомендует принимать неапостилированные официальные документы (Письмо от 05.10.2004 N 03-08-07).

Столичные налоговые органы рекомендуют организациям при выплате дохода иностранным физическим лицам удерживать с них налог по ставке 30%, а затем обращаться с заявлением о предоставлении льготы в территориальный налоговый орган (см. Письма УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 25.08.2008 N 28-11/080471, от 04.08.2008 N 28-10/074067@, от 16.07.2008 N 28-11/067406, от 10.06.2008 N 28-11/056333, от 15.05.2008 N 28-11/046602). Вместе с тем такая процедура, как рассмотрение налоговым органом заявления иностранного участника общества с ограниченной ответственностью - физического лица о предоставлении ему льготы в соответствии с международным соглашением, прямо не указана в ст. 31 НК РФ.

Какая ответственность установлена для налогового агента, если он удержит НДФЛ с иностранных участников общества по ставке, которая будет признана налоговым органом неправомерно примененной?

Ответственность налоговых агентов установлена ст. 123 НК РФ. В соответствии с ее положениями неправомерное неполное удержание и (или) перечисление сумм налога влекут взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. Скорее всего, общество будет привлечено к ответственности в размере 20% суммы разницы между НДФЛ по ставке 13% и НДФЛ по ставке 9%, ему будут начислены пени и вменена обязанность перечислить суммы налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: