Абстракционизм

отказ от изображения реальных вещей и форм,все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку

как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения

Абстракционизм, означает отвлечение, удаление – это нефигуративное, беспредметное искусство. Своеобразная форма изобразительной деятельности, которая не ставит цель имитировать или же отобразить визуально воспринимаемую реальность. Абстрактная скульптура, живопись и графика исключают ассоциацию с узнаваемым предметом.

Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура - на комбинациях объемных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлеченных построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Наиболее известные и оригинальные – это П.Мондриан, В.В.Кандинский и К.С.Малевич. Абстрактная живопись – особый вид изобразительного творчества, у которого функции сравнивают с функциями музыки в аудиопространстве. Выразительные средства живописи – это линия, форма, цвет. Если отделить их от лишних значений, ссылок и ассоциаций, они станут идеальными, абсолютными. Еще Платон говорил об истинной, правильной красоте прямых линий и геометрических фигур. Отсутствие аналогии изображаемого с реальными предметами открывает путь влиянию на зрителя чего-то ещё непознанного, недоступного обычному сознанию. Художественное значение самой картины должно быть выше важности того, что она изображает, ведь талантливая живопись рождает новый чувственный мир. С бурным развитием фотографии многие художники решили отдать ей документирующую функцию. Они утверждали: дело живописи не копировать, а создавать новую реальность. Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

Малевич создал сложную композицию из перекрывающих друг друга форм, чтобы передать ощущение глубины и перспективы. Супрематическая работа изгоняет всякий след предмета, опираясь исключительно на взаимодействие формы и цвета. Малевич был основателем супрематизма - системы, которая стремилась достичь абсолютной чистоты этих двух начал. Для Малевича супрематизм означал воплощение чистого художественного чувства, того, что он называл "чувством беспредметного". В 1918 году он довел развитие нефигуративного искусства до логического вывода в серии композиций "Белое на белом", состоящих из белых геометрических форм на белом фоне - своего рода абстракция абстракций. Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи.

утверждение Мондриана, что нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость

Малевич соединил импрессионизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизме - высший

Особое направление в абстракционизме - лучизм - возглавляли Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника - поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих.

важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Для Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого — высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

З7 Синий всадник — творческое объединение представителей экспрессионизма (в основном художников) в начале XX века в Германии. Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени — фовизму и кубизму.

Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.«Название Синий всадник мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само. участники "Синего всадника" стремятся к абстрактным композициям, ставят перед собой цветовые и живописно-декоративные проблемы, ищут ассоциативные решения.

Квинтэссенцией этих тенденций "Синего всадника" становится труд Кандинского "О духовном в искусстве", где большое место отведено эстетике формы и цвета, психологической роли оттенка. В этот период из его работ постепенно уходит фигуративность ("С чёрной аркой"), он создаёт красочные картины, похожие на фотографические явления, запечатлённые в красках.

Основной целью своего искусства участники "Синего всадника" считали передачу зрителям того нервного напряжения, которое они сами испытывали.

Кандинский предложил новую трактовку символики цветов: белый — безмолвие, синий — под стать цвету неба — мистика, тайна, желтый — земной цвет, зеленый — равнодушие, он не возбуждает чувства, всегда неподвижен, черному приписывался конец всего, который наступит после угасания Солнца, а красный устремлялся к беспокойству.

Живописец считал, что краски должны притягивать зрителей, но не раскрывать истинное содержание картины. И одна из главных идей в его творчестве — отказ от любых предметных форм, выражение их сущности через «вибрацию» цветовых пятен.

Синий всадник> просуществовал до 1913

Синий всадник> - это движение общеевропейское, хотя и опиравшееся на традицию немецкой живописи;главной техникой была уже не гравюра на дереве, а акварель, которой отдавали предпочтение Кандинский,Макке, Марк, Клее и которая не столько усиливает, сколько смягчает эффекты. Вместе с тем, благодаря музыке, облегчившей переход от реальности к абстракции (цвет часто уподоблялся звуку), <Синий всадник>оказался в духовной атмосфере,

берущей свое начало в эпоху символизма. Однако <Синий Всадник> сумел утолить символистскую ностальгию по выражению невидимого, отчасти благодаря чисто техническим новшествам современной живописи, от неоимпрессионизма до кубизма.

Пауль КЛЕЕ- Полная свобода выбора темы и использование неповторимых приемов, пренебрежение принципами и традициями ради изображения реальности в собственном понимании — его характерные черты, и потому в нем больше рационального. И если творчество большинства его коллег по художественному цеху основывалось на эмоциях и чувствах, то у Клее процесс представлял четко контролируемый умом рабочий поиск.

36 «Мост» В последнем десятилетии XIX века в Германии образовался ряд объединений, отклонившихся от официального искусства.

В июне 1905 г. четыре студента архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене Эрнест Людовик Кирхнер, Франц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф объединились на общих им идеях нового направления, противопоставленного материалистическому мировоззрению, реализму, импрессионизму и модернизму, так называемого югендстиля. Они вдохновились отчасти идеями Ван Гога и Мунка. Установка новой группировки, получившей название «Мост», определяла, в некоторой степени, общую линию поисков художественного языка. Тяжелые массы цельных не разложенных тонов (отказ от импрессионистической воздушной перспективы), пастозно положенных на крупнозернистые холсты в черных рамах, геометрически упрощенные формы, обращенные к духу средневековья, к прикладному искусству крестьянства, обращение к искусству экзотических стран (Африки, Полинезии), мистическая подоснова – все это, по мысли инициаторов, должно было придать искусству новой группы черты внушительной силы, способной вытеснить с арены искусства все темы, созданные их предшественниками. Кирхнер был его идеологом. Рано выявились в творчестве Кирхнера художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, их деформации, любовь к диссонансным красочным сочетаниям. В отношении темы и сюжетов его путь говорит о смене впечатлений от ночных улиц, цирка, кафе (при этом некоторый налет эротизма присущ многим экспрессионистам) до обращения к мотивам, сочетающим человека с природой. В отличие от Кирхнера, у которого большая эмоциональная нагрузка падала на линию контура, К. Шмидт-Ротлуфф (1884-1976) ищет выразительности в максимальной интенсивности цвета. В годы подъема экспрессионизма в Германии чрезвычайно высоко ценились его гравюры.

Первые основатели «Моста» пригласили в свое объединение художника, который привлекал их своим темпераментом и «красочным» чутьем, - Эмиля Нольде. В своем творчестве Нольде отдал дань мистицизму, свойственному многим экспрессионистам. его картины на религиозные темы производят особенно сильное впечатление.Изображая людей в экстазе, Нольде деформирует фигуры и искажает пропорции в пользу усиления эмоционально-психического воздействия на зрителя. («Легенда о св. Марии Египетской; «Положение во гроб») Нольде, как и некоторые другие экспрессионисты, часто стремился передать эмоциональное и душевное состояние заключенных, проституток, душевнобольных людей, при этом, явно не соболезнуя и не сочувствуя.

Из других художников, присоединившихся к «Мосту», несколько особое место занимает Макс Пехштейн(в его полотнах просматривается влияние Ван Гога, Сезанна, Матисса) более жизнерадостного тона его картин.

В творчестве живописцев группы "Мост" (1905-1913) драматизм чувств последовательно нарастает к 1910-м годам. Сочная и многоцветная живопись в их пейзажах и натюрмортах 1905-1907 годов сменяется далее более плоской и графичной манерой письма. В 1910-е годы К. Шмидт-Ротлуфф пишет отвлеченные, почти беспредметные ярко красочные пейзажи, а Э. Нольде -душераздирающие, кричащие фантасмагорические сцены на библейские сюжеты. Творчество главных мастеров "Моста" проникается ощущением жестокости среды и сочувствием человеку, обреченному на существование в ней. Живопись не просто воспроизводит ее или судит о ней, а, скорее, рефлекторно отзывается на страшноватую действительность смятением художественных чувств. Содержание образует не столько драма жизни, сколько драма эстетических страстей, в которой свои трагические роли исполняют резкие и суровые краски, угловатые и ломаные линии, а в графике, к которой широко обращаются все эти художники, -контрасты черных и белых пятен. В этом виде предстают урбанистические мотивы, уличные, театральные, цирковые и т.п. сцены в острой, колючей живописи Э. Л. Кирхнера, человек и природа в более строгой манере Э. Хеккеля и в произведениях самого вдумчивого и демократичного из этих мастеров М. Пехштейна, перешедшего затем от сострадания людям к активному революционному творчеству. Искусству немецких художников также свойствен внутренний диалог. Его ведут сегодняшняя острая экспрессия и влечение к тому, что Нольде назвал "ценностями изначальной культуры".

Ко времени распада «Моста» его художники стали устанавливать связи с новыми объединениями, близкими их стремлениям, в частности с группой «Синий всадник».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: