Психология труда – это отрасль психологической науки, изучающая психологические процессы, состояния и свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности человека.
Предмет – психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер.
Основные задачи:
- повышение производимости труда, эффективности трудовой деятельности;
- гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.
Все предлагаемые схемы включают следующие три группы методических форм.
1.Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, тест)
2.Специфические методы, характеризующие трудовую ситуацию в целом (имитационное моделирование, трудовой метод, алгоритмическое описание профессии, хронометраж и т.п.)
3.Специфические методы, характеризующие элементы трудовой деятельности (метод искусственной автоматизации, тесты диагностики конкретных способностей, метод экспертной оценки и т.п.)
|
|
3. Понятие социально-психологического тренинга. Виды социально-психологического тренинга.
Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник социально-психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативных традиционным методам и формам обучения. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная (углубленное самопознание и познание партнеров в общение, а также получение знаний, касающихся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.), эмоциональная (эмоциональный опыт общения, позитивное самоотношение и самопринятие, настрой на партнера по общению, проявляющийся в направленности на партнера) поведенческая (владение вербальными и невербальными средствами социального поведения и заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения) сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.
Социально-психологический тренинг в узком смысле можно рассматривать как активные формы групповой работы направленные на повышение коммуникативной компетентности личности.
|
|
Социально-психологический тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту.
В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально- психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.
Общая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах: Факторы компетентности в общении (В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева):
1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения;
2. приобретения умений и навыков общения;
3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4. развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других;
5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся между людьми;
6. коррекция и развитие системы отношений личности.
Таким образом, аспект СПТ, который мы выделяем — это направленность на развитие компетентности в общении.
В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа:
1. Инструментально-ориентированные тренинги – сюда относят социально-психологический тренинг поведения. Он основывается на бихевиоральном направлении в теории личности. Цель данного группового подхода — овладеть эффективными моделями поведения. В СПТ поведения главная цель — изменение установок и как следствие этого последующее изменение поведения.
К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие виды тренинга:
• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);
• тренинг для руководителей — направлен на организационное поведение; • тренинг-программа аргументированного поведения;
• тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением;
• тренинг стратегии решения конфликта;
• тренинг для управляющих;
• тренинг делового общения;
• тренинг для эффективного руководителя;
• тренинг уверенности в себе;
• тренинг социальных навыков и т.д.
2. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.
Основным процессам в данных группах является личностный рост — активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром.
Существуют различные виды групп личностного роста.
в зависимости от того какой представляется модель человека в разных психологических направлениях, по- разному представляются и виды групп личностного роста.
Приведем примеры групп личностного роста:
1. группы-встреч;
2. гештальт-группы;
3. психодраматические группы;
4. психодинамические группы;
5. экзистенциальные группы;
6. группы арт-терапии;
7. группы танцевальной терапии и т.д.