Соотношение социализации и индивидуализации в процессе развития сознания человека

В отечественной психологии принято считать, что развитие лично­сти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Социализация личности представляет собой процесс фор­мирования личности в определенных социальных условиях, про­цесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценнос­ти и ориентации, избирательно вводит в свою систему пове­дения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеж­дения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представителей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некуль­турно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали нео­динаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций раз­личный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации.

В психологии принято подразделять социализацию па первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделе­нием труда и соответствующим ему социальным распределением зна­ний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривает­ся как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под инди­видуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение со­циализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей челове­ка, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негатив­ная черта, которая должна быть компенсирована процессом социали­зации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в про­цессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.

Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Личность неповторима в своей индивидуальности, как нет двух лю­дей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Лич­ность обладает присущими только ей чертами темперамента и характе­ра, привычками, интересами, качествами познавательных процессов.

Эту мысль подтверждает более поздняя и более полная трактовка личности, которая нисколько не противоречит «общепринятой», где личность рассматривается только в рамках социальных отношений. Ис­следованием личности занимались ученики и последователи С. Л. Ру­бинштейна и В. Н. Мясищева, которые выделили определенные ком­поненты структуры личности.

Так, А. Г. Ковалев выделяет следующие компоненты:

1) направленность личности. Это система устойчивых представле­ний, потребностей, интересов, идеалов, т. е. то, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремлен­ностью, цельностью;

2) способности. Это характеристика того, что может человек; это ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств лично­сти. Способности — индивидуально-психологические свойства, кото­рые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специ­альные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способно­сти между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательные роли. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочета­нию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот;

3) характер как синтез отношений и способов поведения человека. Характер представляет то, что есть сам человек. Характер — это сово­купность морально-нравственных и волевых свойств человека. К мо­ральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скром­ность. Морально-нравственные свойства отражают представления лич­ности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально акти­вен, постоянно соблюдает социальные нормы. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером призна­ют полезность и важность социальных норм, однако, будучи безволь­ными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоци­альные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера без­различны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять;

4) самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется по­стоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру сво­его протекания социализация личности относится к процессам с неоп­ределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Деятельность На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением все новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса.

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

Общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления.

Самосознание - становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько различных подходов к структуре. Один из них принадлежит Мерлину, который выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

Ø сознание тождественности (отличие себя от остального мира);

Ø сознания Я как активного начала, субъекта деятельности;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø социально- нравственная самооценка, которая формируется на основе накопления опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловече­ской культуры и исторически сложившихся способов действий, в ко­торых ассимилированы духовные и материальные продукты деятель­ности человека в различных эпохах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: