Реализация психотерапевтической функции в деятельности психолога в сфере государственной службы

Психологи стали осуществлять следующее:

• помогать работе кадровых подразделений;

• разрабатывать планы социального развития;

• заниматься вопросами повышения трудовой мотивации;

• организовывать работу по оптимизации психологического климата;

• обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятельности;

• проводить психокоррекцию негативных форм социального поведения и пр.

Способами психологического сопровождения развития профессионализма госслужащего являются различные виды психолого-акмеологической работы, позволяющие решать как конкретные психологические трудности, так и помогающие профессионалу в саморазвитии, построении успешной профессиональной и жизненной карьеры.

Формы оказания комплексной психологической помощи разрабатывались нами (Деркач, Степнова) совместно с Лисицыной Н.А. и были апробированы как в психологической работе с государственными служащими, так и в работе городских психолого-педагогических центров оказания психологической помощи населению. Основными видами такой работы являются:

Обучение – помощь профессионалу в овладении знаниями, умениями и навыками;

Воспитание – помощь в формировании духовно-нравственных основ личности;

Психодиагностика – помощь профессионалу в самопознании и индивидуализации профессионального обучения и переобучения на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития;

Психопрофилактика – помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных психических явлений (хронического стресса, личностной тревожности, отсутствие перспектив служебного роста, внутренней нестабильности, неготовности к решению управленческих задач в нестандартных ситуациях и т. д.);

Психокоррекция – помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений;

Психологическое просвещение – помощь в овладении психологическими и акмеологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствовании с профессиональной деятельности и в жизни;

Психологическое консультирование – помощь профессионалу в анализе конкретной ситуации и принятии оптимального решения;

Психологический тренинг – специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие профессионалу в развитии необходимых психологических качеств и умений;

Психологическая подготовка – использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности профессионала к выполнению конкретных проектов, задач, направлений профессиональной деятельности.

Эффективное применение данных форм психолого-акмеологической работы возможно при соблюдении необходимых условий учета:

– профессиональной специализации госслужащего;

– статусно-должностного уровня;

– возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей;

– уровня квалификации и общей профессиональной подготовки.

Результаты системного применения описанной выше модели психологического сопровождения развития профессионализма проявляются на уровнях:

– положительной динамики профессиональных результатов;

– динамики развития карьеры;

– субъективной удовлетворенности профессиональной деятельностью;

– успешности жизненной карьеры в целом.

Разработанная модель может служить универсальным модулем для построения:

– специализированных моделей психолого-акмеологического сопровождения для конкретных специализаций государственных служащих;

– уровневых моделей психолого-акмеологического сопровождения для различных этапов профессиональной деятельности (адаптация, профессиональная зрелость);

– структурных моделей психолого-акмеологического сопровождения для дифференцированных категорий госслужащих (возрастных групп, половых, статусно-должностных).

Важным аспектом рассматриваемой проблемы психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма является положение о парадигме психологической помощи, базирующейся на типе взаимоотношений между психологом и консультируемым.

Выделяются две базовые модели психологической помощи. Данные модели являются базовыми, так как лежат в основе всех видов психологической помощи (обучение, воспитание, психодиагностики, психопрофилактики и др.), определяя различные их технологии. Первая модель исходит из понимания психологической помощи как "способа борьбы со злом". Усилия помогающего здесь нацелены на анализ ситуации и принятие решения, позволяющего справиться с конкретными трудностями. Нуждающемуся в помощи это решение предлагается в виде готового рецепта, инструкции, совета или рекомендации как прямых руководств к действию. При этом всю "внутреннюю работу" помогающий берет на себя, оставляя другому роль исполнителя.

Вторая модель основана на понимании психологической помощи как "поддержки в личностном росте и развитии". Помогающий не стремится ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов, а пытается мобилизовать его на поиск собственных путей разрешения проблем. В отличие от первой модели, помогающий больше ориентируется не на ситуацию, а на личность другого, которому предлагается роль творца собственных решений и жизни.

См. вопрос про психолого-акмеологическую службу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: