Психологи стали осуществлять следующее:
• помогать работе кадровых подразделений;
• разрабатывать планы социального развития;
• заниматься вопросами повышения трудовой мотивации;
• организовывать работу по оптимизации психологического климата;
• обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятельности;
• проводить психокоррекцию негативных форм социального поведения и пр.
Способами психологического сопровождения развития профессионализма госслужащего являются различные виды психолого-акмеологической работы, позволяющие решать как конкретные психологические трудности, так и помогающие профессионалу в саморазвитии, построении успешной профессиональной и жизненной карьеры.
Формы оказания комплексной психологической помощи разрабатывались нами (Деркач, Степнова) совместно с Лисицыной Н.А. и были апробированы как в психологической работе с государственными служащими, так и в работе городских психолого-педагогических центров оказания психологической помощи населению. Основными видами такой работы являются:
|
|
Обучение – помощь профессионалу в овладении знаниями, умениями и навыками;
Воспитание – помощь в формировании духовно-нравственных основ личности;
Психодиагностика – помощь профессионалу в самопознании и индивидуализации профессионального обучения и переобучения на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития;
Психопрофилактика – помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных психических явлений (хронического стресса, личностной тревожности, отсутствие перспектив служебного роста, внутренней нестабильности, неготовности к решению управленческих задач в нестандартных ситуациях и т. д.);
Психокоррекция – помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений;
Психологическое просвещение – помощь в овладении психологическими и акмеологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствовании с профессиональной деятельности и в жизни;
Психологическое консультирование – помощь профессионалу в анализе конкретной ситуации и принятии оптимального решения;
Психологический тренинг – специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие профессионалу в развитии необходимых психологических качеств и умений;
Психологическая подготовка – использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности профессионала к выполнению конкретных проектов, задач, направлений профессиональной деятельности.
|
|
Эффективное применение данных форм психолого-акмеологической работы возможно при соблюдении необходимых условий учета:
– профессиональной специализации госслужащего;
– статусно-должностного уровня;
– возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей;
– уровня квалификации и общей профессиональной подготовки.
Результаты системного применения описанной выше модели психологического сопровождения развития профессионализма проявляются на уровнях:
– положительной динамики профессиональных результатов;
– динамики развития карьеры;
– субъективной удовлетворенности профессиональной деятельностью;
– успешности жизненной карьеры в целом.
Разработанная модель может служить универсальным модулем для построения:
– специализированных моделей психолого-акмеологического сопровождения для конкретных специализаций государственных служащих;
– уровневых моделей психолого-акмеологического сопровождения для различных этапов профессиональной деятельности (адаптация, профессиональная зрелость);
– структурных моделей психолого-акмеологического сопровождения для дифференцированных категорий госслужащих (возрастных групп, половых, статусно-должностных).
Важным аспектом рассматриваемой проблемы психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма является положение о парадигме психологической помощи, базирующейся на типе взаимоотношений между психологом и консультируемым.
Выделяются две базовые модели психологической помощи. Данные модели являются базовыми, так как лежат в основе всех видов психологической помощи (обучение, воспитание, психодиагностики, психопрофилактики и др.), определяя различные их технологии. Первая модель исходит из понимания психологической помощи как "способа борьбы со злом". Усилия помогающего здесь нацелены на анализ ситуации и принятие решения, позволяющего справиться с конкретными трудностями. Нуждающемуся в помощи это решение предлагается в виде готового рецепта, инструкции, совета или рекомендации как прямых руководств к действию. При этом всю "внутреннюю работу" помогающий берет на себя, оставляя другому роль исполнителя.
Вторая модель основана на понимании психологической помощи как "поддержки в личностном росте и развитии". Помогающий не стремится ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов, а пытается мобилизовать его на поиск собственных путей разрешения проблем. В отличие от первой модели, помогающий больше ориентируется не на ситуацию, а на личность другого, которому предлагается роль творца собственных решений и жизни.
См. вопрос про психолого-акмеологическую службу