1 Привожу здесь характерніше слова Гегеля, касающие-ся зтой абсолютной нравственности, воплощающейся в
народе: «8іе ізі Йіе аЬвоіиїе ^аигпеН, йепп
ізі пиг іп (Іет ГіхІгеп еіпег ВезііттїпеН; іп сіет
(ієн Уоікез аЬег ізі аііе ЕіпгеіпеН аиї^епоЬеп. 8іе із! діє
аЬзоіиіе Вік1ип£, (Іепп іт Е^і^еп ізі діє геаіе етрігінсііе
УегпісЬіипе шиї сіег ШесЬзеї аііег ВезііттіЬеііеп. 8іе ійі
(Ііе аЬзоіиіе ІІпеі^еппІіігіісЬкеіі, гіепп іт Еш^еп Ізі. пісЬін
еідепез. 8іе І8І. пік! іе<1е ііігег Ве^р^ипдеп сііе ЬОсЬніе
ЯсііопЬеіі іп\(1 РгеіЬсіі, (іепп сіая Кееііееіп ипсі Се8іаНип§
сієй ЕтеІ£еп азі зеіпе
Глава III
бьі, по-видимому, воплощаться в нервом абсолютном сословии; но и ато сословие єсть все же различное от других; необходимо предположить нечто вьісшее, чем зто различие. По своєму понятию абсолютное правительство, собственно, не может принадлежать ника-кому отдельному сословию, так как оно єсть безраз-личие всех. Его цель — безусловное сохранение всех сословии. Поотому оно должно состоять из таких лиц, которьіе как бьі отказались от своей реальной принад-лежности к известному классу и живут исключитель-но в идеальном, а именно старцев и священников, что в сущности одно и то же. У старцев исчезает само-утверждение индивидуальности. Они уже утратили от жизни сторону ее реальности и на нороге смерти, которая окончательно примет индивидуума в лоно все-общего, уже умерли наполовину. Вследствие зтой утрати индивидуальности они и являются слособньї-ми пребьівать вне своего класса, возвьішаться одина ково над воеми классами в их безразличии и сохр: нять целое во всех его частях и через них. Таким образом, старость является носительницей абсолютного безразличия по отношению ко всем сословиям.' В атом смьісле, как абсолютное, идеальное и всеобщее, про-тив которого все остальное является особенньїм, вьісшее правительство єсть явление Бога. Слова правительства суть изречения Божий. Оно єсть непосред-ственное священство Всевьішнего, в святилище которого оно держит с ним совет и получает его открове-ния. Все человеческое, всякая другая санкция здесь прокращается. Не через вьібор и не через провозгла-
. 8.
262_____________________________ П. И. Новгородцев
шение со сторони народа абсолютное правительство получает зту силу; оно божественно и носит свою санк-цию само в себе.1
Вот где с особенной ясностьго вьіступает та черта рассматриваемого трактата, которая заставляет признать в нем своего рода философскую позму. Полити-ческие отношения изображаются тут с точки зрения абсолютного идеализма; политика смешивается с фи-лософией, действительное с идеальньїм, практическое с божественним. То безусловно-сущее, о котором в данном случае идет речь, так же далеко от практи-ческой жизни с ее обьічньїми затруднениями и недостатками, как и кантовское должное. Зто — иде-альное, вечное, божественное; оттого-то оно чуждо земньїх скорбей и печалей и представляєт собою не-которое невозмутимое блаженство. Мьі уже заметили вьіше, что зто не что иное, как категорический импе-ратив Канта, наделенньїй свойствами безусловной ре-альности. Соответственно с зтим и определение обще-ственности дается не в змпирической совокупности ее многообразньїх проявлений, а в ее идеальном виражений, в котором единичное и особенное сливается с общим и абсолютньїм.
Есть в рассматриваемом произведении и некоторме частньїе указаний относительно политической жизни. Определив абсолютное правительство как «покоящую-ся субстанцию всеобщего движения», Гегель говорит затем еще об общем правительстве (діє аіі^етеіпе Ке£іегип£), которое, нося в себе общие начала, обра-щено, однако, к особенному и индивидуальному и опре-
Глава III 263
деляет его собою.1 Но и зтот отдел, предназначенньїй для конкретних разьяснений, не нарушает основного впечатления трактата, посвященного прославленню абсолютного и всеобщего: и частние условия политической жизни определяются прежде всего со сто-роньї их отноіпєния к целому и всеобщему.
Теперь ми можем еще точнее сформулировать, что означал тот переход от Канта к Шеллингу, которий характеризует собою «Зузіет сіег ЗіШісЬкеН». В сли-янии с общим человек находит своє истинное пред-назначение; утрата индивидуальности приближает личность к божественному — таково новое воззрение Гегеля. Индивидуализм Канта заменяется представ-лением об органическом значений общества, отража-ющего собою абсолютную нравственность. Обществу, согласно с зтим новим воззрением, принадлежит не только отрицательное и формальное значение внеш-ней границн для частньїх сил; оно имеет также и положительную власть, устрояющую и охраняющую нравственную основу общения. Вьісказнвая зто убеж-дение, Гегель вместе с тем уже в зто время связнвает с ним очень важную для его последующей философии права мисль: нравственное и органическое значение общественной власти утверждается на почве обще-ственного расчленения. Только потому, что общество делится на классн и является органически расчленен-ннм, стоящая над ним власть получает своє истинное значение. Иначе вся сила реальности распадается на части, и бесформенность зтого распадения имеет сво-им последствием грубую и лишенную мудрости силу
1 Еіпіеііипе. 8. 37-38.
1 Еіп1еІіип£. 8. 39: Оіе а1І£етеіпе Ке§іегип£.
264 /7. И. Новгородцев
во главе целого.1 Как не узнать в зтих утверждениях органического взгляда на общество, противопостав-ленного механическому пониманию. Что целое вьірас-тает из различий путем их стройного сочетания, зто Гегель вьісказьівает уже в «Зузїет <іег ВіШісЬкеіи. Но он поглоіцен еще здесь благоговейнмм созерцани-ем абсолютной нравственности и в восторгах зтого со-зерцания забьівает значение личности. Все противо-речия должньї бить примиреньї и сглаженьї, для того чтобьі абсолютное тождество не нарушалось никаним диссонансом. Такова сущность рассматриваемой точки зрения.
Мьі заметили вьіше, что зтот любопьітньш трактат имеет очень важное значение для общей оценки Геге-ля. И действительно, атот несовершенньїй и юноше-ский очерк дает нам новьій случай подчеркнуть связь политического идеализма Гегеля слекоторьши более глубокими философскими стремлениями и взглядами. Еще и до сих пор часто связьівают всю его политику, как и весь его идеализм, с мелкими соображениями, в которьіх философ подчинялся нуждам дня и житей-ским вигодам. Но как раз ранние опьітьі Гегеля по-казьівают, что его идеализм вьіражался прежде всего не в подчинении житейским нуждам, а в отрешении
1 Привожу здесь зто интересное место: «Біе аЬзоіиЬе Ке£іегип£ ізі аііеіп йагіигсіі пісЬІ ГогтеІІ, (Іазв віє сіеп ІІпіегвсіпесі (Іег ВЬашіе уогаизеігї ипй аізо чгаЬгЬаП; сііе оЬегзіе іві. Зеігі зіе іЬп пісЬЬ уогаиз, воШіі сііе #апге МасЬі ііег КеаіНаі іп еіпеп Кїитреп, ег тбсііЬе зісЬ іп зісп посЬ во уег7шеі^еп, ипсі сііе КоКеН сііевеа Кіішірепз «иггіе іііге еЬсміно гоЬе ипгі шеіяЬеіініоае МасііЬ ипееЬЬеіН іп ііігег Врііхо тасііепФ (8. 36-37).
Глава III________________ 265
от них. Зто бьіло свойственное многим философам созерцательное настроение, при котором создается из-вестное абстрактное отношение к жизни. Созерцая все «зиЬ вресіе аеїегпііаііа» — «іт Евді^еп», как вьіража-ется Гегель, — утрачивают чутье земной действитель-ности и ясное сознание ее несовершенства. Зто не столько примиренне с действительностью, сколько удаление от нее. На зто могут заметить, что для практики результат остается тог же: квиетизм философа, забьівающего землю для неба. Но зто не так: если недостатки жизни исчезают из виду только потому, что философ слишком високо поднимается над нею, то самое зто возвьішение заключает в себе злементьі от-рицания и протесте. При известннх условиях оно мо-жет перейти в полемику и вражду к существующему, и во всяком случае оно не должно бить смешиваемо с беспринципним индифферентизмом. Реакция мо-жет пользоваться зтим созерцательньїм настроением, чтобьі извинять недостатки существугощего; но с рав-ньім правом им может пользоваться и революция, если она поворачивает сознание возвьішенного идеала про-тив действительньїх несовершенств жизни. Одним словом, идеализм зтого рода, как уже бьіло замечено, вьіше крайностей революции и реакции.
Другое важное для нас заключение, которое мьі можем сделать из настоящего трактата, касается того способа, каким Гегель обьединял идеи бьітия и дол-женствования. Синтезом зтих идей являлось понятие абсолютно-сущего как живого воплощения всякого бьітия и всякого идеала. Нормативний момент сля-вался с онтологическим. Но зто достигалось только при помощи возвьішения истинного бьітия над миром
266_____________________________ П. И. Новгородцев
естественньїх явлений в область блаженного безразли-чия противоположностей. Противоречия и различия естественного мира далеки от зтого блаженства; здесь царит особенное и частное, <іаз Везопсіеге. Таким образом, двойственность нормьі и явлення сохраняется, но она переносится в сферу бьітия. Норма представля-ется уже осуществленной в вечном образе абсолютного. Зтот взгляд вьітекал логически из основ обт>ек-тивного идеализма, но он заключал в себе опасность одного серьезного гносеологического недоразумения. Поскольку примиренне бьітия и долженствования относится к области абсолютного и трансцендентного, оно вьіходит из сферьі опьіта и может рассматри-ваться между прочим и как вьісшее требование морального сознания. В атом случае мьі совершаем синтез в такой области, которая возвьішается над всякими ампирическими данньгми. Но если указанное примиренне распространяется и на опитную сферу, здесь возникает возможность того недразумения, против которого раз и навсегда должен бмл предостеречь Кант: в опьіте нет должного; оно представляется со-знанию только в качестве априорного императива. Смешение должного и сущего в атой сфере приводит с естественной необходимостью к искажению каждо-го из зтих понятий, как мьі убедимся в зтом далее и на построениях Гегеля.
В «Зузіет сіег 8іШісЬкеі'и зтот недостаток не про-является еще с полной ясностью ввиду того, что вооб-ще в данном трактате ампирические и конкретньїе определения не имеют существенного значення. Глав-ное внимание обращено здесь на абсолютную нрав-ственность. По своєму характеру и стилю «Зузіет сіег
Глава III________________________________ 267
ЗіШісЬкеН» ато — гимн и молитва, ато — славосло-вие абсолютному духу, пребьівающему в абсолютном покое вечного совершенства. Обратив внимание на зтот характер первоначальной зтики Гегеля, мьі поймем тот смнсл, которьій должно бьіло иметь для него в ато время отождествление действительного и разум-ного. Действительность, которую он прославлял, ато бьіла идеальная действительность абсолютного духа. Но рядом с зтим время от времени он обращается и к иной действительности, которая бьіла для него непо-средственньїм опитом жизни. В таких случаях мьі сльїшим от него уже не славословия и гимньї, а часто резкие протести и критические нападки. Правда, и в самой критике своей он старается бьіть обьектив-ньім — взвешивает силу обстоятельств, обсуждает вещи, как они єсть, но все же он вьіступает здесь не как апологет, а как критик. Зто критическое отноше-ние к окружающим условиям лишь подчеркивает иде-альньїй характер тех других построений, которьіе Ге-гель давал в своих отвлеченньїх трактатах.
Исследователи Гегеля справедливо указьівают на то, чтово время составления «ЗубіеглсіегЗіШіспкеіі», т. є. в последние годьі XVIII века, наш философ уже пришел к своей основной идее о развитии духа через противоречия. Тот первьій набросок его системи, ко-торьій сохранился в оставленньїх им бумагах, обна-руживает его намерение разрешить по-своєму задачу об-ьективного идеализма. Однако в зто время Гегель находится еще под сильнейшим влиянием Шеллин-га. В «Зуніет сіег ЗіШісЬкеН» ато вьіступает на каж-дом шагу. Гораздо яснее следьі его собственной мьіс-ли сказьіваются в тех журнальних статьях, которьіе
268_____________________________ П. И. Новгородцев
он напечатал в 1801-1803 годах. В зтом отношении особенно любопмтна его статья «О различии философ-ских систем Фихте и Шеллинга».1
Побуждаемьій мьіслью проверить основания атих систем, он должен бьіл подвергнуть углубленному изу-чению каждую из них. Цель его заключалась в том, чтобм показать превосходство Шеллинга над Фихте, но результат бьіл тот, что, строго разобрав Фихте, он нашел пробел и у Шеллинга. Не раскрьівая еще пока атот пробел с настоящей критической резкостью, Ге-гель дает, однако, его чувствовать с помощью извест-ньіх поправок, которьіе он делает в системе своего предшественника. Поправки зти бьіли таковьі, что явно свидетельствовали о зарождении у него самосто-ятельной точки зрения.
Путь, на которьій вступал теперь Гегель, бьіл на-мечен еще Шеллингом. Но Шеллинг не прошел его до конца.2 Основной философской задачей его бьіло уни-чтожить дуализм Канта и Фихте, обьединить идеи духа и природи в некотором виспієм понятий, вьівєсти все мироздание из единой основи. Разрешением зтой за-дачи явилась философия тождества, но зто разре-шение само возбуждало некоторьіе недоразумения. Основное начало, введенное Шеллингом в философию, не об-ьясняло области частньїх и единичньгх явлений, которьіе оказьівались вне абсолютного тождества, —
сіег РісЬіезсЬеп ипй 8сЬеШп£8сЬеп Вузіетз гіег РЬііозорЬіе». Напечатано впервьіе в 1801 году. См.: ЛУегке. ВЙ. І.
а Само собою разумеется, что ми имеем здесь в виду взгляди Шеллинга в соответствующую зпоху, т. є. около 1801 года.
Глава III________________________________ 269
аиззегЬаіЬ сіег аЬзоіиіеп ІсіепШаі. Как верно замечает Кзрд, Шеллинг вьідвигал единство в ущерб различии и гораздо удачнее показьівал, что все различия исче-зают в единстве, чем то, что единство может когда-либо вновь воспроизвести их из себя. Здесь-то и начи-нается самостоятельная работа Гегеля. Он хочет вивести из единства все развитие мира, всю природу, все различия; а для зтого надо бьіло предположить, что абсолютное начало само полагает зти различия как свои определения. Оно проявляет себя в мире через противоречия и борьбу и, обогащенное зтим процес-сом, вновь возвращается к единству. Так, по мисли Гегеля, монизм должен бил окончательно восторже-ствовать над дуализмом, и старая двойственность природи и духа должна бьіла бесследно смениться пред-ставлением о едином саморазвивающемся мировом начал є.
Как отразилась ота монистическая тенденция на зтических воззрениях Гегеля? Самий основной результат, которий должен бить здесь упомянут, состо-ял в еще более полном слияния онтологического мо-мента с нормативним. Каким образом ато достигалось в философии тождества, мьі видели на примере «Зувїет дег ЗНШспкеіі». Пунктом, в котором совершалось слияние бьітия и долженствования, являлась идея абсолютно-сущего. Но зта идея бьіла еще близка к трансцендентному тождеству Шеллинга; область част-ного и змпирического бмтия оставлялась в стороне, и если известньїе конкретние отношения виделялись из нее в качестве идеальних, то они сами получали абсолютний характер. Достаточио припомнить изо-бражение идеального правлення старцев, которьіе
270 П. И. Но в городцев
должньї воплощать в себе небесную мудрость, исхо-дящую из святилища абсолютного духа. Теперь, ко-гда Гегель более решительно склонился к метафизи-ческому монизму, он должен бьіл и в зтике продол-жить зту монистическую тенденцию и в соответствии с нею произвести дальнейшее слияние идеала с дей-ствительностью, нормьі с процессом ее осуществле-ния. Если абсолютно-сущее включает в себя частное и особенное и сливается с процессом мирового разви-тия, то, следовательно, нет оснований к резкому про-тивопоставлению идеальньїх начал действительньїм явленням. Напротив, в постоянном осуществлении, в непосредственной действительности идеала прояв-ляется его подлинная сила.1 Отсюда мьі познаем и его значение, и его сущность.
Любоиьітно видеть, как с атой новой точки зрения Гегель критикует Канта. Самьій главньїй упрек, ко-торьій он делает теперь субьективному идеализму, состоит в том, что в зтой системе существует разрьів между виутренним и внешним, между духом и при-родой. Примиренне нєобходимости и свободи здесь только видимоє; противоречие между ними не устра-няется, а лишь относится в бесконечность. Внутрен-нее сознание обьявляется независимьім от мира, но вместе с отим оно становится и бессильньїм. Отсюда проистекает, что и нравственньій закон получает в зтой философии характер абстрактной нормьі, лишен-ной содержания и власти над действительностью. Понятно, как зта сторона Кантовой морали должна
1 См.: \¥егке. Всі. І. 8. 357: «Пікі іп гііезег КгаіЧ гїег Апзс1іаиип£ иші Оееепшагі 1іе£І Йіе КгаГІ (іег ЗНШсЬ-
кеіЬ...»
Глава Ш____________________ 271
бьіла отталкивать Гегеля. Он ведь ничего не желал так страстно, как найти для философии точку приложе-ния в мире и сделать из нее могущественную и дея-тельную силу, через которую человек становится сознательньїм органом абсолютной нєобходимости.1 Вот почему он нападает с такой силой на мораль кате-горического императива, которая кажется ему пустой декламацией.а Она дает одни формальньїе определе-ния и в сущности оставляет человека без руководства. Я передаю здесь только основную мьісль Гегелевой критики, которую он развивает с величайшей лодроб-ностью. Несколько раз возвращается он в своих ста-тьях к субт>ективному идеализму как к системе, которую он считает крупнейшим заблуждением.3 Он гово-рит теперь о Канте с самоуверенностью писателя,
1 Сам Гегель так формулировал зтот взгляд свой на фи-лософию: «^ес^е^ Еіпяеіпе іві еіп Ьііпсіез ЄНіесІ іп сіег Кеііе йег аЬзоіиі-еп КоіЬшепсіі^кеіі, ап йег аісЬ (Пе ^еН Гогі-ЬіШеЬ. Лейег Еіпгеіпе капи зісЬ хиг Неггксіщґі; йЬег еіпе егОзгеге Ьап^е Йіезег Кеііе аііеіп егЬеЬеп, №епп ег егкаппі, \¥оЬіп <1іе £ГО82Є Коїіі^епйікеіЬ тії ипй аи8 Йіезег Егкеппі-піз8 Йіе 2аиЬегтеогі.е аизвргесЬеп іегпі, діє іЬге Сезіаіі ЬегуоггиГеп... Біезе Бгкеппіпіззе уегта^ пиг РііііозорЬіе ги £еЬеп». См.: Яозепкгапг. 8. 141.
ИСм.:8. 139: «Цп(1езЬ1еіЬі;піс1і1,заІ8(1іе іюМе Оекіагаа-і,іоп, йазг; (Іаз Сезеїг ит сіез Сезе^ез №ІИеп... егїиШ тоеггіеп
ШІІ88Є...»
3 Во всех статьях, иомещенньїх в «Критическом журнале философии» и затем вошедших в первьій том полно-го собрания сочинений, встречаются критические заме-чания о Канте. Так, в статье «ОіаиЬеп ипсі Шіззеп» єсть целнй параграф «Капіінске РЬііоворіііе»; подобньїе же за-мечания повторяются затем в остальньїх статьях с различ-ньіми изменениями и дополнениями.
272 П. И. Новгородцев
оставившегося далеко за собою точку зреняя своего предшественника. Все изложение его проникается твердим убеждением, что в об-ьентивном идеализме найден окончательньїй вьіход из прежнего дуалисти-ческого созерцания. Мьісль о том, что субт>ект и обьект суть членьї єдиного целого, что закони их совпадают, кажется ему бесспорньїм разрешением всех старьіх сомнений. Надо только понять, что закони абсолют-ной необходимости суть законьї самого разума, что дух и природа одно, и тогда нет места для «чудовищного самопревознесения и безумного самообольщения субьек-та, приходящего в ужас и отчаяние от того, что он со-ставляет одно целое со вселенной, что в нем действу-ет вечная природа и что он не свободен от ее вечньїх законов и ее строгой необходимости».1
Мьі еще будем иметь случай коснуться ниже кри-тической части гегелевских взглядов. Зто удобнее сде-лать в связи с обсуждением более поздних и более законченньїх его произведений. Пока достаточно будет заметить, что Гегель не оценил надлежащим образом ни возвьішенной сторони Кантовой морали, ни тех гносеологических оснований, на которих она утверждалась. Зтика категорического императива била прежде всего учением о нравственной свободе, и в зтом смисле доктрина Канта представляет собою самое возвншенное понимание морального закона, какое только бьіло развито в философии. Зта идея, что нравственное сознание имеет собственную силу и цену, независимо от внешних условий, єсть високая и поднимающая идея, и никто не сумел виразить ее
1 ЛУегке. Всі. І. 5. 141.
Глава ПІ_______________________________ 273
с такой глубиною, как Кант. Сущность нравственной воли не исчергшвается одним зтим определением ее самозаконности; момент обтьективного осуществления также необходим и важен; но обязательность нрав-ственного закона проистекает не отсюда, и в зтом смьіс-ле указание Канта на самобьітную силу нравствен-ньіх предписаний является для моральной философии первичним и основним.1 Зта сторона «Критики практического разума», вьізьівавшая ранее востор-женное поклонение Гегеля,2 теперь почти совершен-но исчезает для него перед открьівшейся ему вновь перспективой. Он всецело проникается зтим сознани-ем, что вся сила нравственности в ее осуществлении, и готов позтому називать кантовское учение ложним и даже безнравственньїм — за неопределенность его указаний относительно конкретних действий и за слу-чайность, на которую оно обрекает осуществление нравственннх норм в жизни.3 Все зти упреки имеют значение до тех пор, пока ми не установим точних границ Кантовой морали и ее специальннх задач. Гегель требует от нее разрешения той проблеми, которую она себе ставила, и при зтом не ценит тех реше-ний, которие она давала в пределах своего круга во-просов. С другой сторони, Гегель не уделяет должно-го виймання тем гносеологическим соображениям, которие обусловили кантовское понимание нравствен-
1 Ср. вьіше в главе II о Канте: «Формализм и индивиду-
ализм Кантовой зтики».
2 Теперь «великая сторона» Кантовой философии хотя
и признается, но с такими оговорками, которьіе равно-
сильньї ее отрицанию. См.: АТУегке. Всі. І. 8. 360.
3 См.: \Уегке. Всі. І. 8. 349, 357-358.
274 її. И. Новгородцев
них норм и установление дуализма морали и познания. Сам он сближает практический разум с теоретическим, зтику с метафизикой. Какие отсюда витекли послед-ствия и насколько удалось зто сближение, ми увидим ниже, при анализе его «Философии права».
Но когда мьі оставляєм в стороне критическую часть рассматриваемнх статей и обращаемся к их по-ложительньїм основаниям, мьі не можем не видеть огромной заслуги Гегеля, заключавшейся в ясной по-становке социально-философской методи. В устране-нии нормативного принципе он бьіл неправ; но точка зрения об^ективного идеализма логически приводила к тому, чтобьі рассматривать все нравственньїе и обще-ственньїе явлення в их живой совокупности и органи-ческом единстве. В атом отношении представляется особенно интересной его статья «О научньїх приемах разработки естественного права».1 Гегель излагает и характеризует здесь различньїе методи, которьіе мо-гут иметь место в философии права: змпирическую, абстрактную, свойственную Канту и Фихте, и свою собственную, внтекающую из основ об^ективного идеализма. В противоположность беспринципности ампириков и отвлеченному формализму Канта и Фихте Гегель вьідвигает требование, чтобьі философия права отправлялась от созерцания нравственности в ее жизненном воплощении. Он ищет и устанавливает с самого начала некоторьш живой нравственньїй орга-
Глава III 275
низм, обьединяющий в себе, как в целостном единстве, отдельньїе нравственньїе определения.1 Зто именно то, что требуется для социально-философского рас-смотрения, которое прежде всего должно найти о&ьеди-няющую точку исхода, или, как теперь вьіражаются, £гишііе£еп<іе Еіппеіі зосіаілуізеепвспа ШісЬег Егкеппі-пізвЬейіпйип^еп.2 Если при отьіскании такого об^е-диняющего пункта Гегель остановился на понятий на-рода, что обусловливалось особенностями его фило-софских взглядов, то во всяком случае основное стремление, руководившее им, бьіло совершенно правильно. Так же правильно бьіло и дальнейшее его стремление указать естественную необходимость, с ко-торой совершается расчленение общества, или, как он вьіражался, народа, на группьі; хотя и здесь он следо-вал общему характеру своей метафизики и считал зту необходимость «абсолютно нравственной», связьівая деление народа на классьі с понятием об основних моментах абсолютного духа и с греческим представ-лением о делимости добродетели.3 Все образи и поня-тия рассматриваемой статьи подсказьіваются точкой зрения абсолютной нравственности; но важно бьіло то, что на место абстрактних определений ставилось кон-кретное созерцание известного общего об'ьекта, от которого все они должнн исходить и которьій вклю-чает их в себя как свои моменти.
1 См.: ЛУегке. Всі. І. 8. 321 П.: «ЦЬег <ііе тввепвсЬаШі-спеп ВеЬажПші£заїЧеп сіез КаіштесНіз», напечатан впер-вьіе в «Критическом журнале философии» за 1802-1803 годьі.
1 См. цитир. статью. 8. 372.
2 Зіаттіег. КесЬі иші \УігЬзсЬаП. 8. 21.
3 Греческий источник зтой мьісли раскрьшает нам сам
Гегель своими ссьілками на Платона и Аристотеля. См.:
ІЬі<і. 8. 382.
276__________________________ ТІ. И. Новгородцев
В зтом отношении лучшим пояснением его методьі служит сравнение с Фихте. Сам Гегель удачно вьібрал для критики абстрактних построений именно зтого философа, у которого крайности абстрактного рас-смотрения обнаруживались с особенной очевидно-стью. Если у Канта право определялось в обособлении от нравственности, то он не утверждал, что и вдей-ствительности оно имеет такое обособленное суще-ствование. Фихте, напротив, предлагал такую воз-можность, когда добрая воля исчезает в обществе, — «№епп Тгеи ипсі ОіаиЬеп уегіогеп £еЬі», и право дей-ствует все-таки с механической необходимостью, с помощью одних внешних принудительньїх средств. Абстракцию он рассматривал как возможную действи-тельность и обособленньїй момент принимал за само-бьітное целое. Гегель смеется над зтим внешним и ме-ханическим пониманием права, которому соответ-ствует такое же понимание государства. Судебная деятельностьгосударства, замєчаетон, превращается тут в какую-то рьіночную торговлю, где одни величини, именуемьіе преступлениями, обмениваются на другие, а кодекс является прейскурантом.1 Не такова его собственная точка зрения. Право и мораль он сво-дит к вьісшему единству, к тому, что он назьівает аб-солютной нравственностью, и рассматривает их как частньїе проявлення народи ой жизни. Отдельньїе за-коньї и учреждения вьірастают на почве того нрав-ственного целого, которое представляет собою народ. Определять право и мораль независимо от зтого целого — значит создавать бесплотньїе абстракции.2
ЧЬіа. 8. 361-371.
ЧЬісі. 8. 401.
Глава III 277
Требуя зтого виймання к основе всех общественньїх явлений, каковьім представляется ему народ, Гегель вместе с тем яоясняет, что народ єсть историческая и конкретная величина. Как все живое, нравствен-ность, воплощающаяся в нем, соединяет в себе общее и особенное и имеет определенную индивидуальность и форму. Народ надо брать как живую индивидуальность, которая изменяется и прогрессирует, проходя все необходимьіе ступени развития.1 Самое зто разви-тие Гегель изображает, согласно своей новой мони-стической точне зрения, в виде процесса постоянного взаимодействия общего с частньїм, органического с неорганическим. Как вьіражается он в одном месте, зто — вечная трагедия, разьігрьіваемая абсолютним, которое, обі>ективируясь в мире, отдает себя в зтой форме на страдание и смерть, чтобьі затем восстать из праха в величин.2
Здесь ясно вьіступает различие зтой статьи от «Зуз-Ьет йег БіШісЬкеН». Там абсолютная нравственность изображалась чуждоЙ различий и страдания, пребьі-вающей в неизменном блаженстве; теперь прежняя позма о невозмутимом блаженстве абсолютного духа сменяется представлением о вечной трагедии, сопро-вождающей процесе мирового развития. Вместе с тем и прежнее понятие «абсолютного народа» уступает место представленню об индивидуальном народе, со-вмещающем в себе общее с особенньїм. Зто все результати нового монистического воззрения Гегеля. Но по-прежнему зтот процесе народного развития расемат-риваетея как проявление абсолютной нравственности,