В первом вопросе речь шла об онтологии (гр. ontos — сущее), т. е. о сущности предмета теории государства и права. Эта сущность постигается через определенные мыслительные операции, теорию познания (гр. gnasis — знание, учение) — гносеологию.
Meтодология — подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Ф. Бекон — английский родоначальник методологии опытной науки — сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий в темноте с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без света, не разбирая дороги.
Методология представляет собой систему научных методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по раскрытию сущности предмета, явлений действительности. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений.
Метод тесно связан с содержанием науки, хотя они и не тождественны, с теорией, ибо без теории он беспредметен, а теория без метода лишается предмета исследования. Существует тесная связь теории и практики, опытная проверка истинности знаний. Практика довольно часто выступает как критерий истины.
|
|
Метод особенно важен для теории государства и права, так как его используют и отраслевые юридические науки, ибо теория государства и права является методологической основой для других юридических наук.
Научную методологию государства и права можно представить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.
Методами теории государства и права (как и любой другой науки) называется совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении теории государства и права используются как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. При изучении теории государства и права используются разнообразные методы, в число которых входят универсальные методы познания: восхождения от абстрактного к конкретному, единство и взаимосвязь исторического и логического и др. Философские, мировоззренческие подходы связаны с использованием рационального и эмпирического в познании. Первый связан с развитием понятийного аппарата, второй с наблюдением и экспериментом.
Общенаучные методы исследования государства и права
Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются:
= метафизика;
= диалектика.
При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.
|
|
При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии.
Разновидностями диалектики являются:
- идеализм (объективный и субъективный);
- материалистическая диалектика.
Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма.
Объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования государства и права с божественной силой либо Мировым или объективным разумом, субъективный идеализм - с сознанием человека, с волей людей.
Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основным при исследовании государства и права.
С точки зрения ряда ученых, включая стоящих на марксистских позициях, основополагающее значение имеет метод диалектики. Диалектика — учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Абсолютизация этого метода снижала его ценность. Во многих науках используются достижения диалектики в таких ее категориях, как качество и количество, форма и содержание, сущность и явление, анализ и синтез, и др.
Основными общими методами изучения являются:
♦ анализ;
♦ синтез;
♦ системный подход;
♦ функциональный подход.
Анализ - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.
Синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.
Системный подход - восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе.
Функциональный подход - определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.
Специальные (особенные) и частные методы познания
Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений. Наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести: сравнительно-правовой метод, т. е. сопоставление разных государственно-правовых систем в разных обществах и условиях.
Конкретно-социологический — учет социальных факторов. Используются наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т. п.
Формально-логический (догматический) - используется при изучении нормативных сторон правовых систем, дает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Формализм — неотъемлемое свойство права.
Системно-структурный - изучает государство и право как комплексный институт и процесс.
Метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия.
Метод, идущий от синергетики, — науки о самопроизвольных, самоорганизующихся случайностных процессах.
Развитие науки и техники (ЭВМ, компьютеры и др.) привносит ряд частных специфических методов исследования.
Частнонаучные методы - это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и гуманитарных наук.
К частнонаучным методам при изучении теории государства и права относятся:
-» математический;
-» формально-юридический;
-» сравнительно-правовой;
-» статистический;
-» конкретно-социологический;
-» кибернетический;
-» классификационный,
-» правовой аналогии и др.
Формально-юридический метод позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.
|
|
При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление нормативно-правовых актов, правовых систем в целом, определение общих закономерностей. Он позволяет сопоставить общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т. п.).
Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации. Использование статистического анализа позволяет исследовать количественные показатели того или иного государственно-правового явления.
Конкретно-социологический метод осуществляет выяснение мнения общества по вопросам государства и права и позволяет с помощью специальных приемов (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опросы и др.) получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.
Кибернетический метод производит изучение государства и права с использованием современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т. д.
Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права.
4. Место теории государства и права в системе юридических наук Теория государства и права занимается общими и специфическими законами функционирования и развития государства и права, а отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием какой-либо одной области, направлением или сферой государственно-правовой жизни. Общая теория государства и права по отношению к отраслевым и специальным наукам выступает наукой обобщающей, направляющей, имеющей методологическое значение. Она систематизирует выводы отраслевого знания. Эта наука в своих исследованиях не имеет таких ограничений в пространстве и времени, как это свойственно отраслевым наукам. Происходит взаимообогащение теории государства и права и других юридических наук. Высшая Аттестационная Комиссия России по присуждению научных степеней предусматривает десять разделов по классификации юридических наук. В системе юридических наук теория государства и права занимает базовую позицию. Она формирует систему знаний о государстве и праве, используемую всеми юридическими науками, дает методологическую основу, анализирует и систематизирует достижения прочих наук. Именно в теории государства и права создается энциклопедия права - система терминов и понятий, необходимых любой юридической науке. Юридические науки имеют свою собственную структуру, организованную по предмету изучения. В систему юридических наук входят: 1. Общетеоретические и исторические (фундаментальные) науки: теория и история государства и права, история политических и правовых взглядов. 2. Отраслевые юридические науки: конституционное право, государственное право, гражданское, уголовное, трудовое, семейное, земельное, финансовое, административное, торговое, налоговое и т.п., а также гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право. 3. Науки, изучающие международные отношения: международное публичное право, международное частное право, морское, космическое право и т.д. 4. Науки, изучающие организацию, порядок деятельности государственных органов: организация суда и прокуратуры, организация и деятельность мест заключения и др. 5. Прикладные юридические науки: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика. Существуют и иные классификации, например, особо выделяется римское право. Появились новые отрасли права, обусловленные новой общественной практикой (космическое, атомное, компьютерное, коммерческое, биржевое, банковское право и др.). В программы российских учебных заведений включаются такие науки, как философия права, социология права и др., которые выходят за рамки теории государства и права, а тем более специальных юридических наук. Как всякая наука, теория государства и права имеет свои категории, свою структуру учебного курса. Категории - это наиболее общие понятия, составляющие структуру отрасли науки. Категории теории государства и права составляют основу для всех областей государствоведения и правоведения. Они представляют собой наиболее объемные понятия, составляющие сложный понятийный аппарат, касающийся самых существенных явлений государственно-правовой действительности: государственная власть, формы государства, формы государственного правления, политический режим, государственный аппарат, политическая система, функции государства, правоотношения, нормы права, реализация права, правовые системы, формы права, правопорядок, законность, правосознание и др. Категории образуют структурно-логическую систему курса теории государства и права, которая отражается в программах и учебниках.
|
|
5) Классификация юридических наук
Юридические науки - это все знания о государстве и праве в целом. Но она подразделяется на отдельные части, наподобие того, как целостная наука химия подразделяется на органическую химию, неорганическую, аналитическую химию и т.д.
В юриспруденции можно выделить такие отрасли, как государственное (или конституционное) право, административное, гражданское право и Т.д. Соответственно потребностям юриспруденции развивается и чисто теоретическая часть юридической науки, которая имеет различные разветвления. Здесь также можно было бы выделить: теорию юриспруденции; историю юриспруденции; теорию юриспруденции зарубежных стран и Т.д.
Право изучается целым комплексом юридических наук, именуемых в целом правоведением. Теория права занимает в правоведении особое место. Это наука теоретическая, концептуальная. Она исследует содержание и сущность права, его структуру, составные элементы, механизм действия, т.е. общие проблемы всего правоведения. На базе теории права, опираясь на выводы этой теории, отраслевые юридические дисциплины исследуют отдельные отрасли законодательства: гражданское уголовное, трудовое, процессуальное и др. Вместе с тем теория права опирается на конкретику отраслевых дисциплин, обобщает их положения на более высоком теоретическом уровне.
Существует и другое представление о структуре юридических наук.
Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы: теоретико-исторические, отраслевые и специальные.
К теоретико-историческим наукам относятся теория государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений.
К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного права, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и другие.
Специальные юридические науки - это криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная бухгалтерия.
Весь комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в науке схеме делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические дисциплины. Действующая в настоящее время классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией страны, предусматривает следующие разделы2:
1) теория и история государства и права, история политических и правовых учений;
2) государственное право и управление, государственное строительство, административное право, финансовое право;
3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право;
4) хозяйственное право, арбитражный процесс;
5) трудовое право, право социального обеспечения;
6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право;
7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;
8) уголовный процесс и криминалистика;
9) международное право;
10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельные науки сведены в группы по некоторым родственным признакам.
Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское право, семейное право и др.).
Здесь нет особой необходимости приводить различные точки зрения. Ясно одно: никакие детальные подразделения юридических наук не смогут адекватно отразить быстро меняющуюся, динамичную картину современной жизни, для которой характерно не только выделение научных направлений, но и становление отраслей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований и в то же время отпадение и самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки. В самом деле, специализация научного знания, развитие тех или иных процессов вызвали к жизни такие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право. Неблагополучное положение с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического, природоохранительного права. Политическая линия, направленная на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым, биржевым правом и т.п.
Появление новых или усложнение существовавших правовых явлений (ипотека, залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.), новых субъектов права (банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.), расширение сферы гражданского оборота, увеличение прав граждан и т.п. привлекают внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют проведение научных изысканий и появление на дереве юридического знания новых ветвей-направлений.
6)СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА |
Человечество прошло длительный этап развития общества, прежде чем возникло государство. Организация, получившая развитие в догосударственный период, получила название первобытного общества. Оно существовало в условиях присваивающей (т. е. не производительной) экономики (люди занимались охотой, собирательством, рыболовством). Первичной социальной организацией была родовая община. Все имущество находилось в общественной собственности, велось совместное хозяйство. Отсутствовало социальное неравенство, разделение труда было лишь по половозрастному признаку. Уже в первобытнообщинном обществе существовала власть, т. е. возможность одних людей подчинять своей воле других. Она существенно отличалась от государственной власти по следующим признакам: - власть в первобытном (догосударственном) обществе: - распространялась в основном на племя - человеческий коллектив, объединенный на основе кровного родства; - была основана на авторитете; - принадлежала, как правило, старейшим представителям племени, объединенного родственными узами; - добровольно признавалась племенем; - регулировалась нормами морали, обычаями Государственная власть: - распространялась не только на коллектив родственников, а прежде всего на территорию - принадлежала сильнейшим и наиболее экономически состоятельным, - регулировалась правом; - опиралась на принудительную силу государства. Государство - особая политико-публичная организация общества, обладающая своей территорией, суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения государственной казной, устанавливающая общеобязательные правила поведения (право) Государство как форма организации человеческого общества пришло на смену догосударственному родовому строю (подробнее о возникновении государства см. следующий вопрос). Основными признаками государства являются: • политико-публичная организация (публичная власть) - государство обладает публичной властью, которая осуществляется предназначенными для этого органами, реализующими полномочия управления, а иногда и принуждения. Публичная власть отделена от общества; ее, осуществляет обособленная прослойка общества, чьей профессией является управление (от древних военных вождей и дружины до современной бюрократии); • территория: - государство обладает строго определенной территорией, очерченной государственными границами, - именно на этой территории государство осуществляет свою власть; - постоянные жители государства имеют с ним устойчивую политико-правовую связь - гражданство (подданство - в монархиях); • суверенитет: - внутренний - государство обладает верховенством на всей своей территории. Государственная власть распространяется на все население, все организации; - внешний – государство проводит независимую внешнюю политику. • госказна: - государство формирует собственный запас финансовых средств -взимает налоги, таможенные пошлины; владеет предприятия-ми, выпускает государственные ценные бумаги и т д. - полученные доходы перераспределяются на содержание госаппарата, социально-экономические, культурные цели; • право: - государство издает общеобязательные для всего населения правила поведения (нормы права); - государство осуществляет свою деятельность в правовых формах (в соответствии с нормами права, а также — с подписанными им соглашениями и общепринятыми нормами международного права). |
7)Предпосылки возникновения государства и права
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. "Государство, - как писал В. И. Ленин, - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий" [1]. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который именуется неолитической революцией, приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который сломал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного.
Первое крупное общественное разделение труда - это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух типов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, так как обмен есть главное средство обособления индивидов, делает стадное существование ненужным.
Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное разделение труда - отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.
В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном размере товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появлению класса купцов, которые уже участвуют непосредственно в процессе производства.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, так как и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.
Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства. Как писал Ф. Энгельс, война доставляла рабочую силу: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых" [2].
На этом этапе первобытно - общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому, что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно - общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
Развитие собственности у многих народов имело исходным пунктом общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Сужение производственной единицы от общины до имущественно обособленной семьи происходит у каждого народа по-своему, охватывает разное время, но все- таки является характерной чертой процесса возникновения частной собственности. Патриархальная семья, включающая 3 - 4 поколения, оказывается основной ячейкой, способной использовать привлеченную рабочую силу, то есть эксплуатировать чужой труд для присвоения себе его результатов.
У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.
12. ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. |
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство. В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом. Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха. Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города. Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания. |
13. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. |
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. |
Теологическая концепция происхождения государства: кем разработана, суть, достоинства концепции и ее недостатки |
11)«Теории происхождения государства»
1. Основные теории (концепции) происхождения государства и права За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. К основным теориям возникновения государства принято относить: 1. теологическую (религиозная, божественная); 2. патриархальную (отеческая); 3. договорную (естественно-правовая); 4. органическую; 5. психологическую; 6. ирригационную; 7. насилия (внутреннего и внешнего); 8. экономическую (классовую). Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены". Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми". Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: = вечны, незыблемы и святы; = их возникновение и упразднение не зависит от человека; = являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает: • принять государство и власть как данность, полученную свыше; • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах); • полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок. Достоинства данной теории: - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; - препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях. В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть. Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории: - монарх является отцом всего народа; - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; - король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: * способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; * культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи). Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты: = в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; = монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения); = вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя. Договорная теория возникновения государства Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители; А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер. Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США. Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем: - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.); - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение: = были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; = сделан шаг к созданию гражданского общества; = фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу; = государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; = теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.; = согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; = в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа. Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность: - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. Органическая теория возникновения государства Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: - люди образуют государство, как клетки - живой организм; - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; - между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.). Достоинствами органической теории является следующее: • восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; • признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма; • оригинальность теории. Недостатками органической теории является следующее: • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; • сильное влияние дарвинизма; • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным. Психологическая теория Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются: • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; • желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; • способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; • желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др. Теория насилия Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: ≈ сбор дани дружинниками; ≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий; ≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); ≈ иные формы насилия. Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др. Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств. Ирригационная теории возникновения государства Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.). Экономическая теория возникновения государства Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: ≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); ≈ возник прибавочный продукт; ≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; ≈ появились частная собственность и публичная власть. ≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство. Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др. Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими. Расовая теория Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран. Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время. Инцестная (половая) теория Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс) Спортивная Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет) Диффузная Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер). Теория специализации Государство - это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) Другие теории Помимо перечисленных, существуют и другие теории происхождения государства. Современные теории западных политологов исходят из новых социально-экономических, политических, научно-технических, международных и иных условий. Среди них наиболее распространенные: - теория элит (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс и др.). - технократические теории (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.). - теория плюралистической демократии, - теория государства всеобщего благоденствия, - теория социального и правового государства, - теория солидаризма, - теория конвергентного государства, - теория мирового государства и правительства и др. Рассматривая все концепции (теории) возникновения государства можно отметить положительные стороны и недостатки каждой из них, являющиеся результатом субъективного подхода их представителей к процессам развития общества и государства. Существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические, идеологические, внутренние и внешние факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические – с образом жизни отдельных наций (например, кочевой – у цыган); идеологические – влияние религии (например, современный Иран); внешние – с угрозами обществу, исходящими из вне, а также с опытом развития других стран. 2. Вариантность возникновения государства Рассмотренные теории условно можно определить на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный. Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили. К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский). Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы. Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами: Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков; Аристократический – власть знати как в Древнем Риме; Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства). В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства наиболее важную роль играют, видимо, следующие факторы: - Социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общностью людей; - Выполнение «общих дел»; - Социальная асимметрия; - Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества. Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность. К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947). Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.). Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.
•
12)Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теориипроисхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Ониобосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению,приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результатеобъединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государствауподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться освоих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современнойгосударственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполнемогли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.
Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела,экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи»,необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». Главнойфункцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнятьсовершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт)возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.