Ирригационная теория возникновения государства

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой организации жизни. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили эти авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Казалось бы, истинной может быть только одна теория, неслучайно латинское изречение гласит: - истина всегда одна, ложных сведений может быть сколько угодно. Однако такой схематичный подход к столь сложному социальному институту, как государство, был бы неверным. Наряду с критическим отношением важно выделить в них и то позитивное, что они содержат. Рассмотрим основные теории происхождения государства.

Теологическая (божественная) теория происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католичес­кой церкви (Маритен, Мерсье и др.).

Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству с выше. Еще в древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», - читаем мы в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в XII-XIII вв. в Западной Европе. Согласно теории «двух мечей» церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Согласно учению итальянского философа и богослова Фомы Аквинского процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

2. Патриархальная теория возникновения государства. Основоположником этой тории считают Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э). Во времена древней Греции и рабовладельческого Рима общественное устройство основывалось на семейном укладе с сильной отцовской властью и безусловным подчинением младших членов семьи воле отца семейства. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец – становится главой государства. Монарх является отцом всего народа; его власть неограничена и незыблема.

3. Договорная теория возникновения государства. Договорная теория происхождения государства получила распро­странение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство возни­кает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объедине­ние людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолирован­ные до происхождения государства индивиды превращаются в еди­ный народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс вза­имных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою террито­рию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблю­дать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления прави­телями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в по­знании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта кон­цепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схема­тичное, идеализированное и абстрактное представление о первобыт­ном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объектив­ных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-поли­тических и пр.) И переоценка в этом процессе факторов субъективных.

4. Органическая теория возникновения государства. Органическая теория происхождения государства получила широ­кое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гумани­тарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогич­ны постоянным отношениям между органами живого существа, т.е. государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (под­данных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественно­го отбора) складываются конкретные государства, формируются пра­вительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхож­дения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономер­ности, присущие только биологической эволюции, на социальные ор­ганизмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к пробле­мам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

5. Теория насилия. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX вв. трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народа­ми и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало го­сударство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «ес­тественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвую­щим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сосло­вия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития обще­ства, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия были присущи процессу возник­новения многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования на­силия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рас­сматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государ­ства. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономи­ческим.

6. Психологическая теория возникновения государства. Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным дей­ствиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью.которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказы­вающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему ха­ризмы, чтобы убедиться в этом.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствую­щих социально-экономических, военно-политических и иных внеш­них условий.

7. Классовая (экономическая) теория. К представителям материалистической теории происхождения го­сударства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономи­ческими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следователь­но, и для появления государственности имели три крупных этапа раз­деления труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разде­ление труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собст­венности, в результате чего общество раскололось на имущие и не­имущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности вы­ступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с общест­вом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль пере­ходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую по­литическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования об­щества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономи­ческим детерминизмом и классовыми противоречиями при одновре­менной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс проис­хождения государственности.

8. Ирригационная теория возникновения государства. Она считает, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Сторонниками данной теории являлись многие мыслители древнего Востока, К.-А. Виттфогель.

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, являющихся источником жизни. Задача науки состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к исследованию, а суметь сделать объективные выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: