Введение

Социология - одна из самых молодых и содержательных наук, но успела приобрести вид логически стройной системы достоверного зна­ния. Опрашивая немногих (выборочная совокупность), социолог выво­дит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивиду­альные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типоло­гии и классификации, применяя для усреднения данных методы мате­матической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщатель­но составленной программе, ученый делает вывод о массовых стерео­типах, ценностных ориентациях, мотивах и образе жизни. Создавая со­циально - типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е. носителей соци­альных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, со­циологию интересует не внутренний мир индивида, как, например, психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Цель социологии - в новом свете, под новым углом зрения, увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объедине­ниями. При этом складывается социологическое видение окружающей действительности, вырабатываются навыки научного анализа, беспри­страстного научного подхода к проблемам без налета национализма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обы­денном взгляде на общественные явления.

Социологию невозможно представлять в виде абстрактного знания, оторванного от реальной жизни: она черпает свои проблемы из жизни, дает основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и иx взаимоотношениях, отвечает на такие вопросы: что такое общество, почему люди объединяются в группы, что собой представляют соци­альные институты, как и почему происходят изменения в обществе. От­веты на подобные вопросы позволяют легче ориентироваться в слож­ном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения с минимальным риском, планировать свои действия.

Студентам рекомендуется после изучения той или иной темы тео­ретического курса применять полученные знания в дискуссиях, спорах, при написании рефератов, контрольных работ, при изучении других дисциплин. Каждая тема пособия снабжена списком основной и допол­нительной литературы с учетом имеющейся в читальных залах учебно-методического кабинета кафедры социологии, библиоте­ки СПбГИЭУ, Национальной Библиотеки России.

Студент, освоивший дисциплину «Социология», должен:

1. понимать социологию как науку;

2. знать основные этапы развития мировой социологической науки, иметь представления о важнейших школах и учениях выдающихся социологов;

3. познакомиться с классическими первоисточниками по предмету «Социология», охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции;

4. иметь общее представление об основных отраслях социологического знания.

5. умение применять социологические знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса и т.д., т.е. быть «субъектом социологии».

Преподаватель должен идти по пути межотраслевого взаимодействия, использование идей и наработок в смежных областях социологической науки, т.к. социология знания «ушла» в философию, где у нее образовалась прекрасная ниша из трудов Э. Гуссерля, М. Шелера, А. Шюца, а социология образования выбрала эмпирическую траекторию развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: