Основные положения

1. Питирим Сорокин (1889-1968) считал, что социология, являю­щаяся наукой об обществе, должна, в первую очередь, изучать специ­фические особенности общества, к числу которых он относил:

Ø совокупность специфических единиц - индивидов;

Ø взаимодействие индивидов друг с другом;

Ø неразрывное единство взаимодействующих единиц и свойств са­мого процесса взаимодействия.

2. В отличие от экономической теории, изучающей экономическую деятельность и соответствующие взаимодействия людей, от политоло­гии, изучающей политические деятельность и взаимодействия, социо­логия, по утверждению П. Сорокина, есть интегральная наука, изу­чающая человека и его взаимодействия с другими людьми в обществе во всем многообразии экономической, политической, религиозной, ху­дожественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедея­тельности в социокультурном пространстве общества.

3. П. Сорокин уточняет понятие «взаимодействие», под которым он понимает любое событие, с помощью которого человек реагирует на открытые действия или состояние ума, слова, жесты другого. Особое значение он придает значимому взаимодействию, понимаемому им как такое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью (индивидом, семьей, социальной группой и т.п.) на другую, имеет зна­чение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими или био­логическими свойствами соответствующих действий (например, на­циональный флаг страны, под которым солдаты сражаются с врагами).

4. В сорокинской социологической концепции первостепенное зна­чение придается структуре взаимодействия, которая включает в себя три взаимосвязанных компонента:

Ø личность как субъект взаимодействия;

Ø общество как совокупность взаимодействующих индивидов с
их
социокультурными отношениями и процессами;

Ø культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, а также совокупность носителей этих ценностей - самих людей, которые создают, раскрывают и реализуют эти значения в своей деятельности.

5. Все взаимодействия в обществе, согласно П. Сорокину, совер­шаются в социальном пространстве и социальном времени, которые в
корне отличны от геометрического пространства и физического време­ни. Люди, находящиеся вблизи друг к другу в геометрическом про­странстве (король и его слуга), в социальном пространстве отделены
громадной дистанцией. Напротив, люди, находящиеся очень далеко
друг от друга в геометрическом пространстве (два епископа католиче­ской церкви, совершающие службу на разных континентах - один в Ев­ропе, другой в Америке) очень близки в социальном отношении.

6. Изменения в социальном пространстве - это, утверждает П. Со­рокин, - социальная стратификация и социальная мобильность, т.е.
разделение людей по стратам (социальным слоям) и их перемещение
как внутри страт, так и между стратами, из одной страты - в другую.

Социальная стратификация - это дифференциация данной сово­купности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, т.е. раз­деление их на высшие и низшие слои. Ее основа и сущность - в нерав­номерном распределении прав и привилегии, ответственности и обя­занностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

7. П. Сорокин выделяет три основных критерия социальной стратификации: экономическое расслоение (богатые - бедные); политическую дифференциацию (имеющие власть и не имеющие ее), профессиональную
(различие между учителями, инженерами, врачами, рабочими и т.п.).

8. Социальные страты не остаются неизмененными, они подверже­ны изменениям, которые называются социальной мобильностью. Социальная
мобильность
- это перемещения индивидов и социальных групп
от одного социального положения к другому. Она бывает двух видов.
Горизонтальная мобильность - это перемещение из одной социальной
группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общест­венной стратификации, например, смена индивидом гражданства, се­мьи, места работы (в одной или примерно равной должности); мигра­ция внутри или между странами; циркуляция между религиозными
группами или политическими партиями. Вертикальная мобильность -
это перемещение индивида или группы из одного социального слоя в
другой, расположенный выше или ниже в социально-стратификационной пирамиде. Она делится на два вида: восходящая циркуляция (социальный подъем) и нисходящая (социальный спуск).

9. П. Сорокин уделял первостепенное внимание выяснению сущно­сти и значимости культуры в развитии общества Культура, к его пони­мании, есть многообразная и многоуровневая, динамично развивающаяся система, в которой существует основополагающая первоценность составляющая ее системообразующее ядро. Именно наличие этой первоценности предопределяет ее своеобразие, ее «индивидуаль­ное» отличие от всех других культур, направленность ее развития.

Сорокинская социодинамика культуры, во-первых, исходит из оп­ределяющей роли и возрастающей значимости социокультурных факто­ров в развитии цивилизации, в трансформациях общества; во-вторых, уделяет основное внимание исследованию повторяющихся ритмов, циклов и периодичностей в развитии социокультурных процессов.

10. При исследовании культуры, считал П. Сорокин, необходимо применять два взаимосвязанных метода: каузально-функциональный и логико-смысловой. Их единство позволяет за множеством различных феноменов культуры увидеть их «подлинное единство».

Выделяются четыре основных формы интеграции культурных эле­ментов:

Ø пространственное сосуществование культурных идей, ценностей и их механическое объединение в одно структурное единство;

Ø соединение, обусловленное внешними факторами, когда элемен­ты культуры не имеют внутренней связи, а объединяются в некий конг­ломерат по случайным признакам;

Ø каузальная или функциональная интеграция, при которой изме­нение, или исчезновение одного из важнейших элементов приводит к изменению всего культурною комплекса;

Ø логико-смысловая интеграция культуры - наивысшая форма ин­теграции, когда идеи и ценности культуры объединяются на основе единого стиля, интегрирующего их всех в единую целостность.

11. В общем процессе социодинамики культуры существует три
основных пита.
Если преобладает чувственный образец культурных
ценностей, мы имеем перед собой чувственную культурную сверхсис­тему. Если основное внимание сконцентрировано на разуме, то перед
нами умозрительная или идеациональная суперсистема культуры. Если
же существует органическое единство, гармоничный баланс чувствен­ных, эмоциональных и рациональных компонентов, то возникает иде­альный тип культурной сверх системы.

12. В самом кровавом за всю историю человечества XX веке, ут­верждал П. Сорокин, господствующее значение приобретает чувствен­ная суперсистема культуры, которая во второй половине столетия пе­реживает глубокий кризис. Однако современный кризис культуры и
общества - это не обыкновенный кризис (упадок), а пере­
ход от одного типа культуры к другому, в котором прекрасная чувст­венная форма сольется с глубоким, прекрасным, разумным содержани­ем, возвышающим человека духовно, нравственно, социально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: