1. Толкотт Парсонс (1902-1979), выдающийся американский социолог, создатель социологической доктрины структурно-функционального анализа, считал, что основной проблемой социологии является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой.
2. Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно представить в двух неразрывных аспектах:
Ø как структуру, выступающую в совокупности единиц или компонентов со стабильными свойствами (статика системы);
Ø как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются свойства и отношения между структурными единицами (динамика системы), причем сами эти изменения связаны с действиями. Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные совокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определение рассматриваемого феномена «социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами».
|
|
3. Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента:
Ø действующее лицо (актор), т.е. субъекта действия, наделенного
стремлением действовать, имеющего определенные цели, способного
описать способы их достижения и осуществить их;
Ø ситуационное окружение - изменяемые и неизменные факторы
окружения, по отношению к которым оно зависит. Таким образом, действие предстает как определенный процесс в системе «субъект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для действующих лиц
и коллективов.
4. Различные элементы ситуации, в которой действуют индивиды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные значения
в качестве «знаков» или «символов», приобретающих общее значение и
являющихся элементами культуры. Следовательно, социальная система
состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их
отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодифференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, - подчеркивает Т. Парсонс, - является отличительной чертой современных, модернизированных обществ».
|
|
5. Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно
Т. Парсонсу, состоит из четырех факторов:
Ø биологический организм;
Ø личностная подсистема;
Ø культурная подсистема;
Ø социальная подсистема.
Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию систем, приводящую в процессе своего функционирования к «ингегративному состоянию» общества.
6. Система действий, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре
взаимосвязанные функции:
Ø адаптация нацелена на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей ее средой и на приспособление к среде;
Ø целедостижение заключается в определении целей системы и
мобилизации энергии и ресурсов для их достижения;
Ø мотивация направлена на воспроизводство образца, т.е. на сохранение верности акторов нормам и ценностям системы и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них;
Ø интеграция направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности и целостности, на защиту ее от резких изменений и крупных потрясений, на стабилизацию системы.
7. Если сопоставить рассмотренные ранее четыре подсистемы (биологический организм, личность, культуру, социальную систему) с четырьмя функциями системы действия, то окажется, что биологический
организм соответствует функции адаптации, личностная подсистема
связана с функциями целеполагания и целедостижения, культурная
подсистема соответствует функции воспроизводства образца, а социальная система выполняет функцию интеграции, приводит общество к
интегративному состоянию.
Раскрыв сущность и значимость каждого из четырех компонентов структурной иерархии систем, Т. Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создаст устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам - организму, личности и социальной системе.
8. В результате включенности индивидуальных действий многих
акторов в единую действующую систему, личность, взаимодействуя с
другими личностями, приходит к ожиданию определенных действий от
других индивидов в определенных ситуациях. Такое ожидание (экспек-
тация) во взаимодействии с другими акторами и их экспектациями приводит к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, помогающих регулировать и гарантировать характер ответных реакций. Все это вместе взятое «создает сложную сеть позиций», систему
«ролевых статусов». Каждому из этих статусов приписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрение или наказание за соответствие или несоответствие этим ожиданиям. Решающим же фактором упорядочения и организации совместной деятельности индивидов являются идеалы, ценности и нормативные образцы культуры.
9. Переход от одного состояния общества к другому, более высокому, считал Т. Парсонс, обусловлен возникновением и усиливающимся
действием в социальной системе и в поведении индивидов новых кодовых элементов нормативных структур, воплощаемых в системе культуры.