Основные положения

1. Толкотт Парсонс (1902-1979), выдающийся американский со­циолог, создатель социологической доктрины структурно-функцио­нального анализа, считал, что основной проблемой социологии являет­ся исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, ка­ждый из которых одновременно является и действующим лицом (акто­ром), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как «открытая», взаимо­действующая с окружающей средой.

2. Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно пред­ставить в двух неразрывных аспектах:

Ø как структуру, выступающую в совокупности единиц или ком­понентов со стабильными свойствами (статика системы);

Ø как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются свойст­ва и отношения между структурными единицами (динамика системы), причем сами эти изменения связаны с действиями. Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные совокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определение рассматри­ваемого феномена «социальные системы - это системы, образуемые со­стояниями и процессами социального взаимодействия между дейст­вующими субъектами».

3. Общая модель действия называется «единичным актом» и вклю­чает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента:

Ø действующее лицо (актор), т.е. субъекта действия, наделенного
стремлением действовать, имеющего определенные цели, способного
описать способы их достижения и осуществить их;

Ø ситуационное окружение - изменяемые и неизменные факторы
окружения, по отношению к которым оно зависит. Таким образом, дей­ствие предстает как определенный процесс в системе «субъект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для действующих лиц
и коллективов.

4. Различные элементы ситуации, в которой действуют индивиды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные значения
в качестве «знаков» или «символов», приобретающих общее значение и
являющихся элементами культуры. Следовательно, социальная система
состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллекти­вов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их
отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодифференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, - подчеркивает Т. Парсонс, - является отличительной чертой современных, модернизированных об­ществ».

5. Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно
Т. Парсонсу, состоит из четырех факторов:

Ø биологический организм;

Ø личностная подсистема;

Ø культурная подсистема;

Ø социальная подсистема.

Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структур­ную иерархию систем, приводящую в процессе своего функционирова­ния к «ингегративному состоянию» общества.

6. Система действий, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре
взаимосвязанные функции:

Ø адаптация нацелена на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей ее средой и на приспособле­ние к среде;

Ø целедостижение заключается в определении целей системы и
мобилизации энергии и ресурсов для их достижения;

Ø мотивация направлена на воспроизводство образца, т.е. на со­хранение верности акторов нормам и ценностям системы и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них;

Ø интеграция направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности и целостности, на защиту ее от резких изменений и крупных потрясений, на стабилизацию системы.

7. Если сопоставить рассмотренные ранее четыре подсистемы (биологический организм, личность, культуру, социальную систему) с четырьмя функциями системы действия, то окажется, что биологический
организм соответствует функции адаптации, личностная подсистема
связана с функциями целеполагания и целедостижения, культурная
подсистема соответствует функции воспроизводства образца, а соци­альная система выполняет функцию интеграции, приводит общество к
интегративному состоянию.

Раскрыв сущность и значимость каждого из четырех компонентов структурной иерархии систем, Т. Парсонс особо выделил системообра­зующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создаст устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе дей­ствия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам - организму, личности и социальной системе.

8. В результате включенности индивидуальных действий многих
акторов в единую действующую систему, личность, взаимодействуя с
другими личностями, приходит к ожиданию определенных действий от
других индивидов в определенных ситуациях. Такое ожидание (экспек-
тация) во взаимодействии с другими акторами и их экспектациями при­водит к возникновению определенных правил, норм, образцов поведе­ния, помогающих регулировать и гарантировать характер ответных ре­акций. Все это вместе взятое «создает сложную сеть позиций», систему
«ролевых статусов». Каждому из этих статусов приписывается опреде­ленное ожидаемое поведение, а также поощрение или наказание за со­ответствие или несоответствие этим ожиданиям. Решающим же факто­ром упорядочения и организации совместной деятельности индивидов являются идеалы, ценности и нормативные образцы культуры.

9. Переход от одного состояния общества к другому, более высо­кому, считал Т. Парсонс, обусловлен возникновением и усиливающимся
действием в социальной системе и в поведении индивидов новых кодо­вых элементов нормативных структур, воплощаемых в системе культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: