Идеальный тип

Средство обобщения многообразия эмпир. дейс-ти - понятие «идеальный тип». Это как теорет. схема, кот.потом соотносится с эмпир. реальностью. Идеальный тип не есть гипотеза, так как гипотеза может быть подтверждена или опровергнута эмпирически, а идеальный тип – нет. В процессе исследования учёный в начале создаёт «исторический или генетический» идеальный тип, заключённый во временные и исторические рамки изучаемого процесса. Он даёт возможность проследить связь какого-либо явления с теми социокультурными процессами, которые его породили. Более отвлечённые рассуждения создают «социологический, или чистый» идеальный тип, не локализованный ни во времени, ни в пространстве. Это те же идеально-типические конструкции, как, скажем, «индивидуализм», «феодализм», «меркантилизм», «секта», но уже лишённые культурных и смысловых связей со своей эпохой. Сам термин «идеальный тип» не введён Вебером, его использовали раньше Дюркгейм и Тённис, но только Вебер отважился утверждать, что в основание идеального типа положены вполне определённые ценностные предпочтения исследователя. Ценность – это то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни, что мы принимаем во внимание. Она – способ человеческого мышления. Человек всегда «расшифровывает» для себя ценности, вкладывает в них определённый смысл, т.е. понимает их так, как может понять только он и никто другой.

Познание социальной действительности происходит с помощью рац. конструкций – идеальных типов, в основе которых лежат значимые, по мнению исследователя, культурные ценности.

Примерная схема социологического исследования:

1. Выявление смысла.

2. Отнесение к ценности = понять, определить значимость.

3. Выявление законов.

4. Продемонстрировать закономерное (случайное действие не интересует).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: