Теория классов

Хотя понятие класса занимает центральное место в доктрине Маркса, он нигде не дает его общего определения.

3 класса, «остов современного общества»:

1. наемные рабочие,

2. промышленные капиталисты

3. земельные собственники.

С его точки зрения, классовое деление отсутствует в первобытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства. В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В более узком смысле Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства.

Критерии класса:

· Различная форма собственности на средства производства

· Наличие или отсутствие этой собственности выступают

· Отношение к средствам производства,

· Экономическое положение,

· Ообраз жизни, уровень образования и т. п.,

· Классовое самосознание важнейший признак класса.

· Оппозиция данной социальной группы определенной другой группе

Борьба между классами, по Марксу, — это в конечном счете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Пролетариат и буржуазия, по Марксу, — последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация — это бесклассовое общество.

Ленин в работе «Великий почин» реконструирует марксово понимание классов:

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства

Теория социальной революции.

С возникновением капиталистических отношений начинается классовая борьба между капиталистом и наемным рабочим. Три формы:

· Экономическая борьба (за рост продажи своей рабочей силы)

· Политическая (зрелая форма борьбы, за овладение государством)

· Идейно-теоретическая (выражение своих интересов на научно-мировоззренческом уровне)

Политическая борьба – диктатура – пролетариат проходит путь от класса-в-себе в класс-для-себя. Промежуточный слои могут вести себя по-разному в этой борьбе. Мелкая буржуазия либо за капиталистов, либо за пролетариат; люмпен-пролетариат «продается» капиталистам. Борьба пролетариата должна приобрести мировой характер, интернациональный – условия успеха. Диктатура пролетариата – общества без классов.

Смена общественного строя происходит путем революции. Как правило, они приобретают насильственные формы (особенно, при свержении буржуазии, хотя пролетариат должен использовать все возможные мирные средства).

Цель революции – уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества, ликвидация частной собственности, подъем производства, культуры и благосостояния масс. Все это приведет к свободной ассоциации людей к коммунистическому обществу. Но до него должен быть переходный период – революционная диктатура пролетариата.

Два типа революции:

• Социальная – замещение капитализма коммунизмом

• Политическая – изменение в способах производства внутри конкретной экономической общественной формации, что приведет к новым хозяйственным отношениям, не соответствующим существующему политическому строю = > этот строй рушится.

Социальная революция в его истолковании — это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции — локомотивы истории».

Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии, результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в «предыстории» общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - это «непрерывная революция», постоянная революционизация общества для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма.

Дополнительно:

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней. У пролетариата нет собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: