Оглавление
I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ …………………..3
- Методика «Сила нервной системы» ………………………………………………………………3
- Методика «Уравновешенность нервной системы» ……………………………………………..3
- Методика «Подвижность нервной системы» …………………………………………………....4
- Исследование типологических и характерологических особенностей личности …………..6
- Бланковый тест ЧХТ ……………………………………………………………………………….6
- Методика В.М. Русалова ………………………………………………………………………….13
- Сигналетический опросник Гейса ………………………………………………………………17
- Опросник Г. Айзенка ……………………………………………………………………………...20
- Классификация понятий по мыслительному и художественному типу ……………………27
- Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе …………………………………………………………..28
- Моторная проба Шварцландера …………………………………………………………………29
- Личностный опросник «ОТКЛЭ» ………………………………………………………………..30
|
|
- Тест эгоцентрических ассоциаций ……………………………………………………………….35
- Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) ………………………37
- Ценностные ориентации (М. Рокич) …………………………………………………………….38
- Исследование самооценки (по Т.Н. Дембо., С.Я. Рубинштейн) ………………………………39
- Шкала мотивации одобрений Д. Кроуна и Д. Маслоу …………………………………………40
II. Исследование психологических процессов внимания
и компонентов учебной деятельности ……………………………………….42
- Диагностика общей школьной зрелости ребенка ……………………………………………….42
- Продуктивность памяти ……………………………………………………………………………44
- Исследование объема внимания …………………………………………………………………..46
- Выявление и оценка переключения внимания старшеклассников ………………………….47
- Исследование переключения внимания ………………………………………………………….50
- Исследование распределения внимания ………………………………………………………….51
- Исследование смысловой памяти …………………………………………………………………51
- Исследование кратковременной памяти …………………………………………………………52
- Исследование оперативной памяти ……………………………………………………………….53
- Оценка уровня внутреннего плана действия (ВПД) ……………………………………………53
- Исследование отражения существенных свойств объектов
(методика Д.Н. Завалишиной) ……………………………………………………………………..54
III. Диагностика развития эмоционально – волевой
сферы личности ……………………………………………………………………………55
- Личностная шкала самооценки С. Спилберга ……………………………………………………55
|
|
IV. Методическая диагностика некоторых психических
состояний личности ……………………………………………………………………..57
- Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI ……………57
- Многофакторный личностный опросник FPI (Модифицированная форма В) ………………59
- Шкала Дж. Тейлор ……………………………………………………………………………………65
- Исследование типов общей эмоциональной направленности личности …………………….. 67
- Выявление уровня настойчивости личности ……………………………………………………..70
- Исследование межличностных отношений ………………………………………………………..71
- Тест К.Н. Томаса ………………………………………………………………………………………71
- Методика парных сравнений ………………………………………………………………………..74
V. Комплексные методики изучения личности ………………………………………..75
МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1. Методика 'Сила нервной системы"
- Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?
а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.
- Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно испытывающим радость, воодушевление, бодрость?
а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.
- Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?
а) нет, б) очень редко; в) иногда; г) да.
- Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?
а) нет; б) очень редко; в) часто; г) всегда.
- Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?
а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.
- Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы перейти к другой?
а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.
- Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряженной обстановке?
а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда
- Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?
а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет.
9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?
а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.
10.Часто ли, вам приходит в голову мысль, что вы можете заболеть или получить травму?
а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.
2. Методика "Уравновешенность нервной системы"
- Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?
а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.
- Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?
а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.
- Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?
а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.
4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?
а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.
- Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?
а) нет, б) иногда; в) не знаю; г) да.
- Часто ли вас беспокоят окружающие люди?
а) часто; б) иногда; в) очень редки; г) никогда.
- Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?
а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.
- Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?
а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться; г) не отвлекаюсь.
9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?
а) легко; б) по-разному, в) с трудом; г) с большим трудом.
10.Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?
а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.
- Методика "Подвижность нервной системы"
- Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?
а) нет, б) очень редко; в) редко; г) всегда.
- Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?
а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.
- Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?
а) да; б) иногда; в) нет, г) никогда.
4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?
|
|
а) очень не люблю работать быстро;
б) иногда доставляет удовольствие;
в) всегда доставляет удовольствие.
5.Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?
а) медленно; б) по-разному, в) быстро; г) очень медленно.
6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?
а) нет, б) по-разному, в) легко; г) очень легко и быстро.
7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбление?
а) нет, б) смотря, когда; в) бурно; г) очень бурно.
8. Как быстро вам удается припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачета?
а) очень медленно, с большим трудом;
б) медленно, но припоминаю все, что знал;
в) быстро припоминаю;
г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.
9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окружающих?
а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.
10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?
а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.
Интерпретация результатов
/. /. Методика "Сила нервной системы"
Шкала балльной оценки свойств нервной системы
Сумма ответов вариантов «в», «г» | 10 – 8 | 7 – 6 | 5 – 4 | 3 – 2 | 1 – 0 |
Баллы |
Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:
56 - преобладает сила нервной системы
46 - имеет место сила нервной системы
36 - свойство неопределенно
26 - имеет место слабость
16 - преобладает слабость
1.2. Методика "Уравновешенность нервной системы"
Шкала балльной оценки свойств нервной системы
Сумма ответов вариантов «в», «г» | 10 – 8 | 7 – 6 | 5 – 4 | 3 – 2 | 1 – 0 |
Баллы |
Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:
56 - преобладает уравновешенность
46 - имеет место уравновешенность
36 - свойство не определенно
26 - имеет место неуравновешенность
16 - преобладает неуравновешенность
1.3. Методика "Подвижность нервной системы"
Шкала балльной оценки свойств нервной системы
Сумма ответов вариантов «в», «г» | 10 – 8 | 7 – 6 | 5 – 4 | 3 – 2 | 1 – 0 |
Баллы |
Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:
|
|
56 - преобладает подвижность
46 - имеет место подвижность
36 – свойство не определено
26 – имеет место инертность
16 – преобладает инертность.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
В разделе представлены методики, позволяющие судить о проявлениях темперамента, под которым понимаются устойчивые индивидуальные особенности, характеризующие динамику психической деятельности. Учитывая их устойчивость, мы приводим несколько довольно больших по объему методик, полагая, что одно-двукратное их применение на протяжении обучения не создаст больших проблем как психологу, так и обследуемому. Тест Г. Айзенка дается в двух формах с учетом возможного повторного обследования. Методика В.М. Русалова впервые позволяет дифференцировать типологические особенности человека проявляющиеся при взаимодействии со средой и обществом. Для исследования уровня притязаний мы предлагаем две методики Ф. Холпе и моторную пробу Шварцландера, учитывая уровень притязаний может изменяться с возрастом учащихся и возможное возникновение необходимости неоднократного тестирования. Методика определения самооценки личности приведена в двух вариантах по другим причинам — один из них лучше "работает", когда речь идет об учащихся 8-14 лет, второй — о старшеклассниках и студентах. Опросник ОТКЛЭ, разработанный под руководством Н.И. Рейнвальд, базируется на теоретическом подходе, выделяющем интеллектуальные, волевые и моральные черты личности и позволяет диагностировать организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и эстетическое развитие старшеклассников и студентов.