Эллинский летописец

Манускрипт, известный как Эллинский летописец, содержит личную подпись Ивана Черного[375]. Официальная церковь рассматривала Эллинский летописец как влиятельную и авторитетную книгу. Таким образом, вместо того чтобы создавать собственную коллекцию книг, диссиденты использовали книги, употребляемые Православной церковью, для того, чтобы указать на ошибки официальной церкви. Эллинский летописец с пометками Ивана Черного уже не является нейтральным документом, но представляет собой вызов заблуждениям официальной церкви. То, каким образом выделены те или иные отрывки данного произведения, раскрывает богословие новгородско–московского движения.

Богословские тенденции Эллинского летописца

На девяносто первой странице своего манускрипта Черный ставит заметку зри напротив истории Иосии, царя Иудейского. Царствование Иосии памятно из‑за попытки реформы религиозной жизни. Иосия начал реформу в Иудее и Иерусалиме, разрушив идолов, установленных на высотах. Он уничтожал алтари Ваала, равно как и другие изображения, которым поклонялся народ. «Вот как он стал чист пред Господом», – провозглашает Летописец [376]. Под образами и идолами русские диссиденты, конечно же, подразумевали иконы и реликвии. Пометка зри направляет внимание читателей к очевидной связи между благоденствием нации и правильным поклонением Богу. Черный не обходит вниманием и многие другие отрывки, имеющие отношение к идолам и идолослужителям.

Другой типичный пример использования автором пометок находится на странице 250, где речь идет о волхве Аполлонии. Эта история потенциально могла быть использована против церковной иерархии. Вывод, к которому приводит записанная Черным история, заключается в том, что многие из тех, кто занимал высокие посты или даже совершал чудеса, на самом деле были лжепророками, которые «искушали говорящих истину»[377].

История предательства также не оставлена Черным без внимания. Во время осады Иерусалима войсками Тита иудейский священник выдал много секретов своим противникам[378]. В контексте политических событий 1480–х годов, когда многие церковные лидеры были активно вовлечены в политические заговоры, эта пометка носила осуждающий характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: