Общие тенденции

Исследователи единодушно связывают Библейский сборник с движением субботников[383]. Эта книга была написана анонимно, а ее переписчиком являлся Иван Черный[384]. Клибанов отмечает, что данная книга характеризуется «строгим и педантичным отношением к библейским текстам — отличительной характеристикой реформаторов»[385]. Он также указывает: «В самом деле, список пропусков, искажений смысла в нашем сборнике значительно меньше, чем в почти современном ему геннадиевском собрании»[386]. Известный русский историк В. Ключевский дает следующую оценку данному сборнику: «В сравнительно небольшой группе книг Священного Писания у Ундольского имеется большая ценность: это — кодекс библейских книг XV века, содержащий в себе все ветхозаветные книги, за исключением некоторых пророческих, а также переведенных с латыни»[387]. Ключевский выделяет данный сборник как древнейший среди прочих древнерусских ветхозаветных сборников. Более того, он отмечает, что перевод в данном манускрипте более точен, чем современный Синодальный текст[388].

На второй странице документа представлена миниатюра, не имеющая аналогов в русской иконографии. Целью данной миниатюры, по всей видимости, было представить и объяснить происхождение библейских книг. На миниатюре изображен архангел Гавриил, передающий откровение Моисею от Бога. Моисей держит левую руку на сердце, а его правая рука и голова направлены в сторону Гавриила. Моисей твердо стоит на земле, в то время как Гавриил лишь слегка касается ее. Манускрипт в руке у ангела почти касается головы Моисея, увенчанной нимбом. Моисей и ангел, таким образом, почти неотделимы друг от друга. Благословляющая рука Божья над ними завершает картину. Ниже сделана надпись: «Божий есть предстатель от него ж повелен бывь яко да восприемиши благодати в сердци своем, божественное сказание о бытии небеси и земли и всякой плоти, иже сотвори Бог вся дела своа исперва и да напишеши сиа в книги».

Наряду с библейскими книгами в манускрипт дополнительно включены исторические книги, что вполне соответствует традиции древней Руси. Библейский сборник содержит истории четырех великих империй: Вавилона, Персии, Греции и Рима; также включена история Египта, история Константина Великого и несколько историй других христианских правителей. У Библейского сборника и Эллинского летописца много общего. Это относится и к богословским акцентам. Например, автор выделяет пометками такие библейские тексты как Исх. 20:2–4; 23:13; 24:17–18; Втрз.5:7–9 и другие места, осуждающие идолопоклонство. Библейский сборник и Эллинский летописец подчеркивают негативное отношение к лжепророкам, волхвам и вызывателям духов. Черный последовательно добавляет пометки к тем библейским историям, которые осуждают людские предрассудки. В свете традиционного учения Православной церкви о почитании мощей и реликвий и о чудесах, совершаемых ими, позиция автора могла быть с легкостью воспринята противниками как призыв к реформации.

Наряду с другими общими тенденциями в этих сборниках можно отметить и критику автором молитв, совершаемых за мертвых, и осуждение идолопоклонства. Акценты Черного постоянно выражены за счет «зри» и «дивно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: