Глава6.Историядвижения санкиртаны. Продолжение. 2 страница

Наконец, один пожилой брахман успокоил всех: «Послушайте меня. Успокойтесь, все будет в порядке. Сегодня утром по дороге к реке Шриниваса встретился с Нарахари Саркарой Тхакуром из Кханды. После этой встречи мальчика охватили экстатические эмоции, и поэтому он так странно себя ведет. Не беспокойтесь, в свой срок он все нам расскажет».

Услышав имя Нарахари, Шриниваса неожиданно рассмеялся и совладал с собой. Но с этого дня в Шринивасе стало расти острое чувство разлуки с Господом. Он громко сокрушался, говоря: «О я несчастный! Я не смог увидеть Господа Чайтанью. Увы, я не могу видеть ни лотосных стоп Нитьянанды Прабху, ни удивительного облика Адвайты Ачарьи. Я не могу общаться со Сварупой Дамодарой, Раманандой Раем и Санатаной. Я не могу принять участие в санкиртане вместе с преданными. Как же несчастна моя жизнь!»

В то время как Шриниваса сокрушался о своей судьбе, он неожиданно услышал голос с неба: «Почему ты даешь волю таким мыслям? По божественной воле Господа Чайтаньи тебе уготовано наводнить всю вселенную любовью к Богу. Рупа и Санатана все еще продолжают писать книги во Вриндаване. Братья с нетерпением ожидают тебя. Если ты хочешь их увидеть, ты должен как можно скорее отправляться во Вриндаван, иначе ты не застанешь их. Хотя твои родители расстроятся, ты должен постараться отправиться во Вриндаван как можно скорее».

Когда люди увидели, что Шриниваса ваял себя в руки и успокоился, они вернулись по домам, и родители почувствовали большое облегчение. Шриниваса попросил поесть, и Лакшмиприя с радостью накормила его обедом.

Шриниваса начал размышлять, как же он может покинуть дом. Его родители еще живы, и, в конце концов, он все еще был маленьким мальчиком. Как же он может один отправиться во Вриндаван? Шриниваса начал искренне молиться о милости Господа Чайтаньи. Очень скоро Чайтанья дас неожиданно заболел лихорадкой и через семь дней оставил этот мир. Шриниваса и его мать были глубоко потрясены и охвачены горем. Лакшмиприя жалобно сокрушалась: «О Господь, зачем ты дал сына нашей семье? Зачем Ты так невыносимо мучаешь этого маленького мальчика? Как я смогу вырастить его? Мне не к кому обратиться. О мой Шриниваса, куда же ушел твой отец?»

При виде, как сокрушается его мать, Шринивасу тоже охватило горе, и он начал громко плакать. В конце концов, он совершил погребальные ритуалы по отцу на берегу Ганги. В это время женщины утешали Лакшмиприю: «Зачем так сокрушаться? Ты очень удачлива, ибо у тебя есть такой сын как Шриниваса. Просто прими у него прибежище и наберись терпения». В это время с неба неожиданно раздался голос: «Почему ты скорбишь, Тхакурани? Разве ты не знаешь, кто твой сын? Отправляйся в Яджиграм и, в конце концов, ты все поймешь. На Шринивасе лежат благословения Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Рупа Госвами со всем рвением пишет книги, ожидая твоего сына, чтобы передать их ему. Послушай, Лакшмиприя! Постарайся хорошо заботиться о своем удивительном сыне. Не поддавайся никчемной скорби». Услышав эти теплые слова, Лакшмиприя успокоилась и совершила погребальную церемонию по своему мужу.

После этого вместе с сыном она отправилась в Яджиграм. Однако Шриниваса был подавлен и решил оставить свою маму в Яджиграме, а самому отправиться в Чаканди. Ночью ему приснился сон, в котором Господь Чайтанья приказал ему отправиться во Вриндаван. Пробудившись, Шриниваса начал думать: «Как же я могу оставить свою маму здесь одну, и как я отправлюсь во Вриндаван, если я не смогу в полной мере вынести всех аскез? Однако Нарахари Тхакур посоветовал мне не терять времени зря». Так Шриниваса начал раздумывать над своим путешествием во Вриндаван.

Проведя несколько дней в Чаканди, Шриниваса перебрался обратно в Яджиграм. Когда Заминдар деревни познакомился со Шринивасой, на него оказало огромное впечатление сознание мальчика, и он попросил его остаться в их деревне. Так Шриниваса прожил здесь достаточно долго, пока у него не появилось желание отправиться в Кханду. Шриниваса построил прекрасную хижину в западной части деревни и, оставив там свою маму, отправился в Кханду.

Когда Шриниваса прибыл в дом Нарахари Тхакура, он увидел сидящего под деревом Шри Рагхунандану. Заметив одухотворенного юношу, Шри Рагхунандана спросил: «Как тебя зовут, и откуда ты родом?» Узнав, кто такой Шриниваса, Рагхунандана очень обрадовался. Он тепло встретил юношу с распростертыми объятиями и горячо обнял его. «Я слышал о тебе все от Шри Тхакура, – сказал он. – Теперь мне выпала добрая удача увидеть тебя лично. Пойдем же к Шри Тхакуру. Мы можем проводить здесь вместе свои дни в поклонении и медитации. Взяв Шринивасу за руку, он провел его в дом Шри Тхакура».

Увидев юношу, Шри Тхакур тепло встретил его: «Заходи, заходи, мой сын Шриниваса. Садись, пожалуйста. Вирачандра Прабху приказал мне как можно скорее послать тебя во Вриндаван». Затем Шри Тхакур обнял Шринивасу и немедленно впал в транс. Наяна Сена Махашая, стоявший неподалеку, быстро отвел Шринивасу к себе домой.

После обеда Тхакур спросил у Рагхунанданы, где Шриниваса, и попросил привести его, чтобы поговорить с ним о «командировке» во Вриндаван. В этот момент, сияющий, в комнату вошел сам Шриниваса. Тхакур спросил его: «Шриниваса, когда и как ты собираешься отправиться во Вриндаван?» Шриниваса ответил: «Я бродяга, что я могу поделать?» Тхакур сказал: «Господь Чайтанья желает, чтобы ты обучился методам преданного служения у Гопала Бхатты Госвами». Шриниваса с пафосом произнес: «Почему ты пытаешься обмануть меня под предлогом путешествия во Вриндаван? Я пришел из Чаканди, чтобы получить твой даршан и принять прибежище у твоих стоп». Тхакур сказал: «Да, это верно, но твоим гуру будет Гопал Бхатта, и я не смею ослушаться указания Господа Чайтаньи. Поживи здесь несколько дней, но помни, что воспевание святого имени Господа – это сам дух Махапрабху».

Затем Шриниваса ушел. Он отправился в уединенное место и начал размышлять, у кого ему следует получить инициацию. Всю ночь он провел в глубоких раздумьях, однако, под конец ночи, по желанию Господа, Шриниваса заснул. Во сне ему явился Шри Гаурачандра и сказал: «Послушай, Шриниваса, ты – воплощение любви, зачем ты ожидаешь иного прибежища? Не теряя времени напрасно, отправляйся во Вриндаван и прими прибежище у стоп Гопала Бхатты Госвами. Он родом из Южной Индии и очень дорог Мне. Рупа и Санатана тоже там, и они передадут тебе все свои книги. Они с нетерпением ожидают твоего прибытия». Восторженный, Шриниваса склонился перед Господом, и его сон закончился.

На следующее утро Шриниваса немедленно отправился к Саркару Тхакуру и рассказал ему о своем сне. Поняв, что Шриниваса получил благословения Махапрабху, Нарахари также благословил юношу, положив руку ему на голову, и сказал: «Пусть во Шри Вриндаван Дхаме исполнятся все твои желания. Я послал письмо о тебе Вирачандре прабху. Оставайся здесь до тех пор, пока от него не придет ответ». Так Шриниваса провел какое-то время в Кханде.

Живя в Кханде, Шриниваса решил посетить Джаганнатха Дева. Он также лелеял надежду услышать Шримад Бхагаватам из уст Шри Гададхары Пандита, после чего он собирался отправиться во Вриндаван. Шриниваса поделился своим желанием с Нарахари, который дал ему разрешение и дал в спутники одного преданного. Нарахари написал письмо и вручил его сопровождающему Шринивасы, после чего они отправились в Пури.

В Пури они посетили храм Джаганнатхи и отправились в храм Шри Гопинатхи, где Пандит Госвами проводил свои дни, страдая от разлуки со своим возлюбленным Шри Чайтаньей Махапрабху. Шриниваса смиренно поклонился, произнеся имена Чайтаньи и Нитьянанды. Услышав имя Чайтаньи, Госвами пришел в возбуждение. Открыв глаза, он спросил: «Кто ты? Заходи, заходи, мой сын! Я хочу обнять тебя. Что за сладостное имя слетело с твоих уст и коснулось моих ушей! Мне приснился сон, что из Бенгалии придет юноша по имени Шриниваса. Он – сын Чайтаньи даса и Лакшмиприйи из Чаканди. Этот Шриниваса будет распространять в этом мире славу лил Радхи и Кришны. Неужели ты и есть тот юноша? Пожалуйста, успокой мое сердце и скажи, как тебя зовут?» Когда Шриниваса представился, Госвами сказал: «Хорошо, что ты пришел. В конце Своих игр в этом мире Господь Чайтанья приказал мне оставаться здесь и ждать тебя. Он сказал мне послать тебя во Вриндаван с письмом для Рупы и Санатаны. Из Вриндавана ты повезешь книги Госвами в Бенгалию. Я очень хочу обучить тебя «Шримад Бхагаватам», но, к несчастью, моя книга стала неразборчивой из-за потоков слез, которые я пролил над ней, читая ее. Я дам тебе письмо для Нарахари с просьбой дать тебе новую книгу. Отправляйся же быстрее и не медли, ибо Господь приказал мне обучить тебя!»

Шриниваса сказал: «Я слышал, что Шри Гопал Бхатта Госвами – это Гуна-манджари в Радха-Кришна лиле, и лелею желание стать его учеником». Услышав имя Гуны-манджари, Пандит Госвами очень обрадовался. Он посоветовал Шринивасе быстрее отправляться в Бенгалию, иначе они могли уже больше не встретиться. Пандит Госвами затем опять начал выкрикивать имена Чайтаньи и Нитьянанды, забывшись в чувствах разлуки с Господом. Шриниваса понял, что ему нужно отправляться как можно быстрее, ибо Пандит Госвами недолго будет оставаться в этом мире.

Шриниваса быстро вернулся в дом Нарахари в Бенгалии. В день его прибытия в доме Вирачандры прабху собралось множество преданных. Шриниваса поклонился Нарахари и смиренно предстал перед ним. Нарахари сказал: «Хорошо, что ты пришел сегодня. Прочитай это письмо, которое только что пришло из Вриндавана. Завершив изучение «Бхагаватам», ты должен отправляться во Вриндаван. Я все понял из письма Пандита Госвами». Затем он прочитал письмо Вирачандре. Все преданные дали Шринивасе разрешение изучить «Бхагаватам» и попросили его не задерживаться, ибо им будет недоставать его общества. Нарахари дал Шринивасе преданного в сопровождающие, и они отправились в путь, воспевая имена Чайтаньи Махапрабху и Гададхары Пандита Госвами.

На окраине Яджипура Шриниваса почувствовал тревогу, и не успели они еще войти в деревню, как получили разрывающую сердце новость о том, что Шри Гададхара Пандит Госвами покинул этот мир. Шриниваса сразу же упал на землю без сознания. Спутник Шринивасы в страхе схватил его за стопы, стараясь привести его в чувство. Когда Шриниваса, в конце концов, пришел в себя, преданный поклонился ему. Однако Шриниваса был безутешен, и горе его не знало границ. Он постился всю ночь и на следующее утро был очень слаб. Его спутник очень нервничал и беспокоился – как он сможет привести Шринивасу назад в Бенгалию в таком состоянии? С огромными трудностями он ухитрился все-таки накормить Шринивасу. Затем они отправились назад в Бенгалию, но всю дорогу Шриниваса плакал.

После обеда они добрались до Шри Кханды, и хотя все обрадовались, увидев Шринивасу, их счастье продлилось недолго, когда они услышали, что он скоро отправляется во Вриндаван. На следующее утро они покинули Шри Кханду и отправились в Навадвипу. Там Шриниваса предстал перед домом Господа Чайтаньи. Он постился в течение четырех дней. Постоянно плача, он громко выкрикивал имя Пандита Госвами. Наконец, он осознал, что хочет есть, после чего попросил немного риса и, сидя на берегу Ганги, приготовил его. На восьмой день он был чрезвычайно слаб. В это время он встретился с Вамшиваданой дасом. Шриниваса представился ему и объяснил, что Прабху приказал ему брать уроки по «Бхагаватам» от Гададхары Пандита Госвами, но ему чрезвычайно не повезло, потому что Пандит Госвами покинул этот мир, так и не дав ему наставлений. Сказав это, Шриниваса вновь начал плакать.

В это время подошел Ишана Тхакур. Он был очень тронут состоянием Шринивасы и его слабым здоровьем. Он понял, что юноша был уполномочен Господом Чайтаньей. Тогда Ишана Тхакур отправился в дом Ишвари (Вишнуприи) и рассказал ей, что встретил на берегу Ганги прекрасного юношу, который жалобно плакал, взывая к имени Шри Гададхары. «Мне было больно видеть его в таком состоянии. Пожалуйста, позволь мне дать ему что-нибудь поесть. А потом я приведу его к тебе, чтобы ты благословила его». Ишана взял риса для Шринивасы и попросил приготовить его. Шриниваса смиренно повиновался. Как только Шриниваса закончил готовить, откуда ни возьмись, появились десять санньяси и сказали Шринивасе, что очень голодны. Шриниваса с радостью угостил их рисом. По милости Господа все одиннадцать вайшнавов (включая Шринивасу) смогли наесться таким маленьким количеством риса.

Когда Ишвари услышала о Шринивасе, ей очень захотелось увидеть его. Тем же вечером, когда она со своими служанками отправилась к реке совершить омовение, ее желание исполнилось. К своему удовольствию, она увидела очаровательного юношу. Сначала она колебалась, думая: «Как я могу заговорить с незнакомым мужчиной?» Но затем решила: «По милости Прабху никакое бесчестье не коснется меня». Она велела Ишане привести к ней этого юношу. Ишана поспешил к Шринивасе и сказал: «Пойдем со мной в дом Махапрабху, ибо тебя зовет Шри Ишвари». Переполненный ликованием, Шриниваса затанцевал и заплакал одновременно.

Когда они подошли к дому Господа Чайтаньи, Шриниваса почувствовал неловкость входить в этот дом. Тем не менее, нервничая, он вошел во внутренние покои и встал поодаль от Шри Ишвари. Ишана представил их друг другу. Когда Ишвари увидела Шринивасу, она осознала, что он был воплощением ее Прабху. Отставив всякую застенчивость, она подозвала к себе Шринивасу и спросила, почему он плачет. Шриниваса смиренно рассказал ей историю Гададхары Пандита Госвами и о своем желании отправиться во Вриндаван. Однако Ишвари посоветовала ему вернуться домой, ибо в таком юном возрасте ему было бы невозможно жить жизнью аскета. Со сложенными руками Шриниваса вновь и вновь просил ее о благословении отправиться во Вриндаван. Он объяснил, что у него не было никого из родных, кроме его дорогой мамы. Ишвари ответила: «Только милость Махапрабху может помочь тебе. Я думаю, что лучше было бы, если бы ты оставался здесь, пока не станешь совсем взрослым». Ишана объяснил Ишвари, что Шриниваса всю ночь плакал о Пандите Госвами. Из-за присутствия Шринивасы Вишнуприю, погруженную в глубокую печаль разлуки со своим возлюбленным Господом Гаурангой, охватили смешанные чувства.

Теперь я опишу вам славу Шри Ишвари и ее преданность воспеванию святого имени. Ежедневно Вишнуприя садилась, ставя перед собой две глиняные чашки: одну пустую, а другую с рисом. Прочитав один круг джапы, она брала рисинку и клала ее в пустую чашку. Так она повторяла святые имена до полуночи, после чего готовила тот рис, который собирался в пустой чашке. Она предлагала этот рис вместе со своими слезами Господу Гауранге, и затем вкушала прасадам. Кому под силу описать славу возлюбленной супруги Господа Чайтаньи, которая была постоянно погружена в общение с Господом через чистое воспевание Харинамы. В этот век Кали-юги нет иного пути освобождения, кроме как воспевание святых имен Господа. Приняв прасад, Вишнуприя ложилась спать.

Однажды под утро два брата (Гаура-Нитай) пришли во сне к Шачимате после санкиртаны и сказали: «О мама, твоя невестка спит у себя в комнате, а Шриниваса – снаружи. Шриниваса призван исполнить Мою миссию в этом мире. Пожалуйста, отправь его вместе с Ишаной к Абхираме.» Сон прервался, и Шачимата сразу же встала с постели, не в силах больше заснуть из-за боли разлуки со своим дорогим сыном. Она рассказала обо всем Вишнуприе.

В это время Ишана спал глубоким сном. Через какое-то время он проснулся и предстал перед Вишнуприей со сложенными руками. Она велела ему скорее привести к ней Шринивасу. Ишана сразу же исполнил ее приказание. Шри Ишвари велела Шринивасе повидаться с Абхирамом. Сказав это, она закрыла голову платком, вышла из комнаты и поместила свою стопу на голову Шринивасе. От прикосновения ее стопы Шриниваса расплакался. Чтобы успокоить его, она сказала: «Шриниваса, ты самая удачливая душа, ибо ты уполномочен представлять Прабху. Вначале ты должен пойти в Шантипур и увидеться с Адвайтой Ачарьей Госвами. Затем отправляйся увидеться с Нитьянандой Прабху в Кхардахе. Джахнава будет очень рада видеть тебя. Затем, увидевшись со всеми, отправляйся во Вриндаван. Желаю тебе успеха».

Шриниваса поклонился и немедленно отправился в Шантипур. Однако он заблудился и не знал, куда идти. Хотя Ишвари посоветовала ему пойти и увидеться с Адвайтой Прабху, он знал, что Адвайта Ачарья покинул этот мир тринадцать лет назад. Как он мог получить его даршан? Пока Шриниваса размышлял, неожиданно перед ним предстала гигантская фигура. Шриниваса не мог ни стоять перед этой личностью, ни взглянуть на нее. Эта необычная личность сказала Шринивасе: «Мой дорогой сын, добро пожаловать в Шантипур. Это Я, Адвайта, стою сейчас перед тобой». Шриниваса сразу же припал к его стопам. Адвайта Ачарья начал сокрушаться о Шри Чайтанье, Нитьянанде, Сварупе, Рамананде Рае и других. Затем Он обнял Шринивасу, положил Свою руку ему на голову и сказал: «Я очень рад увидеться с тобой. Махапрабху пожелал, чтобы ты стал слугой Гопала Бхатты. Рассердившись на Меня, Прабху создал тебя, чтобы ты исполнил Его миссию. Он послал Рупу и Санатану во Вриндаван и велел им писать книги о преданном служении, а от тебя Он ждет, чтобы ты распространял эти книги и проповедовал послание Махапрабху по всему миру. Я пришел сюда только ради того, чтобы увидеться с тобой. Не рассказывай никому об этом. Тебе очень понравится в Кхардахе. Увидевшись с Джахнавой Матой, отправляйся во Вриндаван. Там ты получишь даршан Шри Рупы, а затем ты должен принять прибежище у стоп Гопала Бхатты Госвами…» Произнеся эти слава, Адвайта исчез. Расстроенный, Шриниваса заплакал.

В это время мимо проходила Сита деви (супруга Адвайты Прабху) по дороге к реке, чтобы принять омовение. Увидев очаровательного юношу, плачущего на обочине дороги, она сразу же по-матерински обняла его. Успокоив его теплыми словами, она спросила: «Мой дорогой мальчик, кто ты, и почему ты плачешь? Я думаю, ты, должно быть, получил даршан моего Господа». Шриниваса ответил: «Я? Шриниваса из Чаканди. Ишвари велела мне увидеться с тобой». Вспомнив о пророчестве Ачьютананды, она чрезвычайно обрадовалась встрече со Шринивасой.

В это время мимо проходил Гопал Госвами. Он поклонился Сите деви, и она попросила его посмотреть за Шринивасой, пока она примет омовение. Омывшись, Сита деви отвела Шринивасу и Гопала к себе домой. Затем она приготовила прасад и, предложив его Кришне, накормила Гопала и Шринивасу. Эту ночь они переночевали в Шантипуре… Наутро Шриниваса принес поклоны Сите деви и попросил ее разрешения отправиться в путь.

Благословения преданных.

Как только Шриниваса вступил в Кхардаху, он исполнился восторженной любви и начал танцевать. Вирачандру прабху, сидящего в это время рядом со своей мамой, неожиданно охватила дрожь. Заметив это, Тхакурани сказал: «Вероятнее всего, какой-то великий Бхагавата пришел к нам сюда. Может быть, тебя заставил дрожать Шриниваса из Чаканди? Я также слышу, как множество людей воспевают имена Радхи и Кришны. Мой сын, это все благоприятные знаки. Пожалуйста, выясни, кто пришел. Если это Шриниваса, немедленно приведи его ко мне, чтобы остудить мое полыхающее сердце».

В это время вошел Ишана и сказал: «Там, снаружи, тебя ожидает прекрасный юноша и плачет». Она сразу же велела сыну привести его. Когда Вирачандра вышел из дома и увидел божественную красоту юноши, он сразу же узнал в нем Шринивасу и горячо обнял его. Шриниваса поклонился, и Вирачандра нежно поднял его. Когда Шриниваса представился, Вирачандра сказал: «О долгожданный друг! Провидение смилостивилось надо мной, дав мне возможность увидеться с таким бриллиантом среди преданных, как ты».

Вирачандра провел Шринивасу в дом, где его с нетерпением ожидала Шри Ишвари. При виде юноши ее охватили духовные эмоции, и она начала взывать к именам Чайтаньи, Нитьянанды и Навадвипы-дхамы. Держа Шринивасу за руку, Вирачандра попросил у своей мамы для Шринивасы разрешение отправиться во Вриндаван. Шри Джахнава сказала: «Отправляйся во Вриндаван как можно скорее и прими прибежище у лотосных стоп Рупы Госвами. Если ты не поторопишься, ты не успеешь получить их даршан. Отправляйся быстрее во Врадж и ищи прибежище у Гопала Бхатты». Она велела принести прасад для Шринивасы и сказала Вирачандре написать письмо для Абхирама и передать его с Ишаной. В письме она попросила Абхирама трижды ударить его кнутом – это была загадка, которую никто не мог разгадать. После этого Вирачандра дал Шринивасе остатки прасада Ишвари. Насладившись прасадом, Шриниваса забылся в восторге любви. Тогда Вирачандра взял руки Шринивасы в свои, что привело его в чувство. Вирачандра также посоветовал Шринивасе отправляться скорее во Вриндаван, а иначе он мог уже не застать Шри Рупу.

Затем Ишана отвел Шринивасу увидеться с Абхирамом. Поклонившись Абхираму, Ишана передал ему послание от Ишвари, в котором она просила даровать Шринивасе божественную любовь. Абхирам с радостью встретил Шринивасу и Ишану и усадил их поудобнее. Он обрадовался, что Ишвари попросила его побить Шринивасу кнутом. Но сначала он решил проверить юношу, и дал ему восемь монет с просьбой потратить их так, как считает нужным. Таким образом он мог бы проверить, насколько отрешен этот юноша.

Когда Шриниваса получил монеты, он начал размышлять, как с ними поступить. Наконец, он решил купить риса и зеленых бананов. Разведя огонь на берегу реки, он приготовил прасад. Когда Шриниваса собирался поесть, Абхирам Тхакур послал к нему двух преданных. Повинуясь Абхираму, преданные пришли к Шринивасе как раз в тот момент, когда он предлагал Кришне прасад и воду для ополаскивания рта. Когда преданные попросили у Шринивасы поесть, он очень обрадовался выпавшей возможности послужить вайшнавам. Он разложил рис на три тарелки и попросил преданных принять прасадам. Они были очень удовлетворены и доложили Абхираму, что прасад, которым их накормили, был вкусом подобен нектару. Довольный, Абхирам попросил Ишану привести к нему Шринивасу, а сам достал кнут и положил его по левую сторону от себя.

Когда Шриниваса пришел и поклонился стопам Абхирама, Госвами собственноручно ударил его кнутом три раза. В это время в комнату вошла Малини, жена Абхирама. Она схватила Абхирама за руку и сказала: «Больше не надо хлестать этого мальчика – ты и так дал ему достаточно божественной любви. Этот юноша-брахман исполнен сознания Господа Чайтаньи». Затем Малини отвела Шринивасу в другую комнату, где удобно расположила его. Шриниваса провел эту ночь в доме Абхирама.

На следующее утро Абхирам велел Шринивасе: «Быстрее отправляйся во Вриндаван и прими прибежище у стоп Гопала Бхатты Госвами. Там ты увидишься с исключительно отрешенными преданными, такими как Санатана, Рупа, Локанатха и Рагхунатха дас. Ты сможешь обрести все по милости Господа Чайтаньи. Теперь тебе пора идти. Нарахари Саркара с нетерпением ожидает тебя. Увидевшись с ним, отправляйся во Вриндаван».

Когда настало время уходить, Шриниваса заплакал, выражая свои сомнения, сможет ли он делать какое-нибудь полезное служение для Господа. Абхирам успокоил его: «Ты сам не знаешь себя. На тебе лежит благословение Господа Чайтаньи. Он поможет тебе распространить движение санкиртаны по всему миру. Теперь отправляйся во Вриндаван и не медли. Я также благословляю тебя, что по дороге никто не причинит тебе зла». Вдохновленный, Шриниваса радостно отправился в путь.

Когда Шриниваса вновь увиделся с Нарахари Саркарой, Тхакур также посоветовал ему скорее отправляться во Вриндаван, но сначала он должен был получить разрешение у своей мамы. Ближе к сумеркам Шриниваса отправился к себе домой и поклонился маме. Когда он попросил ее разрешения отправиться во Вриндаван, у нее защемило сердце. Она не хотела разлучаться со своим возлюбленным сыном, ее единственным прибежищем. Поэтому она запретила Шринивасе идти. Однако Шриниваса не уступал. Снова и снова он упрашивал свою маму, пока она, наконец, не согласилась. Ночью ему приснилось, что он начал свое путешествие во Вриндаван.

Уход Рупы и Санатаны.

В это время во Вриндаване Шри Рупа Госвами начал очень беспокоиться о задержке прибытия Шринивасы. После ухода его возлюбленного брата Санатаны он чувствовал себя очень слабым. Он не знал, сколько он еще останется в этом мире. Утром Шри Рупа отправился к самадхи Санатаны. Жалобно вздыхая, он восклицал имя Шринивасы. Оттуда он направился к Шри Дживе Госвами и другим преданным, жившим на берегу Ямуны. Увидев их, Рупа Госвами сказал: «Вы все выглядите очень счастливыми, однако я очень несчастен. Я не знаю, почему Шриниваса никак не может дойти до Вриндавана. Он родился в семье брахмана просто чтобы исполнить миссию Господа Чайтаньи. Но сейчас так важно, чтобы он прибыл сюда как можно скорее, иначе я боюсь, что не застану его». Взяв Шри Дживу за руку, он сказал: «Я подозреваю, что Шриниваса вышел из Яджиграма вчера вечером. Пожалуйста, следите за тем, когда он придет во Врадж».

В это время Шриниваса начал свое путешествие во Вриндаван. Боясь, что спутники Махапрабху оставят этот мир до того, как он успеет добраться до Вриндавана, всю дорогу он буквально бежал, погруженный в мысли о Господе Чайтанье, Рупе, Санатане и Бхатте Рагхунатхе. Его ум постоянно пронзал страх не успеть увидеться с ними. Так он добрался до Гадидвары, а оттуда до Патны. Иногда он целыми днями постился, а иногда принимал немного прасада. Добравшись до Варанаси, он отправился на берег Ганги и посетил гхат, где однажды принимал омовение Господь Чайтанья. Шриниваса принес в этом месте поклоны. На западной стороне реки был расположен дом Чандрашекхары. Раньше Санатана Госвами в одежде дервиша ожидал у крыльца этого дома даршана Махапрабху. Теперь на этом месте росла туласи, и Шриниваса принес там свои поклоны. Затем он вошел в дом и увидел там пожилого вайшнава. Шриниваса поклонился, и пожилой вайшнав обнял Шринивасу и спросил, как его зовут. Преданный обрадовался, познакомившись со Шринивасой, и объяснил, что он был учеником Шри Чандрашекхары, по чьему желанию он жил здесь и присматривал за домом. Затем он показал Шринивасе асану, где сидел Чайтанья Махапрабху. Чувствуя боль разлуки с Господом и Его преданными, пожилой преданный потерял сознание. Очень заботливо Шриниваса помог ему прийти в чувство. Они провели всю ночь, обсуждая игры Господа Чайтаньи.

Наутро Шриниваса попрощался и отправился в Праяг. Он омылся в Тривени и провел там один день. Когда на следующий день он вновь отправился в путь, какой-то благочестивый человек пожертвовал Шринивасе четыре пайсы, на которые Шриниваса смог жить два дня. Утомительное путешествие сказалось на здоровье Шринивасы, и он начал спрашивать, как далеко еще оставалось до Вриндавана. Когда Шриниваса узнал, что он находился еще в четырех днях ходьбы, он принял омовение и, очень уставший, прилег под деревом отдохнуть.

В это время мимо проходили пять преданных из Вриндавана. Найдя Шринивасу совершенно истощенным, они дали ему сушеного гороха и гура. Поев, Шриниваса попил и почувствовал прилив сил. Затем вайшнавы и Шриниваса какое-то время еще поговорили о разном. Шриниваса расспросил их о Вриндаване, и они сказали ему, что он может увидеться там с Рупой, Гопалом Бхаттой, Локанатхой Госвами, Шри Дживой и Бхугарбхой. Они также сказали, что Шри Санатана Госвами покинул этот мир. С тяжелым сердцем Шриниваса попрощался с ними и продолжил свой путь во Вриндаван. Он дошел до Агры, а оттуда отправился в Гокулу. Перейдя через Ямуну, он прибыл в дом Нанды Махараджи. На следующее утро он подошел к Матхуре, месту явления Господа Кришны и посетил там множество святых мест. Красота Матхуры напомнила ему описания Вайкунтхи, приведенные в священных писаниях. Все жители Матхуры были очень жизнерадостными. Шриниваса посетил Вишрама Гхат, где он полил несколько капель священной воды себе на голову и уселся лицом на восток. В это время мимо шли три бриджабаси, обсуждая уход Санатаны, Рагхунатхи Бхатты и, вот недавно, Рупы Госвами. Не веря своим ушам, Шриниваса подошел к ним со сложенными руками и спросил, о чем они говорят. Они ответили: «О брат, что мы можем сказать? Теперь Вриндаван опустел. Лишь по своей злой судьбе мы не смогли умереть раньше, чем все это случилось. Мы не можем вынести разлуки со Шри Рупой Госвами».

Шриниваса был ошеломлен. Он немедленно встал и отправился в путь, горестно сокрушаясь: «О провидение, я не могу винить тебя, но моя злая судьба топит меня в пучине страдания. Ослепленный слезами, я не вижу перед собой дороги». Так, сокрушаясь, Шриниваса бесцельно скитался по улицам Матхуры, в полном забвении всего окружающего. Невозможно описать страдания Шринивасы. Только по милости духовного учителя я хоть что-то смог написать об этом случае.

Во Вриндаване.

Сидя под деревом, Шриниваса беспрестанно плакал. Он катался по земле, как безумный, и проклинал свою злую судьбу, чувствуя себя обманутым во всех отношениях. Приказания, данные Господом Чайтаньей, исполнить было невозможно. Он не смог увидеться с Махапрабху в Пури и не смог изучить «Бхагаватам» под руководством Пандита Госвами. Несмотря на тот факт, что Нарахари Саркара Тхакур, Шри Ишвари и Шри Джахнава приказали ему отправиться во Вриндаван увидеться с Рупой и Санатаной, теперь он не смог исполнить и их желание. Он чувствовал, что его жизнь стала бесполезной. Он желал принять прибежище у стоп Гопала Бхатты, но как он мог оставаться в живых без общества Шри Рупы Госвами? Так сокрушаясь, Шриниваса лежал под деревом, словно мертвый. Неожиданно перед ним явились Рупа и Санатана и сказали: «Вставай, мой дорогой мальчик. Отправляйся во Вриндаван и прими прибежище у стоп Гопала Бхатты, ибо ты получишь наши благословения через него. Поживи какое-то время со Шри Дживой Госвами, и он обучит тебя науке преданного служения».

Шриниваса встал и затем поклонился им. С трепетом он взирал на их прекрасные золотые фигуры. Их головы были украшены шикхами, тилакой и кантхи-малами. На их телах были написаны имена Радхи и Кришны, и они были одеты в каупины и бахирвасу. Они повторяли святые имена, отсчитывая их число на пальцах, время от времени восклицая: «Радха! Кришна!» Приятный аромат исходил от их тел, и чудесные улыбки обнажали их ослепительные зубы. Шриниваса упал на землю в восторге. Рупа и Санатана поставили стопы ему на голову и затем исчезли. Шриниваса подумал и решил продолжить путь во Вриндаван.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: