После разработки товара с учетом его использования после продажи, а также ряда четко обозначенных целей в отношении объема и качества услуг, предоставляемых потребителю, необходимо определить характеристики системы управления техническим обслуживанием на протяжении всего срока предложения.
Следует подчеркнуть, что данная задача необязательно возникнет при выведении на рынок каждого нового «товара», если уже существующая организация позволяет выполнять задачи по предложению услуг соответствующего объема и качества, которые были определены как элементы предложения на рынке.
Для того, чтобы установить эффективную систему управления предложением «товара-услуги», необходимо принять следующие экономические и организационные решения [20]:
1. Решение относительно экономической задачи услуг. То есть:
- Каков уровень рентабельности услуг?
- Каков общий уровень рентабельности услуг для предприятия? Какую часть доходов приносит предоставление услуг? И т. д.
2. Решение относительно способа оплаты услуг:
- Каковы различные возможности оплаты услуг?
- Каковы виды оплаты, которые позволяют возвести наиболее прочные барьеры на пути конкурентов?
- Какова наиболее обычная практика в данной сфере?
- Как планировать доходы? И т. д.
3. Существует необходимость сотрудничества с другими фирмами в сфере смешанного сервиса или нет:
- Возможно ли сотрудничество с другими компаниями, которое позволило бы осуществлять совместные инвестиции в смешанный сервис?
- Каковы экономические преимущества и увеличение затрат, связанные с координацией и компромиссами, обусловленными таким сотрудничеством?
- Рискует ли предприятие, идя на кооперацию с другими фирмами?
4. Определение адекватной политики в деле наделения полномочиями и в мотивации агентов смешанного сервиса:
- Привлечь внимание персонала к вопросам управления, в частности к вопросам предоставления услуг и контроля за качеством.
- Определить коммерческие цели послепродажного обслуживания и регулировать изменение системы, начиная с рассмотрения технических вопросов и кончая рассмотрением вопросов рентабельности, и т. д.
Поиски сотрудничества с другими фирмами в целях уменьшения затрат
После проведения сегментации предложения услуг в рамках интегрированной концепции разработки и управления товаром необходимо произвести оценку возможностей заключения соглашений между несколькими фирмами с целью удовлетворения потребностей, существующих в некоторых сегментах рынка, на приемлемом уровне затрат.
Но следует помнить, что распределение обязанностей при производстве продукции позволяет уменьшить затраты, только если производство достаточно чувствительно к экономии на масштабах и к эффекту накопления опыта. Осуществление совместного производства позволяет достичь удовлетворительных объемов, быстрее добиться высокого уровня овладения данным сегментом рынка или требуемого технологического уровня, увеличить скорость обучения или же обнаружить возможности, существующие за пределами данного сектора. Тем не менее совместное производство со своей стороны порождает новые проблемы: возникает необходимость расходовать средства на координацию деятельности предприятий; происходит частичная потеря гибкости: ресурсы, находящиеся во владении объединения, приходится тратить на выполнение большого числа задач. Примеры преимуществ в конкурентной борьбе, которые дает объединение усилий в сфере послепродажного обслуживания, приведены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Примеры преимуществ в конкурентной борьбе, которые дает объединение усилий в сфере послепродажного обслуживания
Потенциальные преимущества в конкурентной борьбе, получаемые различными компаниями | Вероятные источники дополнительных расходов на уровне ассоциации |
Возможность лучшего использования потенциала аппарата обслуживания, если запросы различных предприятий неодинаково распределены во времени | Трудность использования лишних ресурсов в периоды низкой активности в случае несовпадения сезонности спроса на техническое обслуживание со стороны различных компаний |
Уменьшение затрат на оказание услуг | Усложнение ремонтных работ, производимых техническими специалистами объединения, ввиду разнообразия оборудования и необходимых знаний |
Продолжение таблицы 2.5
Развитие возможностей проведения ремонтных работ благодаря сети технического обслуживания и концентрации инвестиций в ремонтное оборудование | Большое число требований к качеству услуг и необходимость располагать системой, способной адаптироваться к большому числу различных ситуаций и потребностей |
Стратегический интерес развития объединений в сфере послепродажного обслуживания особенно четко проявляется в тех секторах, в которых технология отличается большой сложностью, а проведение ремонтных работ требует очень значительных капиталовложений. Также обстоит дело и в тех секторах, в которых положение клиентов в значительной мере зависит от надежности обслуживания