Художественная программа

Принципиальное отличие художественной программы от канона состоит в том, что в ее структуру входит теоретическая рефлек­сия и, соответственно, процедура теоретического моделирования художественной системы. Каноническая программа создавалась тра­дицией, художественная программа выдвигается художниками, крити­ками, теоретиками, идеологами, литераторами и другими предста­вителями данного направления в искусстве сознательно, как твор­ческая платформа. Выдвигаемая теоретическая платформа художест­венного течения обычно содержит в себе элементы самых разных представлений: философских, религиозных, научных, нравственных. Но самым главным является то, что все это объединяется и синте­зируется в целостную художественную концепцию на основе той специфической формы теоретической рефлексии, которая для худо­жественного программирования имеет решающее значение, - на ос­нове эстетической рефлексии.

Разрушение целостной канонической модели мира компенсиро­валось эстетической рефлексией, способной стягивать "рассеян­ный в смысле мир" (М.М.Бахтин) и замыкать его на человеке. Культурная программа, выступавшая в системе канона как априорная форма сознания, в художественной системе предстает как эстетическая форма сознания, эстетическая концепция данной художественной системы и, в сущности, как художественная модель мира и программа творческого течения.

Опираясь на модель эстетической рефлексии М.М.Бахтина мы выделяем три основных типа эстетик в целостной структуре эстетического сознания:

- эстетика целесообразности;

- эстетика смыслосообразности;

- эстетика формосообразностей (композиционная эстетика). Поскольку эстетическая рефлексия есть главный структурный признак художественной системы, отличающий ее от канона, есть смысл коротко изложить суть трех типов эстетик в контексте идеи программирования.

25. Эстетика целесообразности. Сутью эстетической рефлексии является созерцание со­держания в предметной форме, в силу чего форма оказывается зна­чащей, языком выражения содержания. Предметом эстетики целесообразности является отношение меж­ду формальной и материальной структурами эстетического объекта. Эта эстетика вносит в культуру эстетически отрефлектированные принципы построения материальной структуры объекта. Например, введенный Виолле-ле-Дюком эстетический принцип конструктивности запрещал механически переносить внешние формы культурных образ­цов на новые архитектурные сооружения, поскольку такой перенос противоречил логике целесообразного строения эстетизированного культурного образца. Эстетика целесообразности программирует такой тип художника, который всегда проблематизирует объект с точки зрения внутренней его целесообразности. Целесообразность здесь выступает как эстетический принцип. При этом предполага­ется, что смысловая структура объекта художнику дана априорно, поэтому она во внешний план сознания не выносится. Такого ху­дожника нельзя спрашивать о смысловой основе его концепции, как нельзя спрашивать человека о том, каким способом он переварива­ет пищу. Не пользуется такой художник и готовыми композиционны­ми языками, ибо его эстетическая активность направлена как раз на преодоление сложившегося формального языка и подготовку ре­ального базиса для создания нового композиционного языка. Такой художник эпатирует публику своим антиэстетизмом и отрицанием какой бы то ни было красоты, кроме красоты самой целесообразно­сти. Целесообразность сама заключается художником в "картинную рамку" и "вывешивается на стену" для эстетического созерцания.

26. Эстетика смыслосообразности. Предметом эстетики смыслосообразности является отношение между смыслом и формой эстетического объекта. При этом целесо­образность материальной структуры берется как уже данная и снятая в формальной структуре. Эта эстетика во всем симметрична эстетике целесообразности, только с опорой на категорию смысла. В ней целесообразность трактуется как вторичное качество, по­бочный продукт смыслосообразности. Эстетика смыслосообразности обращена к действительности этического поступка, она "обрамляет" и делает возможным эстетическое созерцание добра и зла. Именно, эта эстетика программиру­ет художественный идеал человечного человека, соответствующего Гуманитарным (а не естественнонаучным) представлениям о человеке. Если эстетика целесообразности говорит о том, как позна­вать жизнь, то эстетика смыслосообразности - о том, как ее по­нимать, что в ней ценить.

27. Эстетика формосообразности. Занимая эту эстетическую пози­цию, художник творит формосообразный мир, т.е. организует мир по правилам и принципам композиционной формы, художественного языка, в частности стиля. Эта эстетика - эстетика формосообразности - программирует тип художника-артиста, маэстро, владеюще­го школой и творящего красоту как таковую. Владеть художествен­ной формой - это значит владеть программой композиционного моделирования действительности. Так, художественная программа классицизма, включавшая в себя и определенную этическую платформу, и принципы целесообразности, кристаллизовалась в формальной художественной системе, композиционном языке, правилам ко­торого обучали в академиях художеств и который стал сам по се­бе эстетическим предметом - красотой в чистом виде. Художник, моделировавший мир не по правилам этого языка, квалифицировал­ся как пачкун, исказитель красоты мироздания.

Эстетика формосообразности проводит резкую черту между ис­кусством и не искусством, между эстетическим и не эстетическим объектом. Носителями художественной программы в этом случае являются школа, образование и культурные образцы, принятые шко­лой. В противоположность этому эстетика целесообразности (вер­немся к ней еще раз) выступает критиком всех существовавших когда-либо школ и ищет образцы-носители программы вне сложив­шихся границ искусства. Каждая художественная система проходит все три фазы в своем развитии. В последней фазе ее программа кристаллизуется в виде формальной системы языка, правил композиции. Все три эстетики взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга в единой системе эстетического сознания, покоящейся на единстве и целостности структуры эстетической рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: