Анализируя дизайн-программу У.Морриса или других известных в истории дизайна деятелей, всегда отмечают погруженность этих программ в питательную среду художественно-эстетических концепций своего времени, с одной стороны, и практическую их направленность, идею жизнестроительства - с другой. Сам переход У.Морриса из искусства в жизнестроительство является моделью профессии дизайнера и сущностью дизайн-программы.
Дизайнерское программирование состоит из следующих основных фаз:
- получение сигнала из социального мира (позиция исследователя);
- введение сигнала в художественную систему (позиция художника);
- замещение идеальных значений художественной модели реальными значениями проектируемого социального объекта; это замещение разыгрывается в воображении и моделируется в культурном образце (позиция проектировщика).
Отождествляясь с художественной позицией, дизайнер сохраняет и момент внешнего - критического и исследовательского - отношения к ней, т.е. имеет точку опоры вне художественной системы. Это позволяет ему относиться к художественной позиции как к роли, а к художественной системе как к своеобразной сцене, на которую дизайнер временно переносит социальный мир и, преобразив его, возвращает обратно в реальность. Играя роль художника, дизайнер одновременно остается исследователем, включающим эту роль в рациональные модели, связывающие ее с социальным миром и замещающие идеальные значения художественной модели мира реальными значениями научной модели. Но процесс замещения в тс же время управляется эстетической рефлексией. Художественная позиция является точкой опоры для научной модели. Кроме того, обе позиции совмещаются в третьей - проектной, включающей научно-художественную модель объекта в социально-техническую систему, в практику.
|
|